Фото&Техника

08/2011
02/2011

07/2007

33/2006
18/2006
06/2006
33/2005
18/2005
34/2004
20/2004
7/2004
33/2003

ПОИСК

ИНФОРМАЦИЯ

О нас
Контакты
Где купить?
Реклама на сайте
Подписка на новости
Карта сайта








  главная    содержание    форум    архив  

Статья

Ярмарка фотографии

Десять лет назад молодой голландский издатель Рик Гаделла (Rik Gadella) впервые организовал в Париже ярмарку фотографии Paris Photo. Поверив в его энтузиазм и активность, известный нью-йоркский арт-дилер Гарри Лун (Harry Lunn) привлек к участию в первой фотоярмарке ведущие нью-йоркские галереи. Так родился необыкновенный концепт обзора истории фотографии и ее современного развития через тщательный международный отбор галерей, представляющих фотографию, которые раз в год собираются вместе на родине фотографии в центральном зале Парижа — выставочном зале Карусь де Лувр — вот уже десять лет.

Сегодня как для любителей фотографии, так и для профессионалов — галеристов, дилеров, коллекционеров — международная фотоярмарка Paris Photo является центральным событием года. С каждым годом, как уверяют организаторы, продажи фотографии на стендах галерей растут на 27%. Как видно из данных опроса 30-ти галерей-участниц, в 2005 году уровень продаж на одну галерею в среднем составлял 75 000€, в 2006 году эта сумма возросла до 105 000€. Для продавцов ярмарка остается одной из самых открытых и доступных, ведь в ней нет предварительного строгого отбора и участие в этом событии оправдано. Несмотря на то, что стоимость стенда обходится примерно в $20 000, а цены будут только расти, перспектива развития рынка фотографии очевидна.

Хельмут Ньютон/Helmut Newton, Затянутый торс, 1980

Как всегда, количество участников громких событий с каждым годом увеличивается, так же, как и гостей: 88 галерей и 18 издательств пришли продавать фотографию в самом центре Лувра, более чем 40 800 зрителей пришли на нее посмо?треть и большей частью купить, причем 40% из них — это жители 49 стран, помимо Франции. Показателем успеха событий, проходящих в Европе, является приезд на них американских представителей, ведь именно там, в Америке, сконцентрирован основной объем рынка фотографии, там коллекционеры, миллиардеры, музеи и крупные продажи. Осенью 2006 года более 300 представителей значимых институций, кураторов и собирателей фотографии специально приехали на ярмарку Paris Photo — 2006, среди них были представители Международного центра фотографии в Нью-Йорке, Lacma в Лос-Анджеле и Фонда Apertura. Об освещении самого события в европейских и американских изданиях и говорить не приходится: по отзывам в ведущей мировой прессе французский слет и впрямь является центральной ярмаркой фотоискусства и местом встречи профессионалов.

К счастью, Paris Photo не только просто место (пусть и высококлассное) для купли-продажи фотографии, но и выставочная площадка, объединяющая фотографию разных стран. Каждый год организаторы предлагают программу специальных событий, одним из которых является раздел Statement, в который приглашают разные страны показать самую актуальную нацио?нальную фотографию. В 2006 году приглашенными странами-гостями, а значит и участниками раздела Statement и центральной выставки, стали пять северных стран — Дания, Исландия, Финляндия, Швеция и Норвегия. В разделе Statement восемь галерей и приглашенных стран представили по персональной выставке одного или нескольких фотографов своей страны. Ими стали датский дуэт Трин Зондергард & Николай Ховальт (Trine Sondergaard & Nicolai Howalt) и их коллега Пер Бак Дженсен (Per Bak Jensen); финны Хели Рекула (Heli Rekula) и Алекс Антас (Axel Antas); исландский фотограф Храфнекель Сигардсон (Hrafnkell Sigurdsson); норвежка Эллин Мугас (Eline Mugas) и шведские фотографы Ане Олофссон (Annee Olofsson)и Мария Хэдлунд (Maria Hedlund). В разделе ярмарки «Комната проектов» показывали видео молодых художников и фотографов северных стран под названием «Свингующий, свингующий Север», лучшие видеофильмы отобраны из коллекций организаций, поддерживающих молодых арт-деятелей в странах Северной Европы.

Лоретта Люкс/Loretta Lux, Ожидающая девочка, 2006

Но наиболее престижным для фотографа считается участие в разделе Paris Photo «Центральная Экспозиция». На этот раз в главном выставочном пространстве собрали работы пяти ведущих женщин-фотографов каждой из стран под общим названием Stella Polaris. Свою страну представляли Шарлота Гилленхаммар (Charlotte Gyllenhammar) из Швеции, Юла Йокисало (Ulla Jokisalo) из Финляндии, Астрид Круз Дженсен (Astrid Kruse Jensen) из Дании, Мет Тронвол (Mette Tronvoll) из Норвегии и Рури (Ruri) из Ирландии. В Европе 80-90-х не наблюдалось какого-то одного центра фотографии, то есть страны или региона, яркость таланта фотографов которого затмевала бы общие достижения европейской фотографии. С середины 90-х неожиданно для всего фотосообщества в странах Северной Европы появилось молодое поколение ярких и разных художников, в том числе фотографов, и это явление по праву назвали «Северным чудом». Особое место здесь заняли представители финской школы, в основном это выпускники знаменитого Института искусства и дизайна в Хельсинки. Выставки молодых авторов еще во время их учебы проходят в ведущих центрах фотографии в Европе. Именно свежее и нетипичное для традиционной Европы видение «северных» фотографов и стало центральной идеей выставочных проектов ярмарки Paris Photo, ее не коммерческой, а просветительской части.

В третий раз на ярмарке Paris Photo — 2006 совместно с концерном BMW организаторы вручают международную премию молодому фотографу BMW–Paris Photo Prize, в этом году тема конкурса звучала как «Удовольствие. Очищение». 13 молодых и перспективных фотографов из разных стран, которых номинируют галереи-участ?ницы самой ярмарки, стали претендентами на главный приз. Лучшего выбирает жюри в составе фотографов в лице Сары Мунн, например, представителей ярмарки и автомобильного концерна, кураторов музеев, а работы финалистов демонст?рируются в выставочных пространствах во время работы ярмарки, ведь даже попасть в число номинантов считается очень престижным для молодого фотографа. Приз в 12 000€ в 2006 году получил французский фотограф Мэтью Бернар-Реймонд (Mathieu Bernard-Reymond), представленный парижской галереей Baudoin Lebon.

Гьен Мили/Gjon Mili,
Пабло Пикассо в гончарной мастерской,
Франция, 1949

Подтверждая заявление о том, что Paris Photo — это место для общения и встреч профессионалов арт-рынка и фотографии, организаторы ежегодно делают закрытую программу посещения выставок и других фотособытий, проходящих в Париже, для коллекционеров, кураторов и арт-профессионалов со всего мира. В ноябре 2006 года Париж стал столицей фотографии еще и потому, что десятилетний юбилей ярмарки совпал с проходящим раз в два года фестивалем «Европейский месяц фотографии», поэтому в программу посещений попали крупные выставки немки Кандиды Хёфер (Candida Hofer) в Лувре, выставка исторической фотографии в центре Помпиду, большая экспозиция Ли Фридляндера (Lee Friedlander) в залах Jeu de Paume, «Фотографии Морселя Дени» в Музее д`Орсе и «Regarder Vu: журнальная фотография 1928–1940».

Критики и посетители ярмарки Paris Photo — 2006 отмечают небывалую активность издательского бизнеса: альбомы разных форматов и размеров, коллекционные лимитированные издания, альбомы-портфолио фотографов, винтажные издания книг — всё это было представлено на ярмарке. Каждый день, по заранее определенному расписанию, можно было подписать купленные книжные новинки у самих авторов. По словам очевидцев, очередь за автографом к живому классику Эллиотту Эрвитту (Elliott Erwitt) в его новую книгу Personal Best стояла очень большая! Новинки также вышли у Мартина Пара (Martin Parr), Андерса Петерсена (Anders Petersen), Массимо Витали (Massimo Vitali), Ханса ван дер Миера (Hans van der Meer), Карла Лагерфельда и др., что вселяет очень радужные надежды на развитие книжного бизнеса и его активное обращение к фотографии. Удивляют и цены на книги: за 80 000€ на стенде издания Staidl было продано специальное издание Эда Руша (Ed Ruscha) Then and Now! А комплект из 22 коробок с фотографиями скандалиста Андреаса Серрано (Andres Serrano) были проданы за 12 000€ каждая.

Питер Линдберг/Peter Lindbergh, Кристи Тарлингтон,
Лос-Анжелес, 1988

Рассматривая участников и подводя итоги международных выставочных событий и ярмарок, мы, конечно, задаемся одним вопросом «А были ли в числе участ?ников российские фотографы?». В отношении Paris Photo — 2006 можно сказать, что имена российских авторов не часто, но появлялись на стендах зарубежных галерей. Почему зарубежных? Да потому что ни одна из российских галерей не принимает участие в крупнейшей европейской ярмарке фотоискусства, а значит, отечественные, даже самые известные фотографы лишены и информационной поддер?жки на западном рынке, и возможности прямых продаж. Как показывает опыт западных галерей-участниц, в основном, конечно, каждая из них представляет авторов из своей страны: так, через участие в международных выставках и событиях, активно продвигается и скандинавская фотография, и голландская, и немецкая, и итальянская. Очень немногих российских авторов представляют зарубежные галереи: например, работы уникального петербургского фотографа Бориса Смелова продавала галерея Сержа Плантери (Serge Plantureux), но по большей части оттого, что галерея занимается работами уже ушедших из жизни авторов. Среди других русских имен можно было встретить только имя Ольги Чернышовой на стенде галереи J.J. Heckenhauer и петербургского фотографа Петра Титаренко, которого представляет галерея Camera Obscura.

В Paris Photo впечатляют суммы, за которые продаются фотографии, впечатляет количество галерей-участников и количество посетителей, а значит, ценителей хорошей фотографии. Впечатляют возможности для продвижения авторов — ведь именно для этого и проводятся ярмарки.

Не радует пока только одно — отсутст?вие российских галерей и арт-дилеров, способных издавать альбомы современных авторов и старой фотографии и способных внести современную российскую фотографию в мировой поток. Ведь лучше быть в потоке, огромном, сложном, в котором можно легко затеряться, чем быть вообще вне его. А в конце мая — начале июня организаторы Paris Photo проводят новую ярмарку фотоискусства уже в Лондоне — Photo London, где искусство фотографии будет уже «высажено» на британскую почву.

 

ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ЯРМАРКИ PARIS PHOTO

Лэйла Эсседи/Lalla Essaydi, Сходящиеся территории №10, 2003

Фотограф Игорь Мухин, Москва

1. Какие тенденции в современной фотографии можно выявить из представленного на Paris Photo? И какие выделяются тенденции на рынке фотографии: какую фотографию продают, каких авторов продают, каковы цены и т.д.

И. М.: Я был только на 2-х ярмарках, в 2000 и 2006-м. К примеру, Глеб Косоруков, живущий там и посещающий ярмарки постоянно, заметил, что раньше было меньше гламура — как в 50-60-х, так и 2000-х. Ну а цены… от 1000€ до миллиона.

2. Что нужно сделать российским авторам, чтобы быть представленным на Paris Photo?

И. М.: Найти западного продюсера-галериста, всё-таки это не выставка, а прямая продажа; в 2006-м российских авторов было, может быть, 5-6 человек.

3. Что нужно сделать российским галереям, чтобы достойно представлять наших фотографов на Paris Photo?

И. М.: Ну а у нас есть хоть одна фотогалерея в России? До продажи галереи под фонд Картье-Брессона, эту миссию выполняла галерея «Черный квадрат» Морранна-Свибловой, где обычно выставлялись 10-12 авторов из России.

Фотограф Александр Китаев, Санкт-Петербург

А. К. Отвечать на вопросы о тенденциях и о продажах я не в состоянии. Надо было приходить на ярмарку с другими мозгами, по-другому на всё смотреть и о другом думать. Думать о том, что меня не увлекает и по большому счёту не интересует. Мне не интересно наблюдать и тем более анализировать, как то дело, которому я посвятил жизнь, превращается в торжище, на котором зарабатывают деньги все, кто угодно, но в меньшей степени сами творцы. На «Пари фото» представлены не тенденции в фотографии, а тенденции на рынке и в ценообразовании. Эти тенденции ничем не отличаются от рынка по продаже памперсов или стирального порошка. Механизмы вечны, и всё те же.

Участников интересуют деньги, прибыль от вложений и т.д. Для того чтобы российские авторы были представлены на «Пари фото» они должны найти своего галериста, который бы захотел на их картинках зарабатывать. Российским галереям нужно научиться продавать фотографии наших авторов с не меньшим цинизмом, чем это делают те, кто продаёт русских красавиц способным заплатить за товар западным буржуа. Всё это не имеет ровным счётом ничего общего с искусством и тенденциями в нём. Оно, искусство, живёт иными ощущениями окружающего мира и заботится о других ценностях. От того, что становится всё больше и больше продаж фотографий, а суммы, которые за них платят, становятся всё выше и выше, качество художественного высказывания никак не становится лучше. Ни хороших фотографий, ни талантливых авторов не становится больше. «Пари фото» не фестиваль творческих достижений, а большой универмаг, супермаркет и в какой-то степени биржа по продаже всего, что пожелает покупатель, желающий или по?тратить, или вложить деньги.

Надя ШЕРЬЕ





Мнения пользователей

Марина  (2009-07-13)
Интересные фотографии, выделяющие объекты.



Оставить мнение

Имя

E-mail (не обязательно)

Мнение


Введите код

 
  все статьи    все тесты    экспертная оценка    школа потребителя  




Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 Система Orphus


Нашли ошибку на сайте? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на foto.potrebitel.ru.
Ссылка должна содержать слова: "Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Фото&Техника".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложениям по работе сайта -


Место для рекламы: