Фото&Техника

08/2011
02/2011
07/2007
33/2006
18/2006
06/2006
33/2005
18/2005

34/2004

20/2004
7/2004
33/2003

ПОИСК

ИНФОРМАЦИЯ

О нас
Контакты
Где купить?
Реклама на сайте
Подписка на новости
Карта сайта








  главная    содержание    форум    архив  

Статья

Выбираем пленочную зеркалку

 

Традиционно самые интересные камеры появляются в наиболее универсальном классе фототехники — зеркальных камерах со сменной оптикой. При этом, несмотря на бурное развитие цифровой техники, пленочные камеры по-прежнему продолжают развиваться. Соответственно сейчас уже нельзя рассказывать только о пленочных или только о цифровых камерах, они развиваются совместно. Это стало одной из главных особенностей развития зеркальных камер в 2004 году. Также нельзя не отметить, что пленочные зеркальные камеры уже достигли такого уровня, что принципиальные прорывы маловероятны.

Мы подробно рассматривали системы зеркальных камер ведущих фирм в весеннем номере нашего журнала. Также нами регулярно проводятся сравнительные тестирования фототехники разных классов. В этой статье попробуем показать общее состояние рынка пленочных зеркальных 35-мм камер, акцент будет сделан на любительские продукты. С цифровой техникой вы можете познакомиться в соответствующих разделах нашего журнала. В конце статьи мы кратко расскажем о современном состоянии и истории развития основных функциональных систем зеркальных камер, которые помогут вам сделать выбор.

В прошедшем году можно выделить четыре наиболее знаковых события. Во-первых, Canon предложил первую любительскую зеркальную цифровую камеру со сменной оптикой Canon EOS 300D, ранее подобных камер с ценой в менее чем $1000 не предлагалось. Во-вторых, выпуском нового пленочного флагмана Nikon F6 было в очередной раз показано, что сбрасывать пленочную фотографию со счетов пока преждевременно. В-третьих, Pentax отказался от выпуска пленочных зеркальных камер и сконцентрировался на цифровых. В-четвертых, произошло полное объединение пленочных и цифровых камер, так линейка Canon сейчас состоит из 5 пленочных и 4 цифровых камер, линейка Nikon из 6 и 3 соответственно. Дополнительно многие аксессуары (например, вспышки) совместимы и с другими классами цифровой техники. Такая ситуация привела к увеличению роли системности при выборе.

 

 

До 2004 года развитые системы автофокусных пленочных и цифровых зеркальных камер предлагали 6 фирм — Canon, Minolta, Nikon, Pentax, а также Contax и Sigma, при этом основную долю рынка занимали первые 4 фирмы, как было сказано, Pentax отказался от развития пленочной части линейки. Соответственно ситуация заметно упростилась, в настоящий момент предлагается всего лишь 3 больших системы, при этом первая цифровая зеркальная камера нового поколения Minolta лишь ожидается в продаже.

Предлагая камеры, каждая из этих фирм пыталась охватить все группы возможных пользователей, от новичков до профессионалов. Из-за этого отличия между некоторыми камерами минимальны, и камеры, предлагаемые конкурентами, также часто отличаются лишь нюансами. Если говорить о принципиальных отличиях, то можно выделить три класса камер — начальный и базовый класс, средний класс и профессиональную технику.

Естественно, границы классов достаточно размыты и условны, но они существуют. Начнем с самых простых и недорогих пленочных камер, которые при этом позволяют снимать в разнообразных условиях и получить отличные фотографии. Еще около пяти лет назад самые простые зеркальные камеры предполагали только автоматическую съемку, имели условное название «зеркальные P&S» и занимали небольшую долю рынка. За последние годы ситуация кардинально изменилась, последняя подобная камера Minolta Dynax 3L недавно была снята с производства, хотя по-прежнему может быть доступна. Теперь вместо «зеркальных P&S» предлагаются недорогие полнофункциональные камеры — начальный уровень — это камеры с полным набором всех необходимых возможностей, которые отличаются от своих старших собратьев лишь меньшей функциональной насыщенностью и меньшим использованием последних достижений фототехники. То есть можно говорить о том, что за последние годы уровень зеркальной техники заметно повысился.

Вы можете приобрести полноценную пленочную камеру за небольшую сумму (речь идет о менее $300 за камеру с зум-объективом). Еще совсем недавно некоторые P&S стоили заметно дороже. Класс зеркальных камер начального уровня развивается очень динамично. Например, у Canon и Minolta это уже третье поколение таких камер. Несмотря на некоторые отличия, подходы у всех трех фирм к зеркалкам начального уровня принципиально близки. Canon EOS 3000v, Minolta Dynax 40 и Nikon F55 — упрощенные варианты камер базового класса (Canon EOS 300x, Minolta Dynax 60 и Nikon F65 соответственно). В случае Nikon F55 — главная особенность, отличающая ее от камер конкурентов, не полная системная совместимость, камера не поддерживает TTL-управление внешними вспышками.

Как мы написали выше, цена пленочных зеркальных аппаратов начального уровня в комплекте с недорогим зум-объективом лишь ненамного больше, чем у самых продвинутых компактных P&S-камер. Благодаря отсутствию «ценового барьера» зеркальные камеры этого класса теперь стали прекрасной альтернативной дорогим «мыльницам» — за примерно те же деньги вы получаете принципиально другие возможности съемки и как следствие более высокое качество фотографий.

Cледующий класс — это камеры базового класса, наиболее продаваемые зеркальные камеры в мире, соответственно при их разработке фирмы пытаются максимально удовлетворить самый широкий круг фотолюбителей. Переломным моментом в истории этого класса стал выпуск камеры Minolta Dynax 505si, который существенно изменил представление о камерах данного класса, ее функциональные возможности вплотную приблизились к камере среднего класса (Minolta 600si Classic на тот момент), при намного более компактном корпусе и менее убедительном конструктиве. Конкуренты, естественно, предложили похожие решения. Последнее поколение камер этого класса — Canon EOS 300x, Minolta Dynax 60, Nikon F75 в очередной раз подтвердило ту же тенденцию, камеры имеют очень много общего со своими старшими собратьями. Дополнительно для расширения ассортимента у Minolta и Nikon доступны и ранее выпущенные камеры этого класса — Minolta Dynax 5 и Nikon F65.

Функциональные отличия между двумя первыми классами исключительно количественные, к примеру, принципиальной разницы между 3 и 7 точками автофокусировки (как в случае Canon EOS 300x и EOS 3000v) нет. Именно поэтому мы объединили две младшие группы камер в одну. Главная особенность всех этих камер, отличающая их от старших собратьев, то, что они предполагают неспешную съемку. К примеру, нет возможности одновременно менять выдержку и диафрагму, только последовательно. Также часто вы не имеете возможность вручную задавать режимы, например, в случае Nikon F65 центрально взвешенный режим замера экспозиции включается лишь при ручной установке экспозиции. При этом камеры могут иметь особенности, приближающие их к камерам более высокого класса, так в Canon EOS 300x и Nikon F75 на задней крышке появились управляющие джойпеды и пользовательские функции.

Камеры среднего класса предлагают принципиально другое управление и конструктив, в этом их главное отличие от более простых камер. Так, для изменения выдержки и диафрагмы используются два управляющих диска, для выбора фокусировочной точки предлагается специальный орган, например джойпед. С помощью пользовательских функций вы можете подстроить камеры под свой стиль фотографирования. Естественно, часто добавляются и дополнительные функции, но, как правило, большинство из них будут востребованы крайне редко. О том, какие функции доступны в разных классах камер, мы расскажем ниже. Нельзя не отметить, что Minolta Dynax 7 заметно отличается от камер Canon и Nikon этого класса. Minolta Dynax 7, если так можно сказать, «классическая» полупрофессиональная камера. На нескольких поколениях (Canon EOS 5, EOS 10, Minolta Dynax 700si, 7xi и более ранних) таких камер Canon и Minolta обкатывали решения, которые в дальнейшем использовались в профессиональных камерах. Nikon, традиционно делавший акцент на профессиональной технике, не предлагал подобных камер. Canon вместо Canon EOS 5 ничего не предложил в этом классе, и после прекращения выпуска Pentax MZ-S Minolta осталась в одиночестве.

Профессиональные камеры используют все последние достижения фототехники, предполагают максимально оперативное управление и рассчитаны на съемку в различных условиях нескольких пленок в день в течение нескольких лет. Ресурс гарантированных срабатываний затвора находится на уровне от 100 до 200 тысяч. Обычно к ним выпускается большое количество разнообразных аксессуаров, необходимых в профессиональной работе, например сменные фокусировочные экраны. «Обычные» камеры известных фирм в принципе тоже имеют очень хорошую работоспособность в разных условиях, просто фирма-производитель это не «гарантирует».

Рассмотренные отличия в классах камер проявились не так давно. Как мы писали выше, некоторые камеры начального класса, такие как Canon EOS 300x, Nikon F75, имеют такие возможности, которых относительно недавно не имели и профессиональные камеры. Однако несмотря на это, место этих камер в линейке не изменилось. Помимо концепции управления важные отличия находятся в области конструкции камеры, под конструкцией имеются в виду несколько основных моментов: какие материалы используются, какой ресурс работы имеет камера и на какие условия эксплуатации рассчитана. Такие камеры не предполагают многолетнее использование в разных сложных условиях. Еще 7—10 лет назад отличия в конструкции камер разных классов были не столь значительны. Если вы сравните EOS 1000, EOS 100/600, EOS 1 и EOS 300v, EOS 30, EOS 1v, то в первом случае отличия будут намного меньше. Если конструктив EOS 1v и EOS 1 имеет очень много общего (EOS 1v даже более защищенная), то с EOS 300x и EOS 1000 ситуация обратная. Это связано с тем, что в последнее время при проектировании любительских камер стали использовать принципиально новые композитные материалы, ранее недоступные, которые обеспечивают высокие эксплуатационные свойства при небольшом размере и весе. Естественно, что с такими камерами не предполагается использование тяжелой профессиональной оптики и других аксессуаров.

Вторая группа отличий связана с управлением разных типов камер. Камеры начального уровня предполагают неспешное управление, при их разработке задача возможности быстрого оперативного управления просто не ставится. Предполагается также, что камеры разных классов одной фирмы отличаются такими функциями, как скорость автофокусировки (которая не попадает в спецификации), класс используемого мотора (влияющего на скорость серийной съемки), диапазон используемых выдержек, меньшая гибкость ручного вмешательства в настройки. C учетом этого в настоящий момент выбор между разными классами камер упрощается. Прежде всего, вам нужно решить, в каких условиях и сколько вы предполагаете снимать, насколько критична для вас скорость автофокусировки, скорость серийной съемки, наконец, какая камера лучше лежит в ваших руках и просто больше нравится.

При покупке не надо думать о классификации, вы должны решить, что нужно именно вам. Приведем один самый простой пример: Canon EOS 3 и Nikon F100 — первые прямые конкуренты в своей группе этих двух фирм, ранее камеры подобного класса предлагал только Nikon. Камеры очень близки, каждая имеет свои сильные и слабые стороны, однако если вам нужно снимать динамические сюжеты со вспышкой, то из-за меньшей выдержки синхронизации со вспышкой 1/250 вместо 1/200 Nikon предпочтительней. Для подавляющего большинства фотографов такое отличие непринципиально.

 

1.  НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

CANON EOS 3000V, MINOLTA DYNAX 40, NIKON F55

БАЗОВЫЙ КЛАСС

MINOLTA 5, NIKON F65

CANON EOS 300X MINOLTA DYNAX 60, NIKON F75

2. СРЕДНИЙ КЛАСС

CANON EOS 30V/33V, NIKON F80, MINOLTA DYNAX 7

 

3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАМЕРЫ

CANON EOS 3, NIKON F100

CANON EOS 1V, MINOLTA DYNAX 9, NIKON F6

 

С точки зрения функциональности в данный момент даже самые простые камеры обеспечивают все необходимое и даже больше. Никаких оснований переплачивать у вас нет. Мы могли бы посоветовать вам один простой прием — начинайте снизу, если вас чем-то не устраивает младшая модель в линейке, переходите к следующей модели и т.д. И не забываете о том, что вы выбираете не камеру, а систему, которая включает объективы, вспышки и другие аксессуары, которые не менее, а иногда и более сильно влияют на результаты съемки, и часто на них уходит существенно большая часть стоимости набора фототехники.

Наиболее интересный вопрос, возникающий после рассмотрения всех этих камер, как любительских, так и профессиональных: а что же будет дальше, какие камеры будут предлагаться через несколько лет? На настоящий момент можно говорить о том, что концепция электронной камеры с автофокусировкой во многом сформирована, все рассматриваемые фирмы используют достаточно близкие решения, отличия лишь в нюансах (основной из них — сколько новаций должны содержать новые любительские камеры). Хотя, безусловно, возможности для развития подобных камер остаются. Мы уже неоднократно давали подобные прогнозы, они сбылись, заметные усовершенствования камер в ближайшее время маловероятны. В качестве наиболее характерного примера можно привести Canon EOS 30v/33v, которые отличаются от своих предшественниц EOS 30/33 лишь незначительным изменением дизайна, увеличенной скоростью фокусировки и поддержкой нового режима управления вспышкой ETTL II, ранее столь незначительных отличий в камерах разных поколений не было.

В заключение мы кратко расскажем об основных системах камер и особенностях их реализации в технике разного класса.

 

РАЗДЕЛЯЮТ

  1.  Ручную фокусировку (возможна подсказка со стороны камеры, в фокусе ли объект).
  2.  Режим AF одиночного кадра (фокусировка на статичный объект).
  3.  Следящий режим AF (фокусировка с прогнозированием движения объекта).
  4.  Комбинированный режим (автоматика выбирает между 2 и 3).

АВТОФОКУСИРОВКА

Это ключевая система рассматриваемых камер, именно автофокус во многом определил современный вид зеркальной техники. Первые автофокусные камеры, такие как Pentax ME-F, появились в самом начале 80-х годов прошлого столетия. Однако они носили экспериментальный характер и интересны только с исторической точки зрения. С практической точки зрения интересно представление в 1985 году первой автофокусной системы Minolta и представление в 1987 году революционной системы Canon EOS, в которой были реализованы все основные возможности современной камеры. Внешний вид и концепция управления первой камеры Canon EOS 650 не устарели и более чем 15 лет спустя. Главная особенность автофокусировки сейчас — это ориентация на размещение мотора для фокусировки в объективе и возможности по фокусировке не только в центре кадра.

AF работает очень точно и в сложных условиях, при подсветке с камеры или со вспышки даже в полной темноте. Однако мы бы хотели предостеречь от оценки работы систем автофокусировки по работе автофокуса недорогих любительских камер. Разница в работе автофокусировки камер разного класса весьма заметна. Также нельзя забывать, что скорость автофокусировки зависит от используемой оптики и, естественно, условий съемки.

Современные камеры позволяют фокусировать объектив не только по центру кадра. Такие системы называются многоточечным AF, эпоха фокусировки только по центру ушла в прошлое. Наиболее универсальны крестообразные датчики, которые измеряют контраст в двух перпендикулярных направлениях. Такие датчики позволяют фокусировать в самых сложных условиях, например поверхность, состоящую из полос. В случае многоточечного AF, как правило, комбинируются крестообразные датчики и датчики, работающие в одном направлении. Количество точек автофокусировки достигает 45, оптимальное количество от 5 до 11. Возможен как ручной, так и автоматический выбор фокусировочной точки. Оперативный ручной выбор (с помощью специальных органов) возможен лишь в профессиональных камерах, в любительских камерах многоточечный автофокус можно воспринимать как интеллектуальный широкозонный. Как мы написали, фокусировка — это то, что по-прежнему продолжает развиваться, расширение многоточечного автофокуса на весь кадр — одно из главных направлений развития камер. Разместить датчики на периферии кадра пока не удается.

Все предлагаемые камеры имеют первые два режима. Подавляющее большинство имеют и следящую фокусировку, однако в случае самых простых камер нет ручного выбора между статичной и следящей фокусировкой, и приходится доверять автоматике или использовать «спортивную» сюжетную программу.

Как правило, включение автофокуса происходит по полунажатию спусковой кнопки, однако в старших камерах имеется возможность управлять автофокусом и с другой кнопки (на корпусе или на объективе), что существенно упрощает его использование. Кнопка AF-Lock позволяет осуществить автоматическую наводку на резкость, затем зафиксировать («залочить») значения AF и перекомпоновать кадр перед нажатием спуска. Контроль глубины резко передаваемого пространства также может осуществляться с помощью специальной кнопки, эта функция наиболее востребована при макросъемке и использовании светосильных объективов.

 

ЗАМЕР ЭКСПОЗИЦИИ

Для получения хорошего кадра недостаточно только сфокусировать, нужно и точно установить экспозицию. Все камеры имеют 4 режима задания экспозиции: ручной режим, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, автоматический режим. Дополнительно все камеры имеют экспокоррекцию — возможность ввести поправку к экспозиции. Еще недавно экспозиционная вилка (bracketing) была лишь в старших камерах, сейчас этот режим распространен повсеместно. Также практически повсеместно стала использоваться кнопка AE-Lock — возможность осуществить автоматический замер экспозиции, а затем зафиксировать («залочить») значения AE, перекомпоновать кадр и нажать спуск. Эти функции используются в сложных световых и композиционных условиях. Часто совмещается с функцией AF-Lock (фиксация автофокусировки).

Для съемок в разных условиях предлагается три типа замера. Основным является матричный замер, который иногда называют интегральным, матричным, многозональным, оценочным и т.п. В настоящий момент самый развитый замер у Nikon F6, который осуществляет 3D замер с измерением цветовой температуры по 1005 точкам. Этот тип замера наиболее универсален. Обычно он работает совместно с системой автофокусировки. Особенно это актуально при многоточечном автофокусе, благодаря такой интеграции появляется возможность выделить главную зону кадра. Также при таком замере возможен учет расстояния до объекта съемки (расстояние также берется из системы автофокусировки).

Ранее стандартным был центрально взвешенный (средневзвешенный) замер (замер по всему полю с приоритетом центра) — 20% процентов центральной зоны имеют 80-процентный вес в экспозиции, 80 процентов нецентральной зоны дают 20 процентов экспозиции. Иногда используются соотношения 25/75, 30/70, 40/60. Этот тип замера широко использовался раньше, и к нему многие привыкли, так что он оставлен в том числе и для совместимости.

Третий типа замера — точечный замер. Замер производится по зоне в 2,5—3 процента от площади кадра, иногда пишут, что размер зоны около 3 мм (в видоискателе). Нужен для съемки сюжетов со сложными световыми условиями. В случае многоточечного автофокуса возможно совмещение точечного замера с точкой фокусировки, то есть точечный замер будет осуществляться не только по центральной зоне кадра. Частичный замер — то же, что и точечный, но зона размером 6—9 процентов используется Canon в любительских камерах. С одной стороны, большой размер зоны ограничивает его использование, с другой стороны, он уменьшает вероятность промаха. Разновидностью точечного замера является многоточечный замер. В этом случае при съемке одного кадра осуществляется несколько точечных замеров, затем показания этих замеров осредняются. Такой замер очень эффективен для сюжетов с большим диапазоном световых условий. Еще недавно точечный замер был атрибутом камер не ниже среднего класса, однако сейчас ситуация изменилась. В отличие от автофокуса, замер камер разных классов дает похожие и стабильные результаты.

Для упрощения съемки у любительских камер существуют программные режимы, например, «портрет», «спорт» и т.п. В них реализуются оптимальные, с точки зрения производителя камеры, установки диафрагмы, выдержки и, если есть, автофокусировки для часто встречающихся сюжетов. Также возможно варьирование типа замера. Все это также реализуется и вручную, поэтому в последнее время от них иногда отказываются (например, в Nikon F80).

 

УПРАВЛЕНИЕ ВСПЫШКОЙ

Управление вспышкой — одна из немногих систем камер, продолжающих развиваться, так в своих последний камерах Canon и Nikon предложил новые системы управления вспышкой E-TTL II и i-TTL.

Традиционно управление вспышками осуществляется с помощью TTL (ТТЛ) систем. «Вспышечный» TTL позволяет определить величину импульса вспышки, необходимую для нормального экспонирования кадра. В данном случае замер происходит во время экспонирования при открытом затворе, датчиками в камере измеряется свет, отраженный от пленки, и камера передает сигнал вспышке. По этому сигналу вспышка прекращает импульс. В настоящий момент большинство известных фирм для управления вспышкой используют расширенные несовместимые друг с другом системы, это, к примеру, E-TTL II у Canon, i-TTL у Nikon. Подобные системы являются более точными. Их смысл в более плотной интеграции управления камеры и вспышки. Например, вспышка дает предварительный импульс, система замера в камере определяет величину основного импульса (используя расстояние до объекта, взятое из системы фокусировки), лишь после этого вспышка делает основной импульс. Такие системы позволяют получить очень точные результаты и сбалансировать освещение объекта и фона. Для совместного управления несколькими вспышками используется беспроводная синхронизация, которую поддерживают не все камеры и вспышки в линейки фирм. Камеры разного класса по этим параметрам тоже заметно отличаются, однако имейте в виду, что для полной реализации всех возможностей при съемке со вспышкой, как правило, нужна дорогая системная вспышка. Нельзя не отметить, что новое поколение таких систем появилось в этом году.

Ключевой параметр при съемках со вспышкой — выдержка синхронизации — минимальная выдержка, при которой полностью открыт затвор. В настоящее время минимальная выдержка синхронизации механического затвора — 1/250, электронного затвора — 1/300. В любительских камерах выдержка синхронизации — 1/90 секунды. Синхронизация с короткими выдержками — возможность использования вспышки при выдержках более коротких, чем обычная кратчайшая синхронизационная выдержка. В этом случае кадровое окно пробегающими шторками открыто не полностью, и чтобы не получить на снимке вместо всего кадра лишь его узкую полоску, длительность импульса приходится «растягивать» на все время пробегания щели перед пленкой. При быстрой синхронизации мощность вспышки резко (в разы) падает. FEL (FE-Lock/Flash Exposure Lock) — возможность при съемке со вспышкой, аналогичная AE-Lock при съемках без вспышки, то есть вы нажимаете кнопку FEL, в результате рассчитывается нужная экспозиция (обычно на основании предвспышки), и снятые показания заносятся в память.

После этого вы компонуете кадр, нажимаете спуск, и камера отрабатывает значения, занесенные в память.

Иван ПРОХОРОВ





Мнения пользователей

Saamekh_Vorax  (2009-07-31)
Полезненько. Респект.



Оставить мнение

Имя

E-mail (не обязательно)

Мнение


Введите код

 
  все статьи    все тесты    экспертная оценка    школа потребителя  




Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 Система Orphus


Нашли ошибку на сайте? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на foto.potrebitel.ru.
Ссылка должна содержать слова: "Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Фото&Техника".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложениям по работе сайта -


Место для рекламы:

Изучить характеристики холодильного оборудования для шоковой заморозки в компании HICOLD | Где купить найк кроссовки | uponor официальный сайт, трубы отопления