Фото&Техника

08/2011
02/2011
07/2007
33/2006
18/2006
06/2006
33/2005
18/2005
34/2004

20/2004

7/2004
33/2003

ПОИСК

ИНФОРМАЦИЯ

О нас
Контакты
Где купить?
Реклама на сайте
Подписка на новости
Карта сайта








  главная    содержание    форум    архив  

Статья

Выбираем фотоаппарат

Каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался о приобретении фотоаппарата. Вы заходите в магазин фототоваров, оставляете там некоторую сумму денег и выходите оттуда... фотохудожником. По крайней мере в душе.

Конечно, для того чтобы стать профессиональным фотографом, потребуeтся талант, время и усердие, но доступность и массовость современной фотографии отрицать невозможно. За последние годы фотоиндустрия сделала не только количественный, но и качественный скачок, буквально завалив рынок всевозможными моделями фотокамер. С появлением цифровых технологий изменились как способы создания фотоизображения, так и способы его обработки и печати.

Цель данной статьи — помочь читателю не потеряться на рынке современной фототехники и выбрать модель камеры, которая максимально отвечала бы его запросам. Конечно, можно быть прекрасным фотографом, снимая на старенький «ФЭД» или «Лейку» и не вдаваясь в тонкости современной техники. Но даже убежденным консерваторам полезно узнать, какими фантастическими возможностями обладает современная фотокамера.

КЛАССИФИКАЦИИ

Фотоаппарат представляет собой сложный электронный оптико-механический прибор, состоящих из большого количества элементов и узлов. Как следствие — внушительный набор технических характеристик и классификаций, в лабиринте которых легко заблудиться.

Современные аппараты классифицируются по типу светочувствительного материала, по формату кадра, по способу фокусировки, по конструкции объектива, по типу видоискателя, по способу установки экспозиционных режимов. Трудно сказать, какой тип классификаций самый важный, и все же... Большинство фотографов согласны с тем, что все выпускаемые в настоящий момент фотокамеры условно можно разделить на две основные группы: пленочные и цифровые.

Несколько особняком стоят аппараты системы POLAROID. Появившись в начале 70-х, они заняли свою скромную нишу на рынке фотопродукции и используются до сих пор.

ФОТОАППАРАТЫ POLAROID

Их главное преимущество — возможность получать готовые цветные фотоснимки практически сразу после экспозиции. Традиционная обработка негативного или позитивного материала и собственно печать как бы отсутствуют, благодаря чему фотография становится «мгновенной».

Фотоматериал, предназначенный для получения снимка, обычно состоит из 17 слоев. Два наружных — защитные. Слой, обращенный к объективу, во время экспонирования прозрачен. Далее идут нейтрализующий, формирующий слой, слой галоидного серебра, чувствительный к синему, красному и зеленому цветам, слой цветного проявителя и ряд вспомогательных химических слоев. Рядом находится капсула с концентрированным щелочным раствором.

Сам процесс экспонирования немного напоминает работу зеркальной пленочной камеры. Проходя через объектив, лучи света формируют изображение на специальном экране с зеркальной поверхностью. Отражаясь от него, лучи идут к сферическому вогнутому зеркалу и далее в окуляр видоискателя. При экспонировании экран поднимается, и свет, отраженный от его нижней зеркальной поверхности, попадает на фотоматериал. Затем срабатывает затвор.

Проэкспонированный фотоматериал протягивается между роликами — капсула раздавливается, и щелочной раствор смачивает все слои. Скрытое в светочувствительных слоях фотографическое изображение переходит в видимое. В этот момент верхний прозрачный слой становится непрозрачным, предотвращая засветку фотоматериала. По окончании обработки слой вновь обретает прозрачность.

Несмотря на кажущееся совершенство процесса, фотоаппаратам POLAROID присущ ряд серьезных недостатков.

• Неизменность формата печати (как правило, 8х8 см).

• Сложность копирования снимков.

• Относительная громоздкость фотокамеры.

• Маленькая фотографическая широта светочувствительного материала.

• «Капризность» цветопередачи: при температуре ниже 10 градусов появляется ярко выраженный голубой оттенок, а при температуре выше 35 — красный и желтый.

• Основной объект съемки в момент фокусировки должен всегда находиться в центре кадра.

• Необходимость постоянной чистки оптики и протяжных роликов, иначе пятна и полосы на снимке неизбежны.

Каждый испорченный снимок аппарата POLAROID обходится довольно дорого, поэтому популярность этих аппаратов все же не велика.

ПЛЕНОЧНЫЕ ФОТОКАМЕРЫ

Это наиболее развитый тип фотоаппаратов, история существования которых насчитывает около ста лет. За это время была выработана оптимальная структура управления процессом съемки, что наложило отпечаток на дизайн и эргономику камер.

Во всех аппаратах этого типа элементом, осуществляющим «запись» и хранение изображения, является фотопленка (фотоматериал со светочувствительным эмульсионным слоем). Она бывает черно-белой и цветной, негативной и обращаемой (слайды) (подробнее об этом — в статье «Вся правда о фотопленке» в №7 (17) за 2004 год).

Пленочные аппараты одинаково хорошо работают с любым типом пленки. Ее выбор — дело вкуса или, в крайнем случае, результат обстоятельств, к тому же современные методы обработки и печати позволяют напечатать фотографию со слайда или перевести цветное изображение в черно-белое.

Основными элементами фотокамеры считаются корпус, объектив, затвор, видоискатель. Во время съемки фотограф управляет работой основных узлов вручную или с помощью электроники и автоматики. Почти все современные камеры имеют высокотехнологичные электронные схемы управления экспозамером, экспонированием, подачей и перемоткой пленки, вспышкой и пр.

ФОРМАТ КАДРА

Чем больше размер негатива (или позитива), тем больше максимальный формат отпечатка, который с его помощью можно изготовить. В связи с этим пленочные аппараты подразделяются:

• APS (ширина пленки — 24 мм, размер кадра — 16,7х30,2 мм);

• узкоформатные (ширина пленки — 35 мм, размер кадра — 24х36 мм);

• среднеформатные (ширина пленки — 61,5 мм, размер кадра — 6х4,5, 6х6, 6х7, 6х8, 6х9 см);

• крупноформатные (листовые фотоматериалы, размер кадра — 9х12 см и выше).

Наиболее популярна у фотолюбителей 35-мм фотопленка. Ее основной плюс — относительная компактность. При правильном отношении к съемке и последующей печати позволяют получить отпечатки формата А4, а в случае печати со слайда и А3.

Среднеформатная и крупноформатная фототехника отличается существенно более высоким качеством, но достаточно громоздка, обходится дороже, требует значительных усилий на подготовку и проведение съемки. Работа в популярном режиме «навел-снял» фактически исключена.

Сегодня на российском рынке можно встретить среднеформатную и крупноформатную технику большинства ведущих производителей — Bronica, Cambo, Fuji, Hasselblad, Linhof, Mamiya, Pentax, Rolleiflex. Основные покупатели — профессиональные фотографы, снимающие для нужд полиграфии и рекламы. Подробно о среднеформатной и крупноформатной технике мы расскажем в ближайшее время, а пока перейдем к описанию узкоформатных пленочных камер. (О фотоаппаратах системы APS см. соответствующую вставку.)

КОРПУС

Изображение, выполненное профессиональной зеркальной камерой Nikon F5

В нем содержатся все элементы и узлы фотоаппарата, за исключением, пожалуй, сменного объектива и внешней вспышки (если таковые имеются). Задачей корпуса является также предохранение пленки от нежелательной засветки. Весь свет, не попавший в кадр, но прошедший через объектив, должен быть поглощен стенками камеры.

Большинство корпусов любительских фотокамер изготавливаются из пластмассы. Они мало весят, но не обладают большой прочностью, поэтому не рассчитаны на работу в экстремальных условиях или на съемку нескольких пленок в день. Кроме того, низкокачественная пластмасса некоторых компактных камер может быть подвержена воздействию высоких температур, что нарушает точность фокусировки.

Внутри корпуса расположен моторный привод, который управляет механизмом прямой и обратной перемотки пленки. В некоторых камерах он позволяет делать не только одиночные кадры, но и вести серийную съемку со скоростью до 8—10 кадров/с, а также производить последовательное экспонирование через заданные временные интервалы.

ОБЪЕКТИВ

Для фотоаппарата он играет ту же роль, что и глаз для человека. Без объектива создание четкого изображения на фотоматериале невозможно. Современный объектив устроен довольно сложно, и для его подробного описания потребовалась бы целая статья. Тем не менее об основных его характеристиках стоит упомянуть.

Фокусное расстояние

Это расстояние от оптической плоскости объектива до его фокальной плоскости. Измеряемое в миллиметрах, оно всегда указывается на оправе объектива. В зависимости от отношения фокусного расстояния к диагонали кадра объективы бывают широкоугольными (фокусное расстояние менее 38 мм), нормальными (от 38 до 55 мм) и телеобъективами (свыше 55 мм). Эти границы довольно условны и в ряде случаев определяются конкретной съемочной ситуацией.

Угол зрения широкоугольных объективов, как правило, превышает 70 градусов, а у сверхширокоугольников может достигать и 180. Работа с ними может приводить к значительным геометрическим искажениями и всегда нарушает пространственное соотношение предметов (в частности, задний план кажется дальше, чем на самом деле). Зато широкоугольные объективы очень удобны при съемке протяженных предметов с близкого расстояния или панорамной съемке — даже при полностью открытой диафрагме можно получить значительную глубину резкости.

Угол зрения телеобъективов может составлять всего несколько градусов. Их используют в основном для съемки сильно удаленных предметов в крупном масштабе или портретов. Пространственные соотношения предметов также нарушаются: теперь задний план кажется ближе, чем на самом деле. Телеобъективы обладают малой глубиной резкости, поэтому при съемке протяженных предметов приходится сильно прикрывать диафрагму.

Нормальные объективы имеют угол зрения 40—60 градусов, а пространственное соотношение предметов соответствует тому, которое воспринимает наш глаз. Это наиболее универсальный тип объективов.

Светосила

Это характеристика способности объектива давать качественное изображение при определенной освещенности объекта. Физической характеристикой светосилы служит относительное отверстие, значение которого также указывается на оправе объектива. Это отношение диаметра светового отверстия (апертуры) входной линзы к фокусному расстоянию. Чем больше относительное отверстие (большие линзы), тем в меньшем освещении нуждается объектив, но тем сильнее аберрации. Устранение их в сверхсветосильных объективах (относительное отверстие 1:1—1:2) заметно увеличивает стоимость оптики, поэтому на компактные любительские камеры такие объективы не устанавливаются.

Аберрационные свойства

Это искажения изображения, создаваемые объективом. Дело в том, что в оптических системах обеспечить идеальные условия прохождения световых лучей невозможно, за исключением случая, когда изображение формируют узкие лучи, составляющие ничтожно малые углы с оптической осью объектива. В ряде ситуаций аберрации могут создать своеобразный художественный эффект, но чаще являются нежелательными.

По конструктивному исполнению объективы делятся на жестковстроенные в корпус камеры и сменные. Плюсы первых — компактность и гарантированная согласованность работы с электроникой камеры. Плюсы вторых — широкий выбор всех оптических параметров: фокусных расстояний, светосилы, просветления и пр. Почти все сменные объективы крепятся к камере посредством байонетного соединения, реже — резьбового. Байонетное соединение позволяет оперативно заменить объективы во время съемки и меньше изнашивается. Следует помнить, что сменные объективы изготавливаются, как правило, под конкретный тип фотоаппарата.

АБЕРРАЦИИ

Изображение, выполненное любительской зеркальной камерой Canon EOS 300V

Сферическая аберрация состоит в том, что лучи света, проходящие через центральную часть объектива и через краевую, фокусируются в разных плоскостях. В результате изображение становится нерезким. Чем больше диаметр линз (светосильные объективы), тем больше выражен этот эффект. Уменьшить его можно с помощью включения в оптическую схему объектива линз с несферическими поверхностями (асферических), но стоимость таких линз пока еще высока.

Дисторсия заключается в искривлении прямых линий по краям кадра (изображение параллельных линий приобретает подушкообразную форму). Эффект проявляется при работе с широкоугольными объективами и особенно заметен на краях кадра. На дисторсию почти не влияет значение относительного отверстия, поэтому диафрагмирование объектива ее не уменьшает.

Хроматическая аберрация обусловлена тем, что лучи света, имеющие разную длину волны, преломляются линзами по-разному. Как следствие эти лучи фокусируются в разных плоскостях. Эффект присущ объективам с большим фокусными расстоянием и в цветной фотографии приводит к образованию цветных ободков вокруг резко изображаемого объекта. Использование низкодисперсных технологий в оптике позволило практически полностью устранить хроматическую аберрацию.

Кривизна поля изображения приводит к тому, что резкое изображение предмета образуется не в фокальной плоскости, где расположена пленка, а на некой искривленной поверхности. Эффект присущ в основном недорогим объективам компактных любительских камер.

ЗУМ-ОБЪЕКТИВЫ

Более официальное их называние — «объективы с переменным фокусным расстоянием» (ОПФР). В этих объективах фокусное расстояние меняется непрерывно, за счет перемещения внутренних линз вдоль оптической оси. Зум-объективы компактных камер имеют моторный привод, поэтому работают медленно и требуют питания. В сменных объективах зеркальных камер применяется только ручное зумирование. Основные преимущества ОПФР: плавный переход от общего плана к крупному без потери качества; возможность кадрирования изображения; управление пространственными соотношениями изображаемых предметов. Зум-объективы могут так же, как и обычные (фиксированные), относиться к разным группам — нормальные (например, 35—70 мм), длиннофокусные (70—300 мм, 80—200 мм и т.п.), широкоугольные (17—35 мм, 24—50 мм и т.п.), универсальные (28—80 мм, 35—140 мм и т.п.). Наибольшее распространение у фотографов получили универсальные зум-объективы. Они позволяют вести пейзажную и портретную съемки. Заметим, что отношение максимального фокусного расстояния к минимальному называется кратностью объектива. Так, зум-объектив 35—350 мм имеет кратность 10 и может изменять масштаб съемки в десять раз. Изготовление светосильного зум-объектива высокого разрешения и большой кратности стоит дорого, но многие фотографы готовы платить. В противном случае приходится таскать за собой целую сумку «широкоугольников», «штатников» и «портретников», чтобы быть готовым к любой ситуации.

ЗАТВОР

Современные пленочные аппараты имеют шторный, ламельный или центральный затворы. Их основное назначение — дозирование светового потока. Время, в течение которого единица площади кадра подвергается воздействию света, называется выдержкой. Шторные и ламельные затворы устанавливаются в фотоаппараты со сменной оптикой — при замене объектива пленка надежно защищена от света. К достоинствам этих затворов относится и возможность установки сверхкоротких выдержек (до 1/8000 с). К недостаткам — то, что использование импульсных источников света допустимо лишь при полностью открытом кадровом окне (для большинства современных аппаратов это соответствует выдержке 1/125 с и больше).

Центральный затвор располагается непосредственно внутри объектива. Он состоит из лепестков, открывающихся от центра кадра к его краям. Световой поток распределяется более равномерно по площади кадра, а фотовспышки можно использовать на более коротких выдержках. Центральные затворы применяются как в профессиональных среднеформатных камерах, так и в дешевых компактных фотоаппаратах.


Изображение, выполненное компактной пленочной камерой Minolta Zoom 160c

ВИДОИСКАТЕЛЬ

Это устройство помогает фотографу определить границы кадра (откадрировать изображение) и оценить пространственное соотношение предметов при работе с разнофокусными объективами. С помощью видоискателя, как правило, осуществляется фокусировка изображения и контроль над основными параметрами съемки. В современных фотоаппаратах используют два типа оптических видоискателей — телескопический (трубка Галилея) и зеркальный. Первый является атрибутом компактных любительских фотокамер, вторым оборудованы преимущественно дорогие профессиональные модели. Особняком стоят дальномерные камеры (Leica, Contax и др.), в которых видоискатель совмещен с дальномерным фокусировочным устройством.

Зеркальный видоискатель менее всего искажает изображение. В нем фотограф видит то, что проходит через объектив, и, соответственно, то, что попадет на саму пленку. Недостаток — он занимает много места и шумно работает. Зато в небольшом по размеру телескопическом видоискателе изображение (особенно его границы) может быть искажено. Это явление, возникающее из-за несовпадения оптических осей объектива камеры и видоискателя, называется параллаксом. Оно может существенно затруднить работу фотографа.

ВСПЫШКА

Из всех вспомогательных устройств вспышка, пожалуй, наиболее необходима. По мнению большинства фотографов, игнорирование импульсных источников света приводит к тому, что ваш фотоаппарат реализует только половину своих возможностей. А если речь идет о портретной съемке — и того меньше. Выбор света огромен (включая мощные студийные осветители), но обычному фотографу чаще всего приходится иметь дело с двумя типами вспышек.

Встроенные

Ими обладает большинство современных автоматических камер. Исключение составляют отдельные модели профессиональных камер. Единственный плюс встроенного света — компактность: фотовспышка практически полностью «спрятана» в фотоаппарат и гармонично сочетается с ним по дизайну.

Есть и минусы.

• Мощности встроенной вспышки достаточно лишь для простых портретных (правильнее сказать, «домашних») съемок в помещении. Ведущее число не превосходит 30.

• При работе с ней не удается окончательно избавиться от пресловутого эффекта «красных глаз», из-за которого на портрете вместо зрачков естественного цвета — красные пятна.

• В 90% случаев вспышка не позволяет регулировать угол излучения, в результате чего сильно затрудняется работа с использованием сменных объективов.

• Импульсный свет даже малой мощности требует отнюдь не малого количества энергии. Все, что может предложить встроенной вспышке ваша камера, — пара литиевых батареек

(или аккумуляторов) со скудной емкостью. Приобретение дополнительных источников питания неизбежно. Лучше, если это будут аккумуляторы.

Накамерные

Это основной тип, который может быть интересен творчески мыслящему фотографу. Большинство накамерных вспышек крепятся к фотоаппарату через так называемый «горячий башмак» (hot-shoe), его гнездо находится на самой камере. В месте крепления обычно располагаются несколько контактов, через центральный осуществляется включение («поджиг») импульсного осветителя. Через остальные — управление в режиме TTL или иных автоматических режимах (см. раздел «Цифровые фотокамеры»). У профессиональных камер, как правило, имеется синхроконтакт для проводного подключения.

Плюсов у накамерных вспышек много.

• Большая мощность (диапазон значений ведущего числа — от 20 до 70).

• Регулировка угла излучения и генерального направления импульса. Последнее особенно удобно, когда нужно использовать рассеянный или отраженный свет.

• Меньше выражен эффект «красных глаз».

• Выбор. Не понравилась одна вспышка, можно поменять ее на другую. Благодаря адаптерной системе SCA (Special Camera Adaptation), разработанной фирмой Metz, практически любая накамерная вспышка будет согласована с фотоаппаратами большинства солидных фирм.

• Возможность использования с фотокамерой нескольких вспышек.

Основной минус — цена накамерных вспышек вполне соизмерима со стоимостью самих камер. Кроме того, они занимают много места и сильно утяжеляют фотоаппарат. Но в серьезной работе без них, увы, не обойтись.

Ограниченный объем статьи не позволяет подробно рассказать о других важных элементах фотокамеры: системах ручного и автоматического экспозамера, фокусировочных режимах, индикаторных устройствах и сервисных программах. Мы надеемся сделать это в наших ближайших выпусках.

ЦИФРОВЫЕ ФОТОКАМЕРЫ

Изображение, выполненное шестимегапиксельной цифровой зеркальной камерой Canon EOS 300D

Сегодня любому ясно — цифровая фотография уверенно завоевывает мир. Только за 2003 г. выпущено более 100 (!) новых моделей цифровых камер. Совершенствуется электронная начинка цифровиков, улучшаются характеристики, снижается цена за мегапиксель. Ассортимент пленочных фотокамер в российских магазинах сократился до двух-трех десятков (включая профессиональные зеркалки), в то время как количество цифровых моделей иногда переваливает за сотню. В 2002 году в Москве на каждые 2—3 проданные 35-мм зеркальные фотокамеры приходилась 1 цифровая, во второй половине прошлого года это соотношение стало почти 1:1.

Для многих основным сдерживающим фактором при покупке по-прежнему остается высокая стоимость цифровиков. Но взгляните на динамику цен. Пару лет назад камера с разрешением в 2 мегапикселя с 3-кратным зум-объективом могла стоить около 600 долларов, теперь за эти деньги можно «купить» уже 5 млн. пикселей и 5-кратный зум-объектив. Появились любительские цифровые камеры со сменной оптикой, выполненные на основе любительских пленочных фотоаппаратов с зеркальным видоискателем. Цена на них не превышает 1500 долл. Несмотря на то что за их пленочные аналоги придется выложить гораздо меньше (300—500 долл.), не стоит забывать и об экономии на пленке и о том, что стоимость набора качественных объективов все равно заметно превышает стоимость корпуса.

Реально ощущается наличие цифрового фотосервиса — всего за шесть-семь рублей можно сделать отпечаток с цифрового носителя во многих фотолабораториях. Появление компактных и недорогих фотопринтеров позволяет создавать мини-фотолаборатории прямо у себя дома.

Однако цифровые технологии пока еще далеки от совершенства. Они, безусловно, удобны и предоставляют фотографу массу дополнительных возможностей в процессе создания изображения и при последующей его обработке и печати, но об их полной победе говорить рано (да и произойдет ли это?). Впрочем, обсуждение плюсов и минусов «цифры», перспектив ее взаимоотношений с пленкой не является целью данной статью.

Физические основы формирования изображения мало зависят от типа камер, но способы регистрации и обработки оптической информации в пленочных и цифровых аппаратах отличаются. Как следствие — несколько иной набор технических характеристик. Рассмотрим подробнее особенности структурного базиса цифровой камеры.

МАТРИЦА И РАЗРЕШЕНИЕ

Деление фотоаппаратов на цифровые и пленочные довольно условно. Правильнее говорить о цифровых технологиях, которые не столько противопоставляются пленке, сколько дополняют ее. Цифровой способ хранения и редактирования изображения — это лишь очередной этап в развитии «светописи». Оцифрованное изображение удобно для редактирования и чрезвычайно жизнестойко. Недаром лет десять назад фотографы, снимающие на негатив или слайд, стремились как можно быстрее отсканировать изображение и сохранить его в соответствующем графическом формате. Сейчас цифровое изображение может создаваться непосредственно в камере с помощью ПЗС- или КМОП-матриц, расположенных там, где в обычных фотоаппаратах располагается фотопленка.

Матрица представляет собой твердотельное устройство с определенным количеством светочувствительных элементов (пикселей). Электрический заряд ячейки пропорционален интенсивности падающего на нее света. Амплитуда яркости света оцифровывается с помощью специального аналого-цифрового преобразователя (АЦП) камеры и сохраняется в цифровом коде на соответствующий носитель информации (как в компьютере). В последующем он используется для восстановления изображения на экране монитора или в процессоре печатающего устройства.

Количество светочувствительных элементов матрицы тесно связано с максимальным разрешением печати при заданном формате. Например, 3 мегапикселя позволяют получить качественный отпечаток размера 13х17,5 мм, 4 мегапикселя — размера А5, 5 мегапикселей — размера 16х22 мм и т. д. (таблицы соответствия регулярно публикуются на страницах журнала). 90% компактных любительских цифровиков имеют ПЗС- или КМОМ-матрицы, на которых располагается от 3 до 8 млн. пикселей. Дорогие профессиональные модели могут иметь разрешение до 14 млн. пикселей (речь не идет о цифровых задниках к среднеформатной и крупноформатной технике и аппаратах со сканирующей матричной головкой).

Активно ведутся разработки по созданию принципиально новых светочувствительных датчиков, среди которых знаменитая матрица Foveon. В ней не используются светочувствительные ячейки с нанесенными на их поверхности красными (red), зелеными (green) и голубыми (blue) светофильтрами — цветоотделение происходит методом дифференциации зарядов, сформировавшихся на разной глубине полупроводника. Это позволило не проводить плоскостную RGB-интерполяцию для вычисления цвета каждого пикселя — соответствующая информация уже содержится на каждой пиксель-площади.

ГЛУБИНА ЦВЕТА

Большинство любительских и полупрофессиональных фотоаппаратов имеют глубину цвета 24 разряда. Так как при получении изображения используется RGB-модель формирования цвета, то на каждую цветовую составляющую приходится как минимум по 8 разрядов или 256 градаций яркости. Несмотря на то что глаз с трудом различает даже 128 градаций, глубина цвета в профессиональных камерах достигает 10 или 12 разрядов на канал. Это существенно облегчает дальнейшую цифровую обработку (например с помощью Photoshop).

ОПТИКА

Оптическая система пленочного и цифрового компактных аппаратов ничем не отличается. Об основных характеристиках (фокусном расстоянии, светосиле, зуме и пр.) мы уже говорили. Что касается цифровых зеркальных камер, то большинство из них предполагает подключение сменной «пленочной» оптики. Это очень удобно: при переходе на цифровую камеру того же производителя фотограф полностью наследует комплект дорогостоящей оптики. Однако 90% таких цифровиков имеют ПЗС- или КМОП-матрицы по размерам меньшие, классический 35-мм кадр. Но фокусные расстояния сменных объективов рассчитаны, как правило, на 35-мм формат. Это приводит к «апертурному кэшированию» — широкоугольный объектив выглядит не таким уж широкоугольным. Пространственные соотношения предметов те же, а угол зрения заметно сужается. Есть и положительный момент — «работает» центральная часть объектива, обладающая лучшими оптическими показателями, а не очень дорогой объектив с фокусным расстоянием 135 мм можно использовать как настоящее фоторужье.

В последнее время основные производители фототехники создали целые линейки сменных объективов для основных типов цифровых камер.

БАЛАНС БЕЛОГО

Об этой характеристике хочется поговорить особенно подробно, ибо, по мнению большинства фотографов, регулировка цветового баланса при съемке является одним из главных достоинств «цифры».

Рассмотрим спектр белого цвета. В зависимости от условий освещения его цветовые составляющие будут иметь разную интенсивность. В солнечный полдень в белом свете доминирует желто-синяя составляющая, в пасмурную погоду — серо-голубая, при закате — желто-красная. Из законов физики следует, что для более или менее адекватной передачи всех цветов необходимо прежде всего точно передать белый цвет. Это и есть баланс белого. Управление цветовым балансом в пленочной фотографии сводится к замене одной пленки на другую. Это не очень удобно, да и выбор невелик — 99% имеющейся в продаже фотопленки сбалансировано лишь для двух типов освещения: дневного (цветовая температура 5300—5500 К) и искусственного (цветовая температура 3200—3700). В цифровых камерах, несмотря на то что ПЗС-матрица одна и не заменяется, фотограф способен менять чувствительность ее ячеек. Каждая из них восприимчива к одному из трех цветов — красному (red), зеленому (green) и синему (blue) (RGB-модель). В зависимости от условий съемки фотосистема скорректирует вклад каждой спектральной составляющей в общий световой поток. В цифровых камерах регулировка «баланса белого» не только обеспечивает правильность цветопередачи, но и позволяет достигать разнообразных художественных эффектов.

В современных цифровых камерах представлены три основных режима управления цветовым балансом.

Авто

Им обладают 99,9% цифровиков — от простейших дешевых «мыльниц» до мощных профессиональных камер. Достаточно нажать на спусковую кнопку, и все — об остальном подумает процессор вашей камеры. Однако следует помнить, что на дешевых фотоаппаратах значение получается простым анализом соотношения красного и синего сигналов, формируемых на выходе ПЗС-матрицы (упрощенный матричный способ). Такая система работает точно лишь в ограниченном диапазоне цветовых температур, но зато экономит время.

Предустановленные режимы

Фотограф может выбрать одну из нескольких программ цветового баланса. В дорогих моделях их количество обычно не превышает 10—15, но есть 4—5 классических режима, присутствующих в подавляющем большинстве камер. Их названия говорят сами за себя: «солнечно», «пасмурно», «лампа накаливания» и «люминесцентное освещение». Достаточно оценить глазом условия освещения и включить соответствующую опцию — об остальном снова подумает процессор.

Ручной режим

В свете закатного солнца белая стена будет выглядеть не белой, а скорее красноватой. Но фотограф знает, что на самом деле она белая. Можно навести датчик камеры на стену и «сообщить» ей, что это и есть настоящий белый цвет. Фотосистема сама скорректирует цветовой баланс для данного типа освещения. Такой режим называется «ручной» или «по белому листу». Он присутствует более чем в половине цифровых «мыльниц» и, конечно, во всех профессиональных моделях.

ФОРМАТЫ

Подавляющее большинство цифровых камер обладают графическим форматом хранения и редактирования изображения JPEG. Большой процент четырех- и пятимегапиксельников помимо JPEG-файлов создают также TIFF- и RAW-файлы.

JPEG (Joint Photographic Expert Group) эффективно «сжимает» изображение и используется в целях экономии места при записи и хранении информации. При этом фотограф может установить одну из нескольких степеней сжатия — при максимальной объем файла может составлять 15—17% от исходного (использующего все исходные пиксели). К сожалению, любое JPEG-сжатие приводит к потере качества изображения без возможности дальнейшего восстановления.

TIFF (Tag Image File Format) считается более профессиональным стандартом: файлы, как правило, имеют цветовое пространство RGB и не подвергаются разрушительной компрессии. Однако они занимают намного больше места — на карточку памяти 16 Мбайт помещается всего один снимок 5-мегапиксельной камеры.

RAW («сырой») — самый профессиональный формат. Файлы проходят минимальную обработку и представляют собой последовательность битов данных, полученных с аналого-цифрового преобразователя (АЦП) матрицы. Отсутствие необходимости обработки значительно разгружает процессор камеры, а меньший размер файла позволяет записать на карту памяти больше снимков. Кроме того, баланс белого можно установить уже после съемки при редактировании изображения на компьютере, и это не приведет к появлению дополнительных шумов. Следует помнить, что работа с RAW требует специальных программ, эксклюзивных для каждой фирмы-производителя и редко поставляемых в комплекте с цифровой камерой.

КАРТЫ ПАМЯТИ

Оцифрованное изображение через соответствующий интерфейс может быть передано на компьютер или сразу на печатающее устройство, но чаще всего сохраняется на внешнюю карту памяти. Использование съемных, перезаписываемых и долговечных носителей информации — несомненный плюс цифры.

Среди всех типов карт памяти наиболее популярны: CompactFlash TypeI/II (CFI/II), Secure Digital (SD) и MultiMedia Card (MMC). Причина популярности заключается в их универсальности: многие цифровые устройства (электронные записные книжки, карманные компьютеры, MP3-плееры) активно их поддерживают. Реже используются Memory Stick (MS), xD Picture (xD) (заменил устаревший SmartMedia (SM)). Что касается подававшего надежды жесткого диска IBM Microdrive, поддерживающего стандарт слотов CF Type II, — несмотря на дешевизну и большой объем памяти, ряд недостатков (большое потребление энергии, слабая устойчивость к внешним воздействиям из-за наличия движущихся частей) снижают его конкурентоспособность. К тому же максимальный объем основных типов карт памяти достигает сегодня нескольких гигабайт.

Ряд цифровиков обладают встроенной памятью, позволяющей сохранять изображения даже при отсутствии внешней карточки или перезаписывать с одной карты на другую. Но объем не превышает 10—20 Мбайт — встроенная память используется в основном для тестирования камеры.

ВСПЫШКА

Бюджетные цифровики не оборудованы гнездом для подключения внешней вспышки, есть только встроенная. Она, как правило, TTL-управляемая, но обладает слишком малой мощностью и плохо работает в режиме заполнения. К счастью, большинство компактных цифровиков с разрешением 5 мегапикселей и выше, а также цифровые зеркальные камеры имеют возможность подключения внешних импульсных осветителей, управляемых в режимах DTTL (Digital Thru The Lens).

Если TTL-вспышка хорошо работала с пленочным аппаратом, то по мощности удовлетворит и цифровик — ПЗС-матрица в среднем более чувствительна, чем пленка. Важно только позаботиться о согласованности работы экспопрограмм. При покупке цифровой камеры обязательно поинтересуйтесь, какую конкретно модель фирма-производитель рекомендует в качестве внешней вспышки.

ЖК-МОНИТОР

Помимо классических оптических видоискателей, о которых мы говорили выше, цифровые камеры обладают, если так можно выразиться, эксклюзивным инструментом для контроля над съемкой. Это цветной жидкокристаллический дисплей со средним разрешением 150—200 тыс. пикселей и диагональю от 1,5 до 2,5 дюйма. В компактных цифровиках ЖК-монитор можно использовать в качестве видоискателя. В обычном положении прошедший через объектив свет постоянно попадает на матрицу, электроника которой формирует видеокадр низкого разрешения. Его мы и видим на экране монитора. Благодаря наличию такого электромеханического затвора, компактные цифровики можно использовать и в качестве видеокамеры. В профессиональных камерах с традиционным механическим затвором ЖК-монитор служит только для просмотра отснятого изображения и индикации режимов меню.

В некоторых камерах на месте оптического видоискателя находится электронный. Это миниатюрный ЖК-дисплей, отображаемый в окуляре фотокамеры. В нем отсутствует параллакс, удобно управление контрастом и цветовой насыщенностью. Существенно ниже энергозатраты. К сожалению, по точности фокусировки, особенно в условиях слабого освещения и низкой контрастности, он заметно уступает зеркальному.

Безусловное достоинство цифровиков — вращающиеся мониторы. Они позволяют вести съемку из неудобных положений и легко делать автопортреты, особенно при наличии дистанционного управления.

ДЕСЯТЬ МИФОВ И ЗАБЛУЖДЕНИЙ

Программное расширение динамического диапазона пятимегапиксельной камеры

Вот и подходит к концу наше путешествие по лабиринту современной фотопродукции, в котором мы постарались быть беспристрастным гидом. В заключение поговорим о некоторых мифах и заблуждениях, прочно укоренившихся в сознании многих фотографов-любителей и, к сожалению, даже продавцов фототехники. Особенно это касается цифровых камер.

Миф 1. По качеству пленочное изображение пока превосходит цифровое.

Взаимоотношения цифры и пленки — постоянно обсуждаемая тема. Мы надеемся, что и на страницах нашего журнала проведем своего рода круглый стол с участием профессиональных фотографов и производителей техники. Если говорить кратко — кое в чем цифра уступает пленке, но слабых мест не так уж много. Возьмем, к примеру, такую важную характеристику, как разрешение. По некоторым оценкам, на узком 35-мм слайде содержится от 15 до 18 млн. точек изображения, на негативе — и того меньше. Так как в большинстве случаев дальнейшее использование слайда предусматривает его сканирование, то «живых» точек остается не более 13—15 млн. Некоторые матрицы зеркальных цифровых камер обладают сегодня разрешением 11—14 мегапикселей.

Заблуждение 2. Чем больше кнопок у компактной автоматической камеры (не важно, цифровой или пленочной), тем она круче.

Природа этого заблуждения чисто психологическая. Человек, относящий себя к искушенным пользователям, вряд ли удовлетворится камерой, в которой всего пара-тройка кнопок и установок. Как-то не солидно. Но для чего служит компактная автоматическая камера? Прежде всего, для качественной работы в простейшем режиме «навел-снял». Поэтому обилие разнообразных функций и кнопочек часто означает, что электроника камеры слаба и не в состоянии сама справиться с экспозиционной задачей, призывая вас взять ответственность на себя. Высокоточные датчики и автоэкспонометры стоят значительно дороже, чем включение дополнительных функций в управляющий процессор фотокамеры.

Заблуждение 3. Шум «цифры» — то же, что и зерно пленки.

Если и вводить понятие зерна в цифровой фотографии, то оно связано с количеством активных пикселей, которые участвуют в формировании изображения, включая и интерполяционные пиксели, в то время как шум характеризует электрические свойства матрицы. Он является паразитным сигналом, возникающим из-за действия тепловых токов. На глаз он воспринимается не как увеличение зернистости, а как цветовая и тоновая неоднородность по всему полю изображения.

Заблуждение 4. ПЗС-матрицы в среднем лучше, чем КМОП.

Действительно, сначала КМОП-матрицы использовались только в любительских цифровых камерах, так как имели существенный недостаток — меньшую чувствительность к свету. Дело в том, что светочувствительный элемент ПЗС-матрицы — это фактически конденсатор; а у КМОП-матрицы — транзистор. Транзистор имеет значительно меньший, по сравнению с конденсатором, линейный участок передаточной характеристики, а значит, меньший динамический диапазон. Требуется большее усиление сигнала, в итоге в большей степени усиливаются тепловые шумы. С другой стороны, КМОП-технология допускает размещение на одном кристалле не только светочувствительных ячеек, но и дополнительных устройств — схем управления балансом белого и компрессией данных, аналогово-цифровых преобразователей и пр. Это сокращает габариты электронной начинки камеры и снижает ее стоимость. В последнее время, благодаря созданию высококачественных программ интерполяции и редукции шума, КМОП-матрицы стали полностью конкурентоспособны. Более того, в большинстве цифровых зеркалок используются именно КМОП-технологии.

Миф 5. Чем больше пикселей в матрице, тем лучше.

Приобретая цифровую камеру, не стоит ориентироваться только на количество пикселей. Не менее важны размеры самой матрицы. Четыре мегапикселя могут размещаться на матрице в 1,5 дюйма, а могут и на матрице в 2/3 дюйма. Во втором случае размер пикселя существенно меньше. Это приведет к снижению динамического диапазона и как следствие к росту шума изображения. Особенно в условиях плохой освещенности, когда распознавание деталей затруднено из-за недостатка световой энергии. Не случайно на рынке фотопродукции можно встретить компактные любительские камеры с разрешением 6—8 млн. пикселей и профессиональные с разрешением всего 4 млн. Кроме того, размещение на матрицах в 1/2—2/3 дюйма большого количества пикселей требует постановки на камеру объективов высокой разрешающей способности. Это дорого.

Заблуждение 6. Компактные цифровые камеры делают более удобной макросъемку.

Несмотря на то что большинство компактных цифровиков имеют опцию «макро», качественная макросъемка этими камерами невозможна. Причина в том, что максимальное значение диафрагмы компактных зум-объективов не превышает 11, в то время как для обеспечения достаточной глубины резкости требуется иногда прикрывать ее до значений 16 или даже 32.

Миф 7. Баланс белого можно всегда исправить в Photoshop.

Действительно, этот вездесущий «цветокорректор» иногда способен творить чудеса. Но проблема в том, что если в изображении мало информации о цвете, то ни одна программа обработки не добавит ее вам, а только приведет к появлению дополнительных «шумов». Исключение — работа с «сырым» форматом RAW.

Заблуждение 8. Динамический диапазон матрицы больше фотографической широты пленки.

Как известно, фотографическая широта ч/б негативной пленки равна 7 ступеням экспозиции, цветной негативной — 6, слайдовой — чуть более 5. Многие производители цифровой фототехники декларируют уникальную способность ПЗС-матриц различать 10 и даже 11 (!) ступеней экспозиции. Действительно, матрица имеет некоторое преимущество перед пленкой благодаря обработке электрического сигнала, поступающего с матрицы (в частности, его усиления). Потенциально пиксель способен различить полутона в более широком диапазоне ступеней диафрагмы, но характеристическая кривая матрицы даже в своей центральной части далека от прямолинейности. Дело в том, что ПЗС- или КМОП-матрица с физической точки зрения более нелинейный объект, чем пленка, и о пропорциональной передаче градаций яркости говорить трудно. Можно провести аналогию с любительской негативной пленкой. Ее фотографическая широта искусственно расширена — ошибка экспозиции в две-три ступени не сильно сказывается на проработке деталей.

Заблуждение 9. Мобильный телефон со встроенной фотокамерой — самый экономичный вариант.

Цифровые фотоаппараты, используемые в мобильных телефонах, не в состоянии обеспечить сколь-нибудь приемлемое качество изображения и постоянно создают проблемы с питанием. Миниатюрные матрицы «мобильных» камер обладают узким динамическим диапазоном и высоким уровнем тепловых шумов. Как правило, в них отсутствует оптический зум. Как говорится, бесплатный сыр бывает только в мышеловках. Поэтому если вы собираетесь заниматься фотографией, покупайте фотоаппарат, а не его суррогат.

Миф 10. По-настоящему интересный снимок можно сделать только дорогим фотоаппаратом.

Вопрос не в том, чем снимать, а в том, что и как снимать. Ясно, что в вопросе искусства техника должна играть вспомогательную роль. Конечно, компактной «мыльницей» трудно снять хороший портрет, она плохо приспособлена для этого. Но это не значит, что ею нельзя снять хорошую фотографию. И сегодня на многих фотовыставках можно встретить прекрасные работы, созданные старомодными механическими камерами, стоящими намного дешевле своих современных собратьев.

ЗЕРКАЛЬНЫЙ ИЛИ КОМПАКТНЫЙ?

Не будет преувеличением сказать, что большинство пленочных камер относятся к одному из двух типов — компактный и зеркальный.

Компактные фотокамеры чрезвычайно распространены среди фотографов-любителей прежде всего из-за легкости и удобства в использовании. Благодаря малым размерам и весу, они легко поместятся даже в нагрудном кармане рубашки и будут незаменимы в разного рода путешествиях и командировках. Их отличительные черты — несменный объектив со средним фокусным расстоянием 35—38 мм, 3—5-кратный зум-объектив небольшой светосилы (f/5,6—8,0), телескопический видоискатель, центральный затвор и встроенная вспышка с дальностью действия 2,5—3 м. Работа полностью автоматизирована — нужно лишь вставить пленку и нажать на спусковую кнопку. Часто затвор отсекает одну-единственную выдержку, а регулирование светового потока контролируется только диафрагмой. Дорогие модели имеют 3—5-кратный зум-объектив небольшой светосилы (f/5,6—8,0), развитые системы экспозамера (как правило, интегрального), ручные режимы управления экспопараметрами и даже возможность подключения внешней вспышки.

Зеркальные фотокамеры устроены сложнее и стоят, как правило, дороже. Из-за наличия зеркала они обладают большими размерами и массой, но их несомненный плюс — возможность подключения сменной оптики. 90% зеркалок обладают всевозможными системами фокусировки, встроенным экспонометром, ручным и автоматическим контролем экспозиции. Все это позволяет фотографу реализовать большинство своих творческих замыслов.

ФОТОАППАРАТЫ APS

Изображение, выполненное компактной камерой системы APS Canon IXUS III

Система APS появилась в середине 90-х годов и является неким усовершенствованием обычной пленочной системы. Она не дает более высокого качества снимков, но делает процесс обработки и печати более удобным.

APS-камеры довольно компактны, благодаря меньшим размерам фотопленки. Она представляет собой очень тонкую основу из полиэтиленнафталата с нанесенной на ней обычной галoгеносеребряной эмульсией. Пленки очень прочные и хорошо выравниваются. Длина пленки — 12, 25 или 40 кадров.

В отличие от обычной, APS-пленка имеет специальные магнитные дорожки. На них записываются необходимые параметры, которые учитываются лабораторией при последующей печати: использование импульсного освещения, коррекция экспозиции, дата, время и т. д. Системой предусмотрено три типа формата кадров:

• Классический (C). Формат отпечатка 9х12 или 10х15 см, используется часть кадра размером 16,7х23,4 мм.

• Широкоэкранный (H). Формат отпечатка 9х15 или 10х17 см, используется часть кадра размером 16,7х30,2 мм.

• Панорамный (P). Формат отпечатка 9х25 или 10х30 см, используется часть кадра размером 9,5х30,2 мм.

Во всех случаях экспонируется весь кадр, а формат выбирается при печати автоматически, в соответствии с указаниями фотографа на стадии съемки. Во время печати можно изменить формат и записать некоторую дополнительную информацию на пленку — все это будет учтено при последующей печати. В любой момент можно вынуть недоснятую пленку из фотоаппарата. Она автоматически смотается в кассету, а при последующем использовании установится на первый «чистый» кадр. Удобно, что пленка всегда хранится в кассете, а соответствующие индикаторы позволяют сразу определить, пустая пленка, отснята и насколько или полностью обработана.

Бум APS-фотографии пришелся на конец 90-х, производством APS-камер занимались почти все ведущие производители: Canon, Fuji, Kodak, Minolta, Nikon. Несмотря на то что сейчас продажи APS-камер резко сократились (компактная цифровая фотокамера оказалась еще более удобной и практичной), они по-прежнему очень популярны в некоторых европейских странах, в частности во Франции.

РАЗРЕШЕНИЕ

Несмотря на обилие технических характеристик, разрешение матрицы по-прежнему остается главным показателем при покупке цифровика. Оно напрямую связано с максимальным размером отпечатка, который можно получить с помощью данной матрицы. Как правило, с разрешением матрицы коррелируют и другие характеристики камеры.

Раз, два

Изображение, выполненное четырехмегапиксельной цифровой камерой Casio Exilim EX-Z40

Одно- и двухмегапиксельные модели нынче уже не в моде. Достаточно сказать, что разрешение некоторых Web-камер, предназначенных преимущественно для компьютерного монитора, приближается к этому показателю. Что уж говорить о фотографии. Тем не менее аппараты с разрешением 2 мегапикселя имеют своего устойчивого потребителя. Это и новички, не имеющие опыта работы с «цифрой», и те, кто использует фотоаппарат в качестве носителя простейшей видеоинформации. Таким образом, главной для таких камер будет оперативность и ультракомпактность. Последнее свойство обусловило своеобразный плоский дизайн камер — по своим размерам они сравнимы с кредитными карточками. Большинство подобных «цифровиков» имеют объективы с фиксированным фокусным расстоянием, но встречаются модели с 2- и даже 3-кратным зумом. Обязательно присутствует цифровой зум. Основной формат сохранения данных — JPEG.

Три, четыре

На сегодняшний день 3—4-мегапиксельники являются классическим стандартом рядового пользователя. Эти камеры призваны объединить в себе преимущества сверхкомпактных «цифровиков» и ряд возможностей более продвинутых моделей, что позволяет фотографу реализовать большинство своих творческих замыслов. Три мегапикселя обеспечивают при печати качественную «картинку» размером 10х15 см и, следовательно, в бытовой фотографии являются прямыми конкурентами малоформатных пленочных камер. Средняя цена на них сегодня редко превышает $500, если речь не идет об ультракомпактности или таких «наворотах», как встроенный MP3-плеер, сотовый телефон или электронная записная книжка. Но ни одна дополнительная опция не должна «компенсировать» плохую цветопередачу или «замыленность» изображения при съемке с максимальным качеством. Обязательно наличие как оптического, так и цифрового зума, а также интерфейса USB. Почти всегда есть возможность снять короткий видеофрагмент с разрешением, достаточным для просмотра на экране монитора.

Пять

С разрешением 5 мегапикселей работают даже некоторые издательства, а картинки, отпечатанные в формате 15х20, выглядят просто профессионально. Поэтому и отношение к таким моделям особенное. Вот краткий перечень свойств, которыми должен обладать любой уважающий себя «пятимегапиксельник»: 3—5-кратный оптический зум, широкий диапазон выдержек, сохранение изображения в формате TIFF, ручная настройка баланса белого, ручные и приоритетные режимы экспозиции, экспобрекетинг с шагом в 1/3—1/2 ступени. Часто есть возможность подключить внешнюю вспышку. С другой стороны, камеры должны иметь все необходимое для работы в простом автоматическом режиме типа «навел—снял», предназначенном для тех, кто только начинает знакомиться с «цифрой», но уже готов раскошелиться на качественный «цифровик». Средняя цена — $500.

Шесть, семь, восемь

Изображение, выполненное восьмимегапиксельной цифровой камерой Nikon Coolpix 8700

Камеры с разрешением в 6, 7 и 8 мегапикселей — особая статья. С одной стороны, сюда попадают дорогие аппараты любительского уровня, предназначенные для тех, кого не удовлетворяет качество простых «цифровиков». Иногда их называют вторыми камерами профессионалов (термин «полупрофессиональные» не совсем корректен). Главным в этом случае является высокое разрешение при не очень широком динамическом диапазоне, а также оперативность работы, универсальный несменный 5—7—кратный зум-объектив средней светосилы и большое количество ручных режимов. Средняя цена — $800—1000. С другой стороны, в 6—8-мегапиксельной нише находится и ряд профессиональных моделей. Их основные черты: большой размер сенсора (не менее 1,5 дюйма), сменная оптика, зеркальный видоискатель, быстрый внешний интерфейс, возможность сохранения изображения в «сыром» формате RAW. Цена на такие камеры, как правило, превышает $1500.

Десять и больше

На данный момент матрицей с разрешением 10 мегапикселей и более обладают только профессиональные камеры. Для легких компактных «цифровиков» это разрешение просто недоступно — при размере матрицы менее чем в дюйм размещение такого количества пикселей неизбежно приведет к снижению динамического диапазона ячеек и как следствие к существенному снижению качества изображения. В остальном эти камеры наследуют большинство черт профессиональных аппаратов предыдущей категории.


Георгий МАРКОВ.






Мнения пользователей

Наталья  (2012-03-28)
Спасибо огромное... Очень ценная и полезная информация!=)


Саша  (2011-03-15)
Очень интересно и полезно. Спасибо за статью.



Оставить мнение

Имя

E-mail (не обязательно)

Мнение


Введите код

 
  все статьи    все тесты    экспертная оценка    школа потребителя  




Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 Система Orphus


Нашли ошибку на сайте? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на foto.potrebitel.ru.
Ссылка должна содержать слова: "Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Фото&Техника".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложениям по работе сайта -


Место для рекламы: