Фото&Техника

08/2011
02/2011
07/2007
33/2006
18/2006
06/2006

33/2005

18/2005
34/2004
20/2004
7/2004
33/2003

ПОИСК

ИНФОРМАЦИЯ

О нас
Контакты
Где купить?
Реклама на сайте
Подписка на новости
Карта сайта








  главная    содержание    форум    архив  

Статья

От галереи к энциклопедии

Обзор интернет-ресурса photographer.ru

Фоторесурсы Интернета необозримы. Но довольно предсказуемы. Их легко разделить на четыре разновидности. Порносайты показывают картинки «для взрослых». Их адреса очень популярны, можно найти десятки бесплатных и платных примеров в Рунете (хотя язык здесь — не главное). Порнография — самый популярный вид «мужского» зрелища в сети.

Вторая группа — это технические и корпоративные сайты (к примеру, http://www.lphoto.ru/ru/). В них можно найти описание новой камеры, инструкцию по использованию вспышки, иногда прайс-листы или сравнительные тесты нескольких аппаратов. Они полны многочисленных технических деталей, но ничего не говорят о сути фотографии — о том, для чего стоит брать камеру в руки.

Третья группа — клубные сайты. Они созданы главным образом для общения и обмена мнениями по поводу собственных снимков. Чаще всего уровень подобного «клуба по интересам» невысок: виртуальные приятели обмениваются мнениями по поводу новой девушки, или домохозяйки «скидывают» друг другу картинки с любимым пионом или георгином. Это сайты предназначены, как правило, для тех, кому вполне достаточно дешевой компактной камеры или мобильника.

Четвертый вид сайтов — самый малочисленный. Это адреса, предназначенные для тех, кто хочет научиться творческой фотографии или хотя бы разобраться в ней. Для тех, кому мало съемки «мыльницей», и тех, кому интересно рассматривать хорошие съемки. Photographer.ru — один из немногочисленных примеров такого подхода к фотографии в Рунете. И самый популярный среди подобных ресурсов.

Он создан для тех, кто стремится достичь успеха в творческой фотографии или же узнать больше о ее развитии. На сайт ежедневно заходят около 3000 посетителей (больше половины из них приходят по выделенной линии), которые открывают вместе около 50 000 страниц.

На сегодняшний день photographer.ru — одно из немногих некоммерческих начинаний среди популярных ресурсов Рунета (сайт существует благодаря поддержке фонда Форда).

 

ВИРТУАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ

«Я чувствую свой долг перед фотографией, которая меня научила таким вещам, как понимание природы, понимание человеческих отношений, то есть я учился жить через фотографию, — говорит Андрей Безукладников, основатель photographer.ru. — Я был творческим фотографом — это означает, что нужно было общаться, выставляться. Я любил выставки, работал с французской и немецкой галереями. И мне самому хотелось создать уютную небольшую галерею — обязательно в центре Москвы, в каком-нибудь тихом месте недалеко от центральных магистралей. Но в 1998 году у меня не было связей с чиновничьими структурами, и поэтому получить качественное помещение в аренду или в собственность было нереально, и я решил — сделаю-ка я виртуальную галерею, и выставил для начала своих товарищей — среди первых были Игорь Мухин, Сергей Касьянов — фотографы, с которыми я тогда общался чаще всего».

Сегодня в виртуальной галерее (http://www.photographer.ru/galleries) можно найти десятки персональных выставок. Причем их авторы — не только россияне, но и граждане бывших советских республик. В галерее оказались и модный Павел Антонов (Нью-Йорк), и плодовитый Сергей Чиликов (Йошкар-Ола), и остросоциальный Олег Климов (Москва). От каждого автора — десятки фотографий. За несколько лет этот ресурс стал визуальной энциклопедией постсоветской фотографии.

 

ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

Несколько лет тому назад Сергей Касьянов выпускал журнал «Камера Обскура», посвященный творческой фотографии. Теоретические статьи, взятые из этого журнала, стали первыми интеллектуальными материалами только что созданного интернет-ресурса. Так появился новый электронный журнал (http://www.photographer.ru/magazine). Сегодня он не только помогает получить доступ к публикациям, впервые появившимся в других изданиях, но также заказывает своим авторам оригинальные заметки (сейчас, например, главный материал журнала — открытое письмо Люшена Перкинса, американского фотографа, который 10 лет был директором фестиваля «Интерфото»).

Материалы на этом сайте не преследуют цели продажи снимков. Они просто рассказывают о том, что происходит и происходило с фотографией — в ее прошлом и настоящем. Например, под грифом «Теория» можно найти исследования разных ее аспектов, в рубрике «Персона» выставлены статьи или интервью с современными мастерами, а в разделе «Текущие события» (http://www.photographer.ru/afisha) помещена актуальная информация о выставках, изданиях, мастер-классах и многом другом (когда я пишу эти строки, например, можно узнать о фестивале «Живая фотография» в Перми, о выставке знаменитого американца Виджи в галерее Гари Татинцяна в Москве, об амстердамском сайте NikonD2x b и о многом другом). Подписка на новости photographer.ru позволяет получать эту информацию (как и ссылки на свежие публикации в журнале) по электронной почте. В журнале существует система постоянных рубрик, но они выступают скорее как гибкие ориентиры, а не жесткие правила. То есть в зависимости от угла зрения на материал он может появиться в разных рубриках. Только поиск по сайту позволяет найти необходимое.

 

МЕЖДУ ПРОИСШЕСТВИЕМ И ИСКУССТВОМ

Фотография — это моментальный отпечаток события. Фотография — это способ визуального выражения. Между двумя пониманиями фотографии — как портрета реальности и как технологии выражения — нет противоречия. Одно неотделимо от другого. Но есть разные направления, в которых движутся профессиональные фотографы. Тяга к фотофиксации находит свое самое яркое в искусстве репортажа. Стремление осмыслить технологию приводит авторов к экспериментам и поискам новой выразительности. В поле зрения photographer.ru — оба вектора развития фотографии.

Вслед за виртуальной галереей и электронным журналом на сайте появились фоторепортажи. Эту линию в работу photographer.ru внесла и развивает Лиза Фактор — специалист по фотожурналистике, организатор выставок и экспедиций. Лиза работала в издательстве «ИМА-пресс», а потом на фестивале «Интерфото» (в течение 10 лет это был главный фестиваль, объединявший российских репортеров). Благодаря ей на сайте присутствует такой раздел, как «Фотоистории» (российские и зарубежные репортажи о России), а также постоянная информация о конкурсах и стипендиях, стажировках и проектах.

Еще один активный создатель photographer.ru — Ирина Чмырева. Она работала в Московском доме фотографии, потом в Росизо, а сейчас трудится в фотографическом отделе Московского музея современного искусства. Ее интерес к современному искусству и к истории художественной фотографии привел к тому, что сайт стал местом, где публикуются актуальные обзоры выставок и материалы по истории русской фотографии.

 

СРЕДА ОБЩЕНИЯ

Как бы ни были хороши галереи и журналы, они односторонни. Хотя зритель галереи или читатель журнала может высказаться на форуме (http://www.photographer.ru/ forum/), но он лишен возможности участвовать в галерее или журнале непосредственно. Между тем, Интернет — среда, отлично приспособленная для общения, причем не только письменного, но и визуального, аудиального и любого другого, поддающегося оцифровке. Одна из конструктивных черт этого виртуального пространства состоит в том, что оно позволяет поддерживать многосторонние связи.

Следующим этапом развития сайта стал проект nonstop photos. Победителям конкурса любительской фотографии на photographer.ru сначала дарили книги. Через год после существования конкурса появились призы от Nikon. А из конкурса выросло интернет-сообщество (http://www.photographer.ru/nonstop). Оно не было первым в российском секторе Интернета, но стало одним из самых популярных. Учиться, обучая, — это одна из главных целей проекта nonstop photos. Его подзаголовок — «ни дня без фотографии». Обмен мнениями формирует саму процедуру взаимного обучения. А серьезные призы (наградой 2005 года была цифровая камера Nikon D 70) заставляют участников сообщества тянуться выше. Хотя Андрей Безукладников и считает, что «главный приз — это возможность общаться». Сегодня основные посетители сайта photographer.ru — участники сообщества nonstop photos.

 

КНИГА КАК УРОК

Инфраструктура российской фотографии развита очень слабо. То есть количество тех реальных связей, которые существуют в ее пространстве, пока несоизмеримо с существующими потребностями. Слабость инфраструктуры делает проблемными самые простые действия. Во всем мире за год в свет выходят многие тысячи фотокниг. А на полках всех московских магазинов можно найти едва ли пятьсот наименований, причем опубликованных за несколько последних лет. Вкус книгопродавцев непредсказуем, а выбор покупателя, как правило, ограничен томами крупных издательств, причем литература по теории и истории фотографии в ассортименте, как правило, отсутствует. Остается Интернет.

Новый проект photographer.ru называется «100 книг, которые повлияли на современную фотографию». Его цель — создать подробные описания известных западных книг, а уже потом потребители «в один клик» могут попасть на amazon.com и приобрести издание. Этот проект — партнерская программа с сайтом amazon.com. Но его цель — не столько коммерческая, сколько образовательная. Потому что невозможность обучиться современной фотографии — это еще одна из важных московских проблем.

 

НАРОДНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Распространение информации в эпоху Интернет происходит совершенно иначе, чем до нее. Переход от пассивного потребления к активному соучастию — одна из основных черт пользователя сети.

Потребители впервые приходят на сайт photographer.ru через поисковые серверы Google или Yandex в поисках какого-то ключевого слова. Некоторые из них становятся постоянными посетителями сайта. Иногда даже его сотворцами.

Новый проект photographer.ru связан с wikipedia. Оригинальный англоязычный сайт wikipedia.org — это виртуальная энциклопедия, доступ к составлению которой возможен для всех; на этом сайте можно отредактировать любую чужую статью, добавляя и исправляя ее (при этом все предыдущие версии сохраняются). Единственное ограничение — это необходимость овладеть технологией: нужно уметь работать с самой программой. Из отрицания копирайта рождается новая интеллектуальная среда — электронная ноосфера, узел коллективного разума пользователей.

На сервере photographer.ru создан особый вариант этой энциклопедии — российский фотографический (http://wiki.photographer.ru). Пока что в ней можно почерпнуть сведения о хронологии фотографии — в событиях и биографиях (со ссылками на источники). Темы, которые должны будут развиваться дальше, — фотография и право, система жанров в фотографии. Задача этой энциклопедии — накопление и распространение знаний. В сущности, та же задача, какую ставит себе сайт photographer.ru.

Из «Галереи» Photographer.Ru

Александр Викторов «Овраг»

 

Из «Галереи» Photographer.Ru Игорь Мухин Из серии «Москва», 1996

 

Из «Галереи» Photographer.Ru

Константин Смилга «Белая лошадь»

 

Из «Галереи» Photographer.Ru

Николай Бахарев Из серии «Отношение»

Михаил СИДЛИН.





Мнения пользователей

Юрий Чудинов  (2009-02-07)
Прекрасная и полезная статья, но, как мы знаем, зритель с большим интересом смотрит фотографии, чем читает тексты.
Лично мне очень понравилось. Хотел бы читать такие статьи регулярно.
Я фотограф, публикую свои фото в live journal.com. Cпасибо.



Оставить мнение

Имя

E-mail (не обязательно)

Мнение


Введите код

 
  все статьи    все тесты    экспертная оценка    школа потребителя  




Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 Система Orphus


Нашли ошибку на сайте? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на foto.potrebitel.ru.
Ссылка должна содержать слова: "Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Фото&Техника".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложениям по работе сайта -


Место для рекламы: