Фото&Техника

08/2011
02/2011
07/2007
33/2006
18/2006

06/2006

33/2005
18/2005
34/2004
20/2004
7/2004
33/2003

ПОИСК

ИНФОРМАЦИЯ

О нас
Контакты
Где купить?
Реклама на сайте
Подписка на новости
Карта сайта








  главная    содержание    форум    архив  

Статья

С чего начинается студия?

Освещение, особенно освещение искусственное — одна из самых сложных техник в фотографии. Освещение подразумевает больше, чем включение одной или двух ламп, это в высшей степени творческое средство фотографии — само слово фотография значит «письмо светом». Естественный источник света — солнце, бесконечно разнообразный в своем настроении и эффектах. Но, к великому сожалению, этим источником света невозможно управлять. Оно изменяет направление и цветовой баланс, прячется за облаками и издевательски красиво играет своими лучами, заходит за горизонт и появляется с рассветом… Искусственный свет — более предсказуемая альтернатива. Электронная вспышка является сложным искусственным источником света, заменяющим дневное освещение. Современная фотография связана с импульсными устройствами крепкой «любовью», а студийное оборудование вообще обеспечивает практически неограниченные возможности на съемочных площадках.

 

ИСТОЧНИКИ СВЕТА

Сердцем любой фотостудии являются импульсные осветительные устройства, которые по конструкции разделяются на два класса. Приборы генераторного типа представляют собой систему, состоящую из нескольких отдельных модулей — генераторного блока, где размещены все электрические схемы, цепи питания, элементы управления и осветительных головок, где установлены лампы импульсного и пилотного света. Генераторы выпускаются с симметричным и асимметричным распределением энергии. Первые обеспечивают изменение мощности с одинаковым уровнем для всех каналов, вторые дают возможность управлять импульсом каждой осветительной головки отдельно.

Другой класс — это приборы более простой конструкции, где вся «электроника», лампы и органы управления размещены в одном корпусе. Называются такие устройства моноблоками. Моноблочные системы на российском рынке продаются намного активнее, чем генераторы. Что бы мы не говорили по этому поводу, но главная причина такой ситуации одна — генераторные системы сильно превышают стоимость моноблоков. Никакие очевидные преимущества генераторов не убеждают российских фотографов в том, чтобы они покупали именно генераторные системы. Российский фоторынок, мягко говоря, далек от совершенства, а гонорары фотографов пока не позволяют оборудовать фотостудии надежными и мощными генераторами. Минимальная же цена моноблоков средней мощности с плавной регулировкой составляет примерно 400—500 долларов, что позволяет многим нашим фотографам оборудовать студии профессиональным осветительным оборудованием. Наконец-то ушли в прошлое времена «филов», «лучей» и самодельных зонтиков.

Выбор осветительных приборов, пожалуй, самая важная и сложная часть расчета фотостудии. На нашем рынке представлены практически все европейские бренды, которые производят «свет». Появление китайских и корейских производителей расширило список марок и моделей импульсных источников света. Большой выбор оборудования при его покупке в основном добавляет головной боли не только начинающим, но и опытным фотографам. Связано это в первую очередь с ценами на моноблоки и аксессуары. Пока можно утверждать, что в этом сегменте практически всегда действует закон — дороже, значит лучше. Ну а большой выбор всегда лучше, чем дефицит.

При оборудовании студии генераторными системами фотограф получает ряд преимуществ. Совокупность высокой мощности и скорости, стабильности и надежности, которую обеспечивают «генераторы», а также удобство при съемках (малый вес и габариты осветительных головок, управление несколькими приборами одновременно с единой панели и т. д.) делают эти системы идеальными для коммерческой студийной работы. Но высокая стоимость «генераторов» — это серьезный барьер при покупке оборудования для российских фотографов. Хочется надеяться, что ситуация будет меняться.

Вернемся к моноблокам. Энергия импульса моноблоков варьируется от 100 до 1500 Дж. Самые популярные источники света у российских фотографов — это приборы средней мощности. Хотя понятие «средней мощности» достаточно условно, отметим, что это определенный класс моноблоков, выдающих энергию от 400 до 600 Дж. (Напомним, что основная характеристика импульсного осветительного оборудования — это максимальная энергия импульса, которую «генерирует» система — моноблок или генератор — в процессе работы). Несмотря на такую популярность «средних» моноблоков, заметим, что лучше оборудовать студию мощными моноблоками с энергией импульса не менее 1000 Дж. Наличие мощных осветительных приборов продиктовано вполне объективными причинами: а) возможность работать на малых диафрагмах;

б) свободно применять насадки, которые «съедают» большое количество светового потока или имеют большие рассеивающие и отражающие поверхности;

в) когда прибор используется на значениях меньше максимального, перезарядка происходит быстрее, длительность импульса уменьшается, а ресурс прибора только увеличивается. Тем не менее, если не хватает средств на «большие» моноблоки, покупка 500—600?джоулевых приборов также будет правильным шагом и хорошим выбором для оснащения мастерской. Приборы меньшей мощности предназначаются для выездной работы, так как они обычно легче и компактнее в размерах.

Студийные источники света позволяют изменять энергию импульса и управлять яркостью пилотного света. Регулирование — это основная функция осветительных приборов. Бывают два способа регулировки: пропорциональный и раздельный (свободный). Пропорциональный способ обеспечивает совместное регулирование импульсной и пилотной ламп одним регулятором, что достаточно удобено, если используются все приборы одинаковой мощности, с одними и теми же лампами постоянного света. Другой способ обеспечивает раздельное (свободное) изменение энергии импульсной лампы и яркости пилотного света. Раздельная (непропорциональная) регулировка дает больше свободы для фотографа. Появляется возможность вручную подбирать соотношение лампы-вспышки и «пилота», а также визуально, по индикации на шкалах регулирующих устройств, контролировать точность установки обеих ламп. Но, пожалуй, самое важное — это возможность использовать моноблоки различной мощности и визуально оценивать светотеневой рисунок. Моноблоки с раздельной регулировкой можно подстроить друг под друга путем установки на всех приборах необходимого соотношения пилотной и импульсной ламп.

Работа в студии требует очень тщательной постановки света, максимально близкого сходства светотеневого рисунка от пилотного и импульсного света. Поэтому необходимо, чтобы приборы с одним регулятором имели одну и ту же энергию импульса, а также одинаковые по мощности пилотные лампы. Это позволит корректно контролировать светотеневой рисунок и контраст освещения на объектах съемки. Учитывая особенности регулировки и то, что байонетное соединение у каждого производителя эксклюзивное (есть исключения — например, многие азиатские фирмы используют байонет bowens, моноблоки российской фирмы Марко — байонет Elinchrom, а приборы Prograf совместимы с насадками hensel), рекомендуется оборудовать студию одинаковыми по мощности приборами, принадлежащей одной марке или системе.

В дополнение к вышесказанному отметим, что все приборы с расширенными возможностями имеют функцию автоматического сброса энергии. При уменьшении импульса вспышки лишняя энергия сбрасывается автоматически. Для визуального контроля готовности моноблоков к работе, а также контроля включения основных и дополнительных функций на панели управления имеются световые индикаторы. Часто реализована функция звуковой сигнализации готовности к работе и режим пригасания пилотной лампы. В «осветительном мире» эту функцию называют оптической индикацией. В момент срабатывания импульса происходит выключение или неполное выключение (пригасание) пилотной лампы, и после перезарядки пилотный свет включается, подтверждая готовность прибора к работе. То же самое происходит при уменьшении энергии лампы-вспышки.

Применение современных разработок при производстве студийной осветительной техники позволяет фирмам-производителям улучшать характеристики приборов, делать их компактнее и легче, при этом «начинять» различными функциями все больше и больше. Благодаря развитию цифровых технологий, использованию микропроцессоров компании практически перешли на производство приборов с цифровым управлением, с возможностью программирования параметров и использования пультов дистанционного управления. В последнее время активно используется управление осветительными системами по радиоканалам и при помощи компьютера. Очевидно, чем больше функций, тем удобнее работать с приборами, тем больше возможностей у фотографа для реализации творческих идей.

Учитывая, что в фотографии используется рисующий, заполняющий, фоновый и контровый свет (конечно же, не только эти виды освещения), количество приборов должно быть никак не меньше. Лучше, когда студия оборудована 6—8 источниками света, но 4 прибора — это минимум, который обеспечит более или менее комфортную работу. Пример использования большого количества источников света, а именно 8 моноблоков — обложка этого номера.

 

ФОРМИРОВАТЕЛИ ОСВЕЩЕНИЯ

Без владения техникой создания светового рисунка кадра невозможно подойти к решению художественных задач, определяемых общим понятием «световое решение снимка». Эти задачи возникают в тот момент, когда фотограф переходит к определению качественных характеристик освещения. Света и тени — важнейшие компоненты изображения. Для передачи на снимке объемов, пространств, рельефов, фактур, т. е. привычных характеристик объемного и пространственного действительного мира, фотограф использует и светотень, и светотональные сочетания. Функция освещения, которую принято называть изобразительной, заключается в свободном и выразительном изображении тех черт действительности, которые впрямую на снимке не фиксируются. Иллюзии объемов и пространства фотограф добивается своими изобразительными средствами, и, конечно, освещению здесь отводится едва ли не первая роль. Создать качественное освещение мастеру помогают всевозможные насадки, устанавливаемые на осветительные приборы. Поэтому, оснащая студию, отдельное внимание необходимо уделять устройствам, которые формируют световой поток.

Одним из самых распространенных типов насадок является рефлектор. Рефлекторы могут быть самых разных размеров и иметь всевозможные фактуры отражающих поверхностей. Когда используется прямой поток излучения от источника света, то на объекте образуется глубокая тень. При использовании рефлектора переход от света к тени становится градиентным. Чем больше отражающая поверхность рефлектора, тем больше переотраженные лучи смягчают светотеневой переход. Стандартные рефлекторы обеспечивают расхождение светового пучка в пределах 55—60 градусов (это значение не имеет стандарта и у разных производителей может отличаться). Другие рефлекторы общего назначения могут иметь разный диаметр и угол охвата светового потока. Чаще всего угол варьируется от 40 до 70 градусов. Со всеми такими насадками можно использовать фильтры и другие приспособления (например, шторки или фолии). Для того, чтобы обеспечить максимальную освещенность узкого поля, используются глубокие параболоидные рефлекторы большого размера. Эти высокоэффективные рефлекторы имеют минимальное рассеивание светового потока, а угол охвата (у разных производителей он меняется) примерно равен 20 градусам. Для работы с фотозонтами применяется специальный зонтичный рефлектор, который рассчитывается так, чтобы обеспечивалось максимально эффективное использование светового потока и рабочей поверхности зонта. Угол освечивания приближается к 90 градусам. Специально для подсветки фонов выпускается рефлектор с косым срезом. Особенность этого изделия заключается в том, что его внутренняя поверхность — белая, он свободно вращается на 360 градусов вокруг оси и имеет держатели для различных фильтров и вставок-масок.

Несмотря на диффузные отражающие поверхности, все вышеописанные рефлекторы обеспечивают достаточно контрастное освещение с глубокими, жесткими тенями. Для того, чтобы получить более мягкий световой рисунок, был изобретен «рефлектор мягкого света». Этот широкий рефлектор в виде плоского блюда (тарелки), снабженный по центру колпачком, позиционируется как портретный. Рефлекторы этого типа обеспечивают хорошее пространственное распределение и моделирование светового потока без ненужной резкости.

Для получения акцентного освещения в фотографии применяют сотовые фильтры. Используются они обычно с рефлекторами общего назначения и вставляются непосредственно в рефлектор или крепятся при помощи специального адаптера. Сотовые фильтры бывают круглой, квадратной и прямоугольной формы. Они представляют собой металлическую конструкцию с шестиугольными ячейками, обычно матово-черного цвета. Получаемый при использовании «сот» характер распределения света подобен световому пятну, которое почти не изменяется в центральной части и плавно затухает до полной темноты на краю. Таким образом, края получаются размытыми. Сотовые фильтры используются для подсветки локальных участков объекта или фона, а также часто применяются в контровых источниках света.

Для создания локального освещения предназначена еще одна насадка — тубус (конический рефлектор). Он представляет собой длинный матовый черный металлический конус, который устанавливается непосредственно на осветительный прибор или на рефлектор. Такая насадка сильно ограничивает световой поток до размеров узкого пучка, создавая световое пятно с резким перепадом свет-тень. Часто путают световой эффект от тубуса и сотовой насадки, хотя по характеру распределения света разница очень существенная: тубус формирует хорошо видимую границу светового пятна, а сотовая насадка дает плавный затухающий световой круг, без резкого перехода светотени.

Для формирования проекционных световых пятен имеется прибор специальной конструкции, который называется spot-насадка или прожектор. Состоит такой прибор из металлического корпуса, внутри которого расположена группа линз, и устройства, обеспечивающего перемещение оптического блока вдоль оси. Линзы, которые расположены ближе к лампе, исполняют роль конденсора и формируют световой поток. За счет перемещения передних линз относительно источника свечения обеспечивается фокусировка светового потока, создавая разное по размеру пятно. При этом площадь освещенной поверхности будет достаточно равномерной в пределах светового пятна с резко ограниченными или еле-еле размытыми краями.

Следующей разновидностью прожектора является spot-насадка с линзой Френеля. Использование линзы Френеля позволяет применять при работе более мощные приборы. В формировании светового потока прожектором участвуют в основном параллельные лучи, что и определяет характер получаемой светотени. Так как рассеянных лучей в таком потоке очень мало, контраст света и тени достаточно сильный, а получаемая четкая контурная светотень со всеми подробностями передает особенности формы предмета. Свойства параллельных лучей, образованные spot-системой, дают возможность проецировать различные теневые силуэты, падающие на объект съемки или фон, — тень от листьев деревьев, тень от оконных рам или жалюзи, тень от костра и т. д. При изменении расстояния от источника света до объекта, отбрасывающего тень, можно получать различное размытие контура тени.

 

ДИФФУЗНЫЕ НАСАДКИ

Одно из самых распространенных устройств, которое формирует диффузное освещение, — это фотографический зонт. В зависимости от материала, его покрытия и размеров сферической поверхности зонта возможно получение большого количества различных вариантов освещения. Если поверхность зонта зеркальная, то свойства лучей позволяют им фокусироваться на некотором удалении от зонта. При направленно-рассеянной поверхности зонта свойства лучей фокусироваться проявляются в меньшей степени. Если зонт имеет покрытие с диффузными свойствами, фокусировка практически не наблюдается. Все эти условия в совокупности с размерами и качеством отражающей поверхности дают возможность получать большое количество светотеневых рисунков. Чем больше диаметр полусферы, тем более рассеянный световой поток мы получаем. Небольшая площадь свечения дает более «направленное» излучение. Из вышеописанного ясно, что по типу используемых отражающих поверхностей зонты условно можно разделить на направленно-рассеянные и рассеянные (диффузные).

Диффузные поверхности — это обычно специальные матовые белые ткани, которые имеют сильно рассеивающие свойства. Такие зонты могут давать практически бестеневое освещение, где наблюдается плавный переход из света в тень. Есть зонты, у которых специальное покрытие позволяет использовать не только отражающий свет, но и свет, проходящий сквозь ткань. Они имеют примерно одинаковые коэффициенты отражения и пропускания, поэтому с успехом применяются при работе и на просвет, и на отражение. При помощи перемещения источника света вдоль стержня можно уменьшать площадь свечения и тем самым добиться более «направленного» светового потока. Такой своеобразный «световой зум» помогает в работе фотографа — почти каждому объекту съемки удается подобрать нужный характер светотени. При использовании зонта на просвет получается мягкая, менее контрастная светотень, чем у зонта на отражение.

При оснащении фотостудии стоит обратить внимание на устройства, которые называются софтбоксами. Основой, придающей форму софтбоксу, является каркас из прутьев, на который натягивается специальный материал. На переднюю часть крепят белую ткань, которая выполняет роль экрана, рассеивающего световой поток. Внутренняя поверхность софтбокса может иметь и диффузные, и направленно-рассеянные характеристики. В основном на внутреннюю поверхность наносят серебреное металлизированное или просто белое покрытие, при этом внешняя часть «бокса» обычно окрашена в черный цвет.

Софтбоксы выпускаются самых различных размеров: от небольших, 40х40 см, до огромных, когда длинная сторона достигает два и более метров. По форме они могут быть квадратные, прямоугольные, круглые или многогранные. Соотношение сторон может быть самое разное. Конструкции софтбоксов также могут отличаться друг от друга, но основная задача всех этих устройств в принципе одна — получить максимально равномерную диффузную поверхность свечения. Для более равномерного рассеивания светового потока внутрь устанавливается перегородка из полупрозрачной ткани, причем в центре этой перегородки может накладываться еще один или несколько слоев ткани, тем самым добиваются одинаковой интенсивности света в центре и на краях софтбокса. Выбирать софтбоксы необходимо исходя из размеров вашей студии. Три-четыре софтбокса всегда надо иметь у себя в мастерской.

Чем же хороши устройства, которые максимально рассеивают световой поток? Необходимость наличия таких насадок для фотографа во многом вызвана тем, что очень многие предметы съемки имеют гладкие отражающие поверхности. Эти поверхности «расшифровывают» схему света, создавая изобразительно нелогичные световые пятна. Многие, наверное, замечали как при съемке с зонтами в бликах хорошо читаются спицы. Светящаяся поверхность софтбокса создает равномерный блик, который ассоциируется скорее с формой предмета, чем с источником света. Тем более что во многих случаях этот блик — необходимая деталь изображения.

Световые характеристики можно менять в основном только изменением площади свечения прибора. Очень большая площадь свечения даст «обволакивающий» световой рисунок, что может отрицательно сказаться на объемности предмета. Меняя дистанцию от объекта съемки до источника света, можно изменять светотеневой рисунок. Диффузный характер свечения световых боксов определяет и характер светотени — мягкая, плавная светотень вызывает аналогию со светом пасмурного дня.

 

ШТАТИВЫ И ФОНЫ

При выборе штативов (стоек) для источников света необходимо учитывать, что вес прибора совместно с насадкой может быть достаточно большой. Чтобы не волноваться за дорогостоящее оборудование, лучше не экономить на, казалось бы, дополнительном оборудовании. У нас на рынке широко представлена продукция фирмы Manfrotto, которая по качеству и цене даст фору многим другим производителям. Помимо штативов фирма производит большое количество качественных крепежей и дополнительных принадлежностей, которые необходимы для тех или иных съемок. Производители светового оборудования также выпускают достаточное количество штативов и дополнительных устройств под своими марками. Главное, помните, что платите вы по большому счету даже не за стойку, а за то, что на ней закреплено. Поэтому эксперименты тут нежелательны.

Количество стоек рассчитывается в зависимости от того, будет использоваться в студии потолочная система или нет. Если вы не желаете иметь много штативов на полу, а высота потолка в студии не менее 3 метров, есть возможность оснастить павильон специальной потолочной системой. Основой такой системы являются направляющие рельсового типа: продольные (потолочные) и поперечные (несущие). Потолочные направляющие крепятся непосредственно к потолку или к вспомогательной конструкции. Несущие направляющие устанавливаются на продольные при помощи кареток, тем самым обеспечивается свободное перемещение поперечных рельсов. На несущие направляющие подвешиваются пантографы и другие подвесные устройства.

Особенности и преимущества потолочных систем во многом определяются простой и умной конструкцией. Удобство при работе; расширение рабочего пространства съемочного павильона и освобождение места на полу (отсутствуют силовые кабели, удлинители, штативы и т. д.), при этом возможность размещения источников света в самых низких точках; минимальная вероятность повреждения приборов (падение, удар); гибкость установки осветителей на любом уровне, точность и легкость перемещения и регулировки; возможность использования небольшого помещения (построение маленьких студий или рабочих мест общей площадью не более 20 квадратных метров); многовариантность. Если организация студии не предусматривает использования подвесной системы, обязательно должна быть возможность высоко поднять осветитель. Это обычно делается при помощи специального штатива типа «журавль».

Работа в студии подразумевает использование специальных фонов самых разных расцветок и фактур. Их выбор на нашем рынке достаточно большой. Стандартные бумажные фоны выпускаются размером 2,72х11 метра. Их особенность — это однотонные бесфактурные цветные «задники». В большинстве случаев это расходный материал для фотографа. Тканевые фоны часто имеют неоднородную раскраску или рисованную декорацию, на них отсутствуют швы, и занимают они достаточно мало места при хранении. Стоимость таких фонов относительно невысока, а служат они очень долго. Часто фоны докупаются по мере необходимости, но со временем их становится много, поэтому лучше сразу продумать и выделить место, где они будут храниться. Для прикладной съемки выпускаются специальные пластиковые или пленочные фоны различных цветов и градиентов. Такие фоны обычно производятся с матовым покрытием, не бликуют и не мнутся. Большое количество фонов в студии — только плюс для любого фотографа.

 

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Можно смело сказать, что фотостудия — это второй дом для фотографа. Кроме съемок здесь происходит достаточно много событий. Встреча с клиентами, переговоры, подготовка к проектам, создание креатива, образов, да и просто встречи с коллегами или учениками. Чем удобнее будет организовано размещение оборудования, место для подготовки моделей, правильное использование шкафов и стеллажей, тем приятнее будет работать в вашей мастерской. Поэтому при планировании необходимо учитывать все мелочи, а это и вентиляция или кондиционирование павильона, и качественная проводка с удобным расположением розеток, и возможность размещения подсобного помещения, уютного места для отдыха и многое другое. Стены, пол и потолок павильона должны быть нейтрально-серого цвета. Хорошо, когда в съемочном павильоне есть возможность быстро создавать черную или белую «комнату». Простой способ — это натянуть по периметру павильона струны и повесить черный плотный материал (желательно бархат). Если при съемке нам необходимо получить светлую студию, можно использовать те же струны, повесив на них белую ткань с хорошими отражающими свойствами.

Любая качественная фотография — это кропотливый труд фотографа или коллектива, который работает под его началом. В хорошо оборудованной студии можно избежать многих проблем и неудобств, сосредоточиться над творческим процессом, обеспечить условия комфортной работы. Мы всегда должны помнить, что освещение — больше, чем свет, подобно тому, как объект съемки больше, чем просто объект. Мастер несет полную ответственность за конечный результат, за выполнение работы, за получение изображения. Имея свою фотостудию и постоянно тренируясь, гораздо легче достигнуть высокого ремесленного уровня, что, в свою очередь, позволит свободно углубиться в творческие процессы и достигнуть вершин этой удивительной профессии.

Павел ГОРЮШКИН.





Мнения пользователей

григорий  (2013-04-19)
Позитивно и понятно. Заставляет задуматься о лучшем!


владимир  (2010-12-07)
Замечательная статья, фокусирует мысли на необходимом.


Олеся  (2008-08-17)
Спасибо за статью, хоть она и двухлетней давности, она служит неплохим вводным курсом по технической реализации освещения :)



Оставить мнение

Имя

E-mail (не обязательно)

Мнение


Введите код

 
  все статьи    все тесты    экспертная оценка    школа потребителя  




Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 Система Orphus


Нашли ошибку на сайте? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на foto.potrebitel.ru.
Ссылка должна содержать слова: "Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Фото&Техника".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложениям по работе сайта -


Место для рекламы: