Фото&Техника

08/2011
02/2011
07/2007
33/2006
18/2006
06/2006

33/2005

18/2005
34/2004
20/2004
7/2004
33/2003

ПОИСК

ИНФОРМАЦИЯ

О нас
Контакты
Где купить?
Реклама на сайте
Подписка на новости
Карта сайта








  главная    содержание    форум    архив  

Статья

Вы рисуете, вы рисуете, вам зачтется...

Вы уже выбросили старый электроглянцеватель? И зря... Конечно, по своему прямому назначению он теперь практически не нужен, разве что на досуге отглянцевать старые фотографии из семейного архива. Можно в конце концов приспособить его для подогрева детского питания, а если дети уже выросли, хранить на случай топливного кризиса, упрямо игнорируя вопросы жены: «Для чего тебе этот хлам?». Но обязательно сохраните блестящие латунные пластины. Места они много не займут, но пригодятся в вашем новом фотографическом хозяйстве, не обремененном теперь ванночками, бутылками с проявителем, увеличителем и прочим «хламом».

Хромированная латунная пластина от электроглянцевателя, если вы ею бережно пользовались, и она не слишком поцарапана, еще послужит вам в качестве «кривого» зеркала при съемке. Ее не сложно деформировать, «связывая» веревочками или проволокой, и тогда привычные уже пейзажи предстанут в новом интересном виде. Карикатурные портреты, место вашего обитания, натюрморты — все можно осмыслить по-новому, и этак запросто перевести себя в разряд концептуалистов. Следует только помнить, что снимаете вы не сам объект, а его отражение, и потому постарайтесь не попадать со своим фотоаппаратом в поле зрения зеркальной пластины (фото 1).

И уж совсем не трудно догадаться использовать зеркальную пластину в качестве подсвета в портретной фотографии или при съемке натюрмортов. Вариантов здесь множество — от простых до весьма замысловатых. Просто покрутите пластину в руках, примеряя ее к своим эстетическим воззрениям, и сохраните в памяти открывшиеся возможности.

И совсем хорошо, если сохранились обе пластины, тогда одну можно использовать так, как мы вам уже предложили, а вторую раскроить для простых, но нужных самоделок.

Например, можно сделать зеркальный отражатель на вспышку с поворотной головкой. Такой отражатель очень удобен при съемке в помещениях с высокими потолками, при съемке групп, когда вы надежно избавлены от теней за спинами и от красных глаз.

Раскроить и изготовить отражатель совсем не сложно (фото 2). Загиб по линии вспышка—отражатель — 45 градусов. На вспышке он крепится резинкой, и, надеюсь, станет нужным аксессуаром в вашей фотографической практике.

Современное осветительное оборудование для фотографии стремится к компактности. И все равно домашняя студия, оснащенная промышленными приборами, громоздка и неудобна в тесных квартирах большинства фотолюбителей. К тому же такое оснащение требует основательных затрат, что не всегда оправдано, особенно когда оно не предусматривает коммерческого использования, а просто хочется сделать высокохудожественный портрет милой жены или портфолио для красавицы дочки.

Наступившая эра цифровой фотографии значительно упрощает отношения между фотографом и светом. Цифровые камеры прекрасно работают в условиях невысокой освещенности, что позволяет оборудовать домашнюю студию малыми средствами и сверхкомпактными осветительными приборами.

Сделать компактные осветители не представит большого труда даже для не очень ловких умельцев.

Прежде всего следует приобрести в магазине электротоваров т. н. галогенные электрические лампы в зеркальных отражателях, керамические ламповые панельки для галогенных ламп, электрические шнуры с вилкой длиной

3 или 5 метров и т. н. проходные выключатели. Один такой комплект обойдется вам рублей в сто или чуть больше. Комплектов следует приобрести три или четыре, в зависимости от тех художественных задач, которые вы перед собой поставите.

Бытовые галогенные лампы рассчитаны на напряжение 220 или 12 вольт. Электрическая мощность ламп, которая может нас интересовать, и в том и в другом случае должна быть не менее 50 ватт. Световой поток 12-вольтовых ламп значительно сильнее, но следует учесть, что применять их можно только через понижающий трансформатор. К тому же трансформатор должен быть мощным, т. к. сила тока одной 50-ваттной лампы равна 4 амперам. Имеющиеся в продаже т. н. преобразователи напряжения легко решают эту проблему, хотя, конечно, удорожают стоимость комплекта. Но они легки и компактны, следует только подбирать их с учетом мощности ламп. В конечном счете стоимость светильников все равно будет значительно ниже той, что предлагает нам фотографическая промышленность. Совершенно приемлемые результаты можно иметь и с лампами на 220 вольт, так что есть выбор.

Теперь из зеркальной латунной пластины следует вырезать прямоугольник шириной 50 мм и длиной 160 мм. Согнув прямоугольник в кольцо, по окружности отражателя галогенной лампы, скрепите его клепкой. Учтите, что пайка неприемлема, т. к. лампы в работе сильно греются. Когда станете соединять кольцо, приклепайте заодно полуметровый кусок алюминевой или медной 3-мм проволоки, слегка расплющенной по месту клепки. Проволока должна исполнять функцию кронштейна. Такое простое решение чрезвычайно удобно в пользовании осветителем, т. к. позволяет крепить его куда угодно, хоть к трубе, хоть к стулу, хоть просто выгнуть подставку. Да и придать осветителю любое нужное положение не составит никакого труда.

Все принципиальные решения вы поймете из фото 3.

Вентиляционные отверстия позволят отвести излишнее тепло. Припаянные проволочные скобки нужны для крепления фильтров (фото 4). Лампа в кольце крепится с одной стороны фиксирующими выступами, с другой — подгибом надрезанной латунной пластины (фото 5, 6). Остается напомнить, что галогенные лампы сильно греются и требуют внимательного и бережного обращения.

Световая кисть. Все о ней слышали, но мало кто знает, что же это такое на самом деле. В простом понимании это прибор направленного света, позволяющий моделировать, «прорисовывать» светом снимаемый объект или сюжет. Такая съемка производится в затемненном помещении, с открытым затвором, источник направленного света при этом подвижен. Фотографы чаще всего используют электрический фонарик в качестве световой кисти, хотя этот вариант далеко не лучший.

Почти профессиональную световую кисть можно сделать из старого детского фильмоскопа и галогенной лампы. От фильмоскопа нам нужен только оптический блок (фото 7). Как правило, в таких примитивных конструкциях он цельный: труба с конденсором и объективом, между которыми фильмовой канал. Для нас это удобно, т. к. остается только приделать к трубе ручку и галогенную лампу (фото 8).

Маски с отверстиями разного диаметра вырезаются из жести. Ставятся они в фильмовой канал и позволяют регулировать диаметр светового луча. «Размытость» маски регулируется объективом. В фильмовой канал при надобности ставятся и цветные фильтры. Галогенную лампу лучше использовать 12-вольтовую мощностью 50 ватт.

Съемка с использованием световой кисти — занятие эмпирическое. Результат всегда трудно предсказуем. Понадобится много опытов для достижения высокохудожественных результатов. Понятно, что это съемка статичных сюжетов, чаще всего натюрмортов. Работать лучше с цифровой камерой, особенно на первых порах, т. к. результат съемки можно сразу оценить и при неудаче повторить. Хорошо организованный, т. н. «вкусный» натюрморт, прорисованный световой кистью, похож на живописное полотно, и хороший результат стоит затраченного времени (фото 9). Можно «рисовать» и портреты, но положение модели должно быть статичным.

Свет в фотографии имеет решающее значение. С точки зрения физики фотоаппарат всего лишь прибор, регистрирующий свет. С точки зрения зрителя рассматривающего ваши фотографии, фотоаппарат тоже всего лишь прибор, но регистрирующий теперь ваш художнический потенциал, ваше умение управлять столь зыбкой субстанцией, как свет.

Современная фотографическая промышленность достигла совершенства и в фотоаппаратостроении, и в материалах. К сожалению, многие фотографы и фотолюбители выдают технологические достижения за некое собственное достижение. Даже на выставках очень много работ с высоким техническим качеством, но лишенных авторского видения, персонального отношения к миру, оригинального светового рисунка. Простой фиксации совершенно недостаточно для фотографии художественной. Здесь важен образ, настроение, впечатление, метафора — все те непостижимые до конца субстанции, которые гнездятся в сознании любого художника. Налаживайте связь между вашим внутренним миром и вашей фотокамерой.

Желаю творческих удач!

Вячеслав ИВАНОВ.





Мнения пользователей

Trionix  (2011-01-16)
50-ваттные галогенки - это как-то даже не смешно, а грустно. 150 ваттная с 0,6 м до объекта - это всего лишь F4 и 1/50-я. Другое дело прожекторы 500вт, к которым есть лампы 200 и 300 вт - тут света побольше, но и тепла тоже. К тому же промышленный прожектор вряд ли загорится, хотя греется сильно.


Mara Schade  (2009-01-18)
Советский фильмоскоп светит через все щели, так что он никак не световая кисть.
А галогенки не просто греются, а до 300-400 градусов, так что самодельный свет это хорошо, но огнетушитель держите под рукой...


Игорь  (2009-01-12)
Спасибо за материал - он может сильно пригодиться многим, кто еще не начинал свои эксперименты со светом и техническими средствами его укрощения.

Но вот за последний "философский" абзац - респект! Золотые слова! Да, техническое исполнение немаловажно, но это лишь "упаковка". Главное - то, что внутри - душа, настроение...

Удачи Вам!



Оставить мнение

Имя

E-mail (не обязательно)

Мнение


Введите код

 
  все статьи    все тесты    экспертная оценка    школа потребителя  




Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 Система Orphus


Нашли ошибку на сайте? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на foto.potrebitel.ru.
Ссылка должна содержать слова: "Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Фото&Техника".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложениям по работе сайта -


Место для рекламы: