Фото&Техника

08/2011
02/2011
07/2007
33/2006
18/2006
06/2006
33/2005

18/2005

34/2004
20/2004
7/2004
33/2003

ПОИСК

ИНФОРМАЦИЯ

О нас
Контакты
Где купить?
Реклама на сайте
Подписка на новости
Карта сайта








  главная    содержание    форум    архив  

Статья

Задачник для фотографа или повторение пройденного

Фотография самим фактом своего появления обязана эксперименту. Пытливые исследователи шаг за шагом довели технологию фотографии до совершенства, хотя конца этому процессу еще не видно. Никто и никогда не сможет поставить точку в творческом фотографическом поиске, всегда найдется кто-то, кто обнаружит новую сверкающую грань в бриллианте фотографического искусства.

В копилке опыта любого творческого фотографа есть приемы и способы съемки, придуманные или найденные им самим, то, что позволяет ему «иметь лица не общее выражение». Эти маленькие секреты обычно тщательно оберегаются. Хорошо, если вам хватит проницательности и знаний дешифровать выставленные на обозрение фотографии и отыскать чужое «жемчужное зерно» для собственного пользования. Отсюда вытекает простой совет — посещать все возможные выставки и попытаться понять, как и для чего была сделана каждая фотография, «разоблачить» автора и сделать его опыты своими. Это поможет вам быстрее войти в творческий ряд, найти созвучия вашим устремлениям и, анализируя чужой опыт, обрести свой.

В этих небольших заметках мы дадим решение нескольких экспериментальных фотографических задач. Это вовсе не означает, что вы должны слепо скопировать их, хорошо, если это побудит вас к творческому поиску, высечет искру, которая зажжет яркий огонь вашего таланта.

 

Задача 1. Как сфотографировать сон?

Сон сюрреален. Картины, рождаемые подсознанием, зыбки и расплывчаты. Это исходные данные задачи.

Съемка производилась камерой-моноклем, описание которой вы найдете в журнале «Потребитель. Фототехника» №34, 2004 г. Вместо негативной в камеру была заряжена слайд-пленка, которая обрабатывалась затем по негативному процессу С-41. Кроны деревьев на негативе раскрашены фломастерами. Именно такая технологическая последовательность при создании этой фотографии позволила решить творческую задачу и в полной мере передать ощущение иллюзорности, сюрреалистичности наших сновидений.

Чтобы снимать подобные сюжеты, необходим опыт и знания. Так, нужно знать, как ведет себя слайд-пленка, используемая как негативная, а также при съемке каких сюжетов возможно или целесообразно ее подобное применение. При раскрашивании фломастерами негатива необходимо владеть общей теорией цвета и знать его инверсию с учетом последующей позитивной печати.

 

Задача 2. Как использовать телевизор в качестве осветительного прибора?

Вам не приходило в голову, что телевизор, кроме того что показывает картинки, еще и излучает свет? Обратите на это пристальное внимание, и вы добавите в свою творческую палитру множество вариантов цветного или монохромного освещения, особенно при съемке натюрмортов, стекла и даже портретов. Конечно, освещение это можно назвать сумеречным, но современная аппаратура имеет столь продвинутый диапазон длительных выдержек, что сделать статичную фотографию не представляет никакого труда. Особенно эффектно снимать в свете от телевизионного экрана стекло, когда можно подобрать любую цветовую и световую гамму. Как это делается? Перпендикулярно к экрану пристраивается зеркало, желательно достаточно больших размеров и без рамы. Композиция из «стекла» устраивается прямо на зеркале. Освещение контровое, тогда стекло просто купается в цвете и свете.

Для создания «марсианского» пейзажа использован обломок стеклопакета. Ими раньше любили оформлять автобусные остановки или делать перегородки в офисах. Именно телевизор помог «дорисовать» сюжет и даже придать ему некоторую достоверность. Не привожу других примеров освещения телевизором из желания сберечь драгоценное журнальное место, думаю, что вы сами найдете еще тысячу решений этой несложной задачи.

 

Задача 3. Как снимать мистику?

На юге Челябинской области расположен степной заповедник «Аркаим». Кроме уникальной флоры и фауны заповедник знаменит еще археологическим памятником — круглым городом древних Ариев. Но наибольшую известность этот красивейший ландшафтный памятник приобрел у солнцепоклонников, этих современных язычников, сделавших Аркаим своей Меккой. Кого только не встретишь здесь летом. Ведунов и шаманов, буддистов и кришнаитов, хороводы солнцепоклонников и еще множество разного толка людей, объединенных идеей мистической связи Аркаима с космосом. Но как фотографически передать это мистическое ощущение места? После некоторых раздумий с камеры был снят объектив и объективное гнездо закрыто мембраной из фольги. Затем кончиком острой иглы в мембране было сделано пять крохотных отверстий. Проще говоря, была изготовлена камера-обскура с пятью съемочными отверстиями.

Для съемки был выбран скальный выступ с закатным солнцем в кадре. Съемка сугубо экспериментальная, обработать материал и оценить результат на месте не представлялось возможным, но некоторую загадочность и мистическое ощущение передать все-таки удалось. Смысл этой фотографической задачи несколько в другом. Съемка камерой-обскурой с одним съемочным отверстием общеизвестна, но, как доказывает этот снимок, съемочных отверстий в камере-обскуре может быть сколько угодно, важно знать, для каких сюжетных задач это необходимо.

Как превратить современный фотоаппарат в камеру-обскуру, рассказывалось в том же, 34-м, номере журнала. Пользуясь случаем, дополню информацию важным соображением. Качество картинки в камере-обскуре зависит от двух факторов. От дифракции и диффузии. Первое относится к волновой теории света и в нашем случае зависит от диаметра съемочного отверстия. Практика показывает, что диаметр съемочного отверстия в камере-обскуре должен быть равен 1/150-1/200 расстояния от съемочного отверстия до пленки. Второе относится к общему рассеиванию света, которое происходит на стенках съемочного отверстия и зависит от толщины материала, в котором съемочное отверстие проделано. Чем материал тоньше и чем тщательнее, без продавливания, сделано отверстие, тем лучше.

 

Задача 4. Как снять «ночную регату», используя домашнюю люстру?

Эта работа, названная мною «Ночная регата», неоднократно была на выставках и никогда не вызывала дополнительных вопросов. Иллюзорное впечатление от парусного действа в ней есть, а приемы нерезкой съемки довольно часто используются фотографами. И только посвященные знают, что снята на этой фотографии обыкновенная домашняя люстра.

Как это сделано? Лампы на люстре были прикрыты цветными прямоугольными фильтрами, нарезанными из пластиковых разноцветных бутылок. Объектив камеры «расфокусирован» до полной нерезкости. На объективе, в фильтродержателе, самодельный эффектный фильтр, вырезанный из «кривого» витражного стекла. (О самодельных фильтрах рассказывалось в журнале «Потребитель. Фототехника» № 33, 2004 г.) Вращением фильтра найдена необходимая сюжетная конфигурация. Экспозиция «по светам». Снято!

Приемам нерезкой съемки можно было бы посвятить отдельную статью. Сюда относятся и т.н. «смазка» и «проводка». Примеров подобной съемки можно много найти на страницах фотографических журналов. Мы же ограничимся примером съемки «расфокусированным» объективом, прием, который используется фотографами не так уж часто, хотя его можно отнести к отдельному жанру, и он дает интересные образцы творческой фотографии.

Фотография «Сломя голову» снята зимой с балкона собственной квартиры «расфокусированным» телевиком. Такое решение для данного сюжета явилось единственно приемлемым, иначе это была бы просто банальная фотография гуляющего со щенком мальчика. Способность быстро оценить сюжет и так же быстро найти его творческое решение — очень важное качество для фотографа.

 

Задача 5. Как «закрутить» сюжет?

Поиск нестандартных решений снимаемых сюжетов должен быть присущ любому фотографу, желающему найти свое место в фотографическом искусстве. Экспериментальная фотография вовсе не самоцель. Просто пробуя разные варианты съемки, вы вычленяете тот единственный способ и метод, который наилучшим образом передаст смысл и назначение снимаемого объекта. Обретя опыт, вы сможете значительно экономить дорогостоящие материалы и время.

Ваза с засохшей веточкой ландыша — сюжет для фотографа обычный, можно даже сказать банальный; в архиве каждого снимающего найдется подобный сюжет. Здесь эта фотография потому, что показывает, как можно и для стандартного сюжета найти нестандартное решение.

Ваза была поставлена на вращающийся диск проигрывателя пластинок. Освещение сумеречное, с тем, чтобы выдержка была достаточно длительной. Пленка для дневного света при освещении объекта электрической лампочкой — отсюда красный шлейф. В конце экспозиции сработала электронная вспышка в режиме «по задней шторке».

Вот еще пример съемки практически того же сюжета, но в несколько другой технологии.

Объект на вращающемся диске. Мультисъемка с выносной вспышкой. Три последовательных съемки на один кадр, со вспышкой за разными цветными фильтрами и под разными углами освещения. Съемка на черном фоне, с последующей инверсией в Photoshop.

Желающих заняться профессиональной фотографией сейчас много. Профессия фотографа вдруг стала очень востребованной. Только постоянное творческое горение, поиск своего языка, нестандартное мышление помогут вам преодолеть жесткую конъюнктуру фотографического рынка. Ищите и обрящете!

Желаю творческих удач!

Вячеслав ИВАНОВ





Мнения пользователей

Пока нет мнений о данной статье.


Оставить мнение

Имя

E-mail (не обязательно)

Мнение


Введите код

 
  все статьи    все тесты    экспертная оценка    школа потребителя  




Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 Система Orphus


Нашли ошибку на сайте? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на foto.potrebitel.ru.
Ссылка должна содержать слова: "Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Фото&Техника".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложениям по работе сайта -


Место для рекламы: