Фото&Техника

08/2011
02/2011

07/2007

33/2006
18/2006
06/2006
33/2005
18/2005
34/2004
20/2004
7/2004
33/2003

ПОИСК

ИНФОРМАЦИЯ

О нас
Контакты
Где купить?
Реклама на сайте
Подписка на новости
Карта сайта








  главная    содержание    форум    архив  

Статья

Фильтры в аналоговой и цифровой фотографии

Светофильтрами принято называть устройства, изменяющие состав света, проходящего через них. Кроме этого, в разряд фильтров принято включать и разнообразные оптические насадки на объектив, не являющиеся фильт?рами в строгом понимании этого слова: например, диффузионные насадки мягкого фокуса (soft-filter, soft-focus), разного рода насадки для получения спецэффектов (лучевые, призматиче?ские, дифракционные, линзы для макросъемки и т.д.).

Классические фильт?ры выполняют несколько задач:

1. Существенно корректируют цветовой баланс

2. Компенсируют небольшие цветовые искажения

3. Создают спецэффект — видимость того, чего на самом деле в кадре не было (это, к примеру, фильтры нейтральной плотности, звездчатые, градиентные). Самые действенные — те, что меняют воздушную перспективу за счет дымки и меняют состояние источников света.

 

ЦВЕТОВОЙ БАЛАНС

Двухцветный фильтр

Менять цветовой баланс приходится хотя бы потому, что матрицу цифровой камеры, как и пленку, нужно адаптировать к изменению цветовой температуры — ведь только человеческий глаз приучен «настраивать» ее в уме автоматически. Мы замечаем перепады цвета только при резкой смене освещения: выйдя вечером на улицу, мы попадаем из желтого в синий, как, например, и при выезде из тоннеля метро на дневной свет. Но и при том, и при другом освещении белый лист бумаги для наших глаз всегда будет казаться белым, а вот фотоаппарату такое нужно объяснить. Для этой цели в цифровых камерах существуют специальные программы-коррекции: съемка при лампах накаливания, при облачности, при свете люминесцентных ламп. Откуда они взялись и что значат для фотографа?

Градационный фильтр Sky Blue

Обычные плёнки для дневного освещения рассчитаны на цветовую температуру 5500 Кельвина (К). Определимся, откуда взялась эта цифра, как и само понятие «дневной свет». По спектральному составу солнечный свет, свет неба и дневной свет сильно различаются. Под солнечным светом понимается прямое излучение солнца около полудня, имеющее преимущественно жёлтый тон, его цветовая температура соответствует примерно 4000К. Свет неба — голубоватый, с цветовой температурой около 7000К. Его влияние можно заметить зимой в тенях на снегу, а летом — в голубовато-зеленом тоне на листьях деревьев. Под дневным светом понимается смесь солнечного и небесного света, и его цветовая температура приблизительно равна усреднённой температуре «смеси», то есть 5500К. Именно поэтому эта цифра и взята за основу для так называемых «дневных» плёнок. Они хорошо работают при ясном небе и прямом солнечном освещении, но стоит солнцу зайти за облако, как баланс цветовой температуры нарушается и она «ползёт» в сторону холодных тонов. Именно поэтому в пасмурную погоду фотографии получаются с голубоватым оттенком. С другой стороны, стоит цвету неба окраситься в более тёплые тона, например, на закате, как общий баланс цвета сдвигается в сторону понижения температуры вплоть до 3000К. Психологически трудно привыкнуть к тому, что цветовая температура пламени свечи (1200К) в десять раз ниже (холоднее) цветовой температуры морозного зимнего неба (12000К). Тем не менее, это так: цветовая температура отличается от обычной.

 

КОРРЕКЦИОННЫЕ ФИЛЬТРЫ

Чтобы подвести разную цветовую температуру под понятие «дневной свет» и уравнять ее на снимке, для фотографа создан целый арсенал. Конверсионные светофильтры созданы для того, что бы внести существенные поправки в световой баланс. Их задача — преобразовать тип освещения под неподходящую для него фотоплёнку. Они делятся на повышающие и понижающие. Повышающие конверсионные фильтры заметно поднимают температуру. Они применяются в случаях, когда перед фотографом стоит задача снимать при свете ламп постоянного света на «дневную» плёнку. В данном случае цветовая температура будет преобразована с имеющихся 3200К до необходимых 5500К. К таким фильтрам относятся серии 80, такие, как 80А (+2300K), 80В (+2100К), 80С-D. Все они имеют синий цвет, но бывают разной плотности. Без этих фильтров (или с недостаточно корректным автобалансом белого в цифровой камере) изо?бражение будет иметь жёлтый тон. Понижающие фильтры, наоборот, уменьшают цветовую температуру освещения на те же 2100 — 2300К. Они нужны для съёмки на открытом воздухе, в солнечную погоду на плёнки с индексом «T», которые рассчитаны на искусственное освещение. В этом случае цветовая температура будет преобразована с 5500К до необходимых 3200К (или 3400К). К таким фильтрам относятся серии 85, такие, как 85А (–2100K), 85В (–2300К) и 85С. Фильтры эти — янтарного цвета. Без них изображение будет равномерно синеватым.

Теплый и холодный фильтры

Коррекционные светофильтры созданы для того, чтобы произвести более деликатные изменения. Их задача — скорректировать цветовую температуру всего на несколько сотен градусов. Они также делятся на повышающие и понижающие. Повышающие коррекционные фильтры применяются в случаях, когда перед фотографом стоит задача слегка «охладить» цвет: к примеру, если солнце близится к закату. В данном случае цветовая температура будет скорректирована на 200–400К. К таким фильтрам относятся серии 82, такие как 82А (+200K), 82В (+400К), 82С-D. Все они голубого цвета и разной плотности. Понижающие коррекционные фильтры, наоборот, слегка «утепляют» цветовую температуру освещения. Их применение очень разнообразно: от придания портретам приятного цвета кожи до внесения уютно-золотых оттенков в холодные тона зимних и летних пейзажей. К ним относятся фильтры серии 81, такие, как 81А (-200K), 81В (до –2000К для исходной температуры 7500К) и 81С-F. Фильтры эти имеют жёлто-розовый цвет, а их оттенок часто зависит от фирмы-производителя. Для коррекции зеленого цвета люминесцентных ламп существует розовато-коричневый фильтр FL-D. Все перечисленные фильтры в той или иной степени включены в программы даже любительских цифровых камер, но довести цвет «до истины» все равно удастся только в программе обработки, да и то не всегда. К тому же ни одна предустановленная функ?ция, скорее всего, не будет точной.

Материалами для классических фильт?ров служат стекло и специальные оптические пластмассы. Встречаются еще желатиновые (фолиевые) фильтры. Кроме круглых светофильтров, надеваемых на объектив, существуют прямоугольные, для которых делаются системы крепления, включающие в себя специальный держатель (компендиум), в который можно установить до трех светофильтров одновременно, адаптерные кольца для монтажа компендиума с фильтрами на разных объективах, а также специальные составные (модульные) бленды, защитные крышки и так далее. По такому принципу построена наиболее известная система эффектных светофильтров Cokin. Сами фильтры при этом можно перемещать как вдоль оси объектива, используя один из трех слотов компендиума, так и поперек, сдвигая светофильтр вдоль паза, — это весьма удобно для градиентных и некоторых эффектных фильтров. Что касается производителей, то наиболее распространенными у нас еще являются фильтры HОYA и Tiffen. Для небольших цифровых фотокамер сейчас выпускают фильтры без резьбы на магнитном креплении, но здесь мы их подробно рассматривать не будем.

Ультрафиолетовый UV (0) — один из самых распространенных и часто применяемых. Основная его функция — не пропускать к плёнке не видимое глазом излучение с длиной волны короче 370–390 нм. В обычной фотографии ультрафиолетовые лучи не используются и считаются вредными: изображение, в формировании которого участвуют такие лучи, как правило, будет нечетким и приведет к визуальной потере общей резкости на фотографиях. Особенно этот эффект будет заметен при использовании длиннофокусных и светосильных объективов.

Фильтр под названием «скайлайт» (маркировка skylight 1B, skylight 1A, или KR 1.5) имеет слабую розовую окраску и используется для коррекции света неба. Он также слегка «утепляет» окраску теней.

Для защиты объектива от повреждений и загрязнений предназначен защитный фильтр (маркировка на оправе protect или neutral/clear). Такой фильтр фактиче?ски не изменяет ни спектрального состава, ни интенсивности, ни других характеристик света. Производители, наоборот, прилагают все усилия для того, чтобы защитный фильтр вносил как можно меньше таких изменений. Главное назначение этого фильтра — защищать переднюю линзу объектива от неблагоприятных воздейст?вий окружающей среды: пыли, капель влаги, жирных отпечатков пальцев и предметов. Он незаменим как в пленочной, так и в цифровой фотографии.

 

НЕЙТРАЛЬНО-СЕРЫЕ ФИЛЬТРЫ

Нейтрально-серые фильтры

Нейтрально-серые фильтры (маркировка ND) не влияют на спектральный состав света, ослабляя лишь мощность светового потока. Казалось бы, зачем ослаблять световой поток, когда есть много других способов его уменьшить: закрыть больше диафрагму или поставить выдержку короче, тем более что выдержки 1/2000с — 1/4000с уже давно стали нормой даже для любительских камер? Есть даже классиче?ская поговорка фотографа: «Света много не бывает!». И тем не менее, бывают ситуации, когда света все-таки много, и только с фильтром можно добиться желаемого эффекта. К примеру, съёмка текущей воды на коротких выдержках дает несимпатичную картину: «замороженная» вода скорее напоминает стекло, чем саму воду. Выдержек немногим длиннее 1/30 с, когда вода уже «приходит в движение», ещё можно добиться закрыванием диафрагмы «до упора» (до f/22 — f/32), однако, при этом уже не только падает разрешающая способность объектива, но и пропадает шанс использовать глубину резкости для расстановки акцентов на снимке. Ну а выдержек порядка 1?2 секунды и длиннее, при которых текущая вода становится похожа на переливающийся туман, без нейтрального фильтра уже не добиться никак — даже в лесу утром света для таких сюжетов уже слишком много. Другой пример использования нейтральных фильтров — съёмка портрета при дневном свете. Для лучшего разделения объекта и фона в таких случаях часто используют светосильные объективы, которые при съёмке практически не диафрагмируют (используя числа порядка f/1.4 — f/2.8), что без нейтральных фильтров иногда невыполнимо. Наиболее часто в этих целях применяются светофильтры, уменьшающие световой поток в 2, 4 и 8 раз. Также для специальных целей выпускаются и фильтры большей кратности (от 400 до 1 000 000), пропускающие лишь незначительную часть светового потока. Используются они для наблюдения и съёмки объектов, имеющих очень большую яркость (например, поверхности Солнца), а также для съёмки со сверхдлинными выдержками (от десятков секунд до десятков минут) для получения эффекта безлюдных улиц ярким днем, когда на снимке остаются только неподвижные объекты.

Нейтральные фильтры необходимы как традиционному, так и цифровому фотографу — пока в нашем списке это первые кандидаты на совместную работу. Коррекция световой температуры вполне возможна при обработке в Photoshop’е, а вот следующие представители фильтров для цифрового фотографа незаменимы.

 

ПОЛЯРИЗАЦИОННЫЕ ФИЛЬТРЫ

Распространение света — это волновой процесс, в чем-то похожий на распространение по поверхности пруда волн от брошенного в воду камня. Волны света не ограничены одной плоскостью, а двигаются во всех направлениях. Линейная поляризация отсекает часть беспорядочных волн и оставляет только те, что идут в одной плоскости. Ощутить это можно, посмотрев на бликующие объекты через специальный фильтр. Он представляет собой пластинку особого материала (например, кристаллов герапатита), укрепленную между стеклами: весь этот «бутерброд» монтируется в специальной вращающейся оправе. Задача поляризатора — устранение или уменьшение интенсивности бликов на неметаллических поверхностях: например, стеклянных витринах, пластике, водной глади. Кроме того, в ясный безоблачный день при съемке с боковым солнечным освещением поляризационные светофильтры могут увеличить контраст между небом и облаками. Использовать фильтр просто, его эффект хорошо заметен на глаз. Единственное, что нужно знать из теории, — то, что степень поляризации отраженного света зависит от угла его падения. Угол, при котором поляризация достигает максимума, зависит от материала отражающей поверх?ности и составляет обычно 50–60 градусов от нормали к отражающей поверхности (соответственно — 30–40 градусов от самой поверхности). Поэтому для достижения лучшего эффекта следует правильно выбрать положение фотокамеры относительно объекта съемки.

Поляризационные фильтры

Кратность поляризационного фильтра составляет в среднем 3?4, то есть применение поляризационного фильтра требует увеличения экспозиции на 1,5-2 ступени (в 3?4 раза) в сравнении с экспозицией без фильтра. Полную уверенность в точности экспонирования с фильтром можно получить при помощи замера света по системе TTL (Through The Lens — «через объектив»). Однако многие фотоаппараты, имеющие такую систему, используют для разделения светового потока оптические элементы, сами по себе поляризующие свет. Например, в автофокусных камерах таким элементом выступают полупрозрачные участки на зеркале, необходимые для работы датчиков системы автофокусировки. В этом случае с применением фильтра наступает дополнительное ослабление светового потока, что часто приводит к переэкспозиции. Избежать такой неприятности можно, используя фильтр, называемый «циркулярным» (в отличие от обычного — «линейного» — поляризатора). В его конструкцию входит ещё и пластинка «1/4 длины волны», преобразующая линейно-поляризованный свет в циркулярно-поляризованный, который уже не ослабляется при дальнейшем прохождении через оптические элементы камеры.

Если вас интересует черно-белая фотография, простора для работы с контрастом становится гораздо больше: в случае с пленкой для этого используются специальные фильтры, а цифровые фотографии «вытягиваются» в Photoshop’е путем смешения каналов.

 

ФИЛЬТРЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНТРАСТОМ

Как можно понять из названия, они предназначены для изменения контраста между объектами разных цветов, присутст?вующих в кадре. Можно сказать, что контрастные фильтры изменяют тональную передачу, делая её «неправильной». Однако они не только усиливают выразительность снимка, но и позволяют избежать главной неприятности, имеющей место из-за отсутствия информации о цвете — когда близкие по яркости предметы контрастных цветов (например, оранжевого и зеленого) на черно-белом снимке практически сливаются, передаваясь одинаковыми, серыми тонами. Принцип дейст?вия большинства светофильтров в черно-белой фотографии можно описать следующим эмпирическим правилом: объекты, близкие к цвету фильтра, на снимке будут высветляться, а объекты, окрашенные в дополнительные к цвету фильтра цвета, будут изображены с помощью более темных тонов.

 

ИНФРАКРАСНЫЕ СВЕТОФИЛЬТРЫ

Еще одна группа труднозаменимых помощников и для пленки, и для «цифры». Несмотря на то, что в программах обработки давно существует возможность делать подобия инфракрасной фотографии, полноценное изображение все-таки делается «живьем» на месте съемки. С появлением доступных цифровых камер появилась простая возможность снимать в инфракрасном диапазоне. Инфракрасное (ИК) излучение — это маленькая полоса электромагнитного спектра, располагающаяся между видимым и микроволновым излучением. Поскольку длина волны такого излучения превышает длину волны видимого света, мы не можем оценить будущее изображение на глаз — придется пойти путем экспериментов. Посредством простого теста вы можете выяснить, является ли ваша камера пригодной для съемки в ИК-диапазоне. Направьте пульт телевизора на объектив камеры и посмотрите, виден ли белый свет от луча на LCD-дисплее. Если луч яркий, то зеркальный фильтр камеры не блокирует полный спектр инфракрасных лучей и она способна с тем или иным качеством делать инфракрасные изображения. Что касается фильтров, то различаются они по цене в зависимости от размера и его блокирующей способности. Чтобы вы оценили затраты: 58?миллиметровый фильтр, пропускающий ИК-лучи, обойдется вам от 30 до 130 долларов. Из недорогих можно отметить темно-красный фильтр Hoya R72, который не блокирует весь видимый свет. Из наиболее дорогих фильтров: B+W 093 стоимостью приблизительно 100 долларов, и Tiffen 87 стоимостью около 80 долларов. На практике в качест?ве ИК-фильтра часто используется кусок незасвеченного и проявленного слайда среднего формата, но это — исключительно низкобюджетный вариант.

СПЕЦЭФФЕКТЫ

А теперь перейдем к фильтрам специального назначения и их модификациям в программе Photoshop.

У двухцветных светофильтров (dual-color) каждая из половин фильтра окрашена в свой цвет. Чаще всего это сочетания красного и синего (R/B), оранжевого и зеленого (O/G), желтого и пурпурного (Y/M). Ими, как и градиентными светофильтрами, пользуются исключительно пейзажисты. В случае, когда граница между небом и землей более-менее прямая (если это равнинный или морской ландшафт), а фотографу нужно перекрасить или притемнить небо, эти фильтры позволяют воздействовать на снимок в очень широких пределах. В условиях города их применение ограничено фотосъемкой с крыш зданий. Если вы не занимаетесь классической аналоговой фотографией, то менять цвет неба проще цифровым способом. Для этой цели практически идеально подходит набор Nik Color Efex Pro, который просто распаковывается в Photoshop. В нем представлен огромный выбор градационных и двухцветных фильтров, у которых регулируется не только плотность цвета и угол поворота фильтра, но и степень его «растяжки» по изображению.

Градиентные фильтры (gradual color) обычно бывают серые (gradual gray), желтые (yellow), синие (blue), табачные (tobacco), розовые (pink) и т.д. Применяются они для того, чтобы окрасить или уменьшить яркость одной части изображения, не влияя на другую. Дидимиум-фильтры (didymium filters) — это модификация окрашенных светофильтров. Только спектральная характеристика пропускания у них не плавная, как у окрашенных, а изрезанная, с острыми пиками и глубокими провалами коэффициента пропускания. Благодаря такой характеристике, фильтры этого класса обладают избирательным действием: делают более насыщенными одни цвета, практически не влияя на передачу остальных. В каталоге HOYA дидимиум-фильтры представлены под названиями INTENSIFIER, GREEN FIELD, BLUE INTENSIFIER и PORTRAIT. Светофильтр INTENSIFIER делает более насыщенным красный цвет, а фильтры GREEN FIELD и BLUE INTENSIFIER подчеркивают зеленые и синие цвета соответственно. Похожий эффект производит и фильтр PORTRAIT, улучшающий цвет кожи человека. Набор POP FILTER SET состоит из трех светофильтров, окрашенных в основные цвета — красный, синий и зеленый. Троекратное экспонирование кадра (поочередно за каждым из этих светофильтров) с применением штатива дает интересный эффект, основанный на аддитивном сложении света. Поскольку красный, синий и зеленый в сумме дают белый свет, то те предметы, которые оставались неподвижными в течение всех трех экспозиций, получаются на снимке в естественных цветах, а передвигавшиеся от экспозиции к экспозиции автоматически окрашиваются. Этот набор мог бы стать отличным подспорьем для экс?периментов в духе Прокудина-Горского.

 

Звездчатый фильтр

ЗВЕЗДЧАТЫЕ ФИЛЬТРЫ

На использовании так называемых «раст?ровых сеток» основана работа «звездных» фильтров: cross screen, star-six, star-eight, variocross. Эти фильтры дополняют любой попавший в кадр яркий точечный источник света длинными лучами, которые проходят через его центр. Чтобы достичь такого эффекта, на поверхности фильтров вытравлены тонкие линии, проходящие параллельно по всей его поверхности на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга. В зависимости от вытравленной структуры, фильтр может давать разное количество лучей. Две группы параллельных линий дают эффект четырех крестообразно расходящихся лучей, идущих от каждого точечного источника света в кадре (фильтр cross screen). На поверхности фильтра Star Six вытравлено уже три группы параллельных линий, ориентированных под углом 120 градусов друг относительно друга. Соответственно, при использовании этого фильтра каждая светящаяся точка на фотографии будет иметь по шесть лучей.

 

НАСАДКИ «МЯГКОГО» ФОКУСА

Для получения особого «нежного» изображения (в первую очередь в портретной съёмке) применяются достаточно дорогие софт-фокусные объективы (Softfocus lens). Получаемое с их помощью изображение не является нерезким (хотя на первый взгляд кажется, что резкости нет), но в то же время оно сглаживает микрорельефы кожи, смягчая излишне «жесткий» и грубый рисунок. Особенно красивый и приятный эффект получается тогда, когда освещение создает активный световой рисунок, с четко выраженными светами и сочными тенями. При излишне мягком освещении картинка может стать «размыленной» или «ватной», поэтому работа с такими фильтрами требует экспериментального подхода. В качестве примера приведем софт-фильтры HOYA (fog filter, diffuser, duto, softener, spectral cross), которые применяются наиболее часто.

Фильтр Classical Blur из набора Nik Color Efex Pro

Эффект фильтра Softener построен на наложении на основное (резкое) изображение множества его дополнительных расфокусированных копий. Достигается такой эффект при помощи миниатюрных линз, похожих на капли воды, которые лежат на поверхности фильтра в произвольном порядке. Визуально эффект проявляется в светящихся ореолах на границах света и тени, а также в смягчении общего контраста снимка. Чем больше фокусное расстояние объектива при съемке, тем сильнее будет эффект; чем больше закрыта диафрагма, тем эффект слабее.

Поверхность фильтра Diffuser, кажущаяся просто неровной, на самом деле представляет собой сочетание коротких канавок неправильной формы и очень маленькой глубины с отполированной поверхностью. Такая структура поверхности приводит к тому, что общий контраст снимка практически не уменьшается, а вот резкость мелких деталей значительно падает (микроконтраст при этом уменьшается). Применение фильтра Diffuser оправдано в первую очередь в портретной съёмке при мягком освещении.

Эффект фильтра Duto вызван концентрическими кольцевыми канавками, вытравленными на его поверхности. Большая часть света, создающая основное изображение, проходит между канавками без изменений. Оставшаяся часть, падая на поверхность канавок, рассеивается, понижая тем самым общий контраст. Кроме этого, благодаря концентрическому расположению канавок, фильтр Duto обладает дифракционными свойст?вами: точечные источники света, попавшие в кадр, получают радужные ореолы, а блестящие или светлые пряди волос не становятся просто нерезкими, а превращаются во что-то текущее и струящееся. Эффект этого фильтра при диафрагмировании изменяется: на более открытых значениях преобладают рассеивающие свойства, а на средних и закрытых заметнее становятся дифракционные эффекты.

На поверхности «туманного» фильтра Fog Filter лежит множество белых полупрозрачных точек, частично рассеивающих свет. Этот фильтр «вызывает» ранний утренний туман — впечатления белесой мглы, отсутствия деталей как в темных, так и в светлых местах снимка. При правильно подобранном сюжете с помощью Fog Filter можно добиться даже совершенно необычного эффекта, получив изображение, близкое к силуэтному. Эффект «туманного фильтра» практически не зависит ни от фокусного расстояния объектива, ни от степени его диафрагмированности. Этот фильтр чаще всего находит применение у фотографов-пейзажистов.

Среди эффектных фильтров, применяемых в портретной съёмке, достаточно много насадок, имеющих в центре плоскопараллельный неокрашенный участок или отверстие. Такие насадки оставляют центральную зону изображения практически без изменений, зато остальную (периферийную) часть кадра изменяют до неузнаваемости. К таким насадкам в каталоге HOYA отнесены center-spot, soft-spot, color-spot и misty-spot. Эффект при применении таких насадок в значительной мере зависит от фокусного расстояния объектива, установленной диафрагмы и расстояния от объектива до поверхности насадки. Весьма удобны насадки прямоугольной формы, которые используют в компендиумных (слотовых) системах фильтров — например, в системе Cokin. В этом случае эффект можно изменять, перемещая фильтр как вдоль оси объектива (вставляя в разные ячейки компендиума), так и поперек оси (передвигая фильтр вдоль слота). Насадка center-spot — это линза, аналогичная применяемой в макросъёмке: изображая центр кадра резким, она выводит края из резкости. Color-spot — цветные фильтры с отверстием в середине. Окрашивают периферию кадра, оставляя центральную зону кадра в естественном цвете. Misty-spot — бесцветные оптические насадки, дающие резкое изображение цент?ральной части кадра, и своеобразно размытое и деформированное по периферии. HOYA выпускает в этой серии фильтры под названиями Gradual, Breeze, Halo и Windmill. Каждый из этих фильтров имеет свой особый характер оптического эффекта: например, Gradual дает эффект, похожий на тот, что получается при изменении фокусного расстояния объектива в процессе экспонирования, а Windmill как бы скручивает по спирали окружающее объект съёмки пространство.

Надо сказать, что большинство хороших средств изменения фокуса или атмосферы уже существует в цифровом варианте. Рассмотрим основные. В меню Photoshop SC Filter>Distort есть функция Diffuse Glow (диффузное свечение). По эффекту это ближе всего к портретному фильтру Diffuser, который размывает мелкую фактуру кожи, не особенно влияя на контраст: этот фильтр очень подходит к мягкому свету. Размытие для более сочного, тонально богатого освещения, можно подобрать в меню Classical Blur. Он дает эффект софт-фокуса, меняющего контраст, и сопоставим по принципу с фильтром Softener.

Создание туманной дымки любой степени плотности будет под контролем, если вы скопируете изображение вторым слоем и «размоете» его командой Filter>Blur>Gaussian Blur, а потом в палитре слоев установите режим наложения Lighten.

 

ЦИФРОВОЙ НАБОР

Фильтр Gaussian Blur в режиме наложения Lighten

Набор фильтров Nik Color Efex Pro, о котором мы уже упоминали, стал очень удобным инструментом для цифрового фотографа. В нем есть двухцветные, градационные и контрастные фильтры, с возможностью установки фильтра любого цвета на ваш выбор. Все они могут свободно поворачиваться вокруг оси и сдвигаться относительно центра изображения. В наборе есть «холодящий» и «утепляющий» фильтры, гибко и аккуратно меняющие цветовую температуру снимка, например, Brilliance/Warmth позволяет наглядно оценить баланс. Отлично работает и Skylight filter, корректирующий синеву от холодного неба.

К часто употребляемым можно отнести фильтры затемнения и осветления центра кадра (Center ND): такие фильтры существуют и для пленки, и для «цифры» (в уже упомянутом наборе). Размер зоны осветления и затемнения так же гибко регулируется, как и у всех остальных фильтров этой серии. Но, конечно же, цифровые технологии — не панацея, и многое выправить «задним числом» не способны. Понятно, что нейтральный серый фильтр в программе обработки не поможет вам установить при съемке водопада длительную выдержку, а поляризационный после съемки точно не устранит никакие пойманные блики. Большинство картинок, проведенных через «полярик» из набора Nik Color Efex Pro, становится ярче, чище, воздух фотографий наполняется холодным звоном — но эффект ведь все равно не тот. С другой стороны, Photoshop облегчил нам муки съемки: теперь сделать избирательный «расфокус» намного легче после съемки, чем в процессе ее, стоя со штативом и накручивая фильтр Split-field. И как бы ни спорили господа фотографы, всегда остаются незаменимые товарищи для всех: настоящий поляризационный, нейтральный серый, звездчатый и даже мозаичные (Multivision) фильтры, которые дробят одно изображение на пять или три в одном.

Наталья ЕЛИСЕЕВА





Мнения пользователей

Влад  (2014-09-17) 
Расскажите, пожалуйста, о центральных фильтрах (Centre Filter). Спасибо.


Leo  (2010-11-01) 
Отличная статья.


серо-зелено-синий фильтр  (2009-12-30)
Что такое серо-зелено-синий фильтр ? Где использутся? Для чего?


sergus  (2009-11-17)
Классно описано, всё до мелочей. Теперь точно можно определить для себя-какой фильтр-для каких нужд.
Спасибо, за статью!



Оставить мнение

Имя

E-mail (не обязательно)

Мнение


Введите код

 
  все статьи    все тесты    экспертная оценка    школа потребителя  




Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 Система Orphus


Нашли ошибку на сайте? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на foto.potrebitel.ru.
Ссылка должна содержать слова: "Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Фото&Техника".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложениям по работе сайта -


Место для рекламы: