Фото&Техника

08/2011
02/2011
07/2007
33/2006
18/2006
06/2006

33/2005

18/2005
34/2004
20/2004
7/2004
33/2003

ПОИСК

ИНФОРМАЦИЯ

О нас
Контакты
Где купить?
Реклама на сайте
Подписка на новости
Карта сайта








  главная    содержание    форум    архив  

Статья

ПРОВЕРЕНО ВРЕМЕНЕМ

Сергей ДУБИЛЬЕР, постоянный автор журнала с 1997 года

 

СКОЛЬКО МЕГАПИКСЕЛЕЙ В КАДРЕ ПЛЕНКИ?

Этот вопрос до сих пор не дает покоя любителям всякого рода сравнений. Главный подтекст таких сравнений отлично поясняют два вопроса, которые также звучат нередко: «Когда «цифра» по качеству сравнится с «пленкой»?» и «Не пора ли срочно избавляться от пленочной техники, пока за нее еще можно получить хоть какие-то деньги?».

Родились эти вопросы, как ни странно, далеко не сегодня. Фотографы начали всерьез интересоваться этим уже с появлением цифровых зеркалок, цена которых стала осмысленной, а для подсчета количества «мегапикселей» пальцев одной руки уже было мало. Тогда практически с одновременным представлением на рынке 6-мегапиксельных легких профессиональных камер Nikon D100, Canon EOS D60 и Fujifilm S2pro цифровая фототехника преодолела в глазах фотографической общественности некий психологический рубеж, — матрица этих фотоаппаратов давала возможность печати фотографии 20х30 см со вполне приемлемым качеством (в отличие от гораздо менее «мегапиксельных» аппаратов предыдущего поколения). Естественно, наиболее активными потребителями таких камер стали пользователи, в той или иной мере связанные с цифровыми изображениями, например фотографы, специализирующиеся на технической, каталожной или репортажной съемках. Съемка на цифровую камеру (в сравнении со съемкой на пленку и дальнейшим сканированием) дала не только огромный выигрыш по скорости предоставления готового цифрового файла, но и избавила от достаточно утомительных операций сканирования и подгонки по цвету каждого изображения. Результатом применения цифровой аппаратуры в этих случаях и фотографы, и дизайнеры остались более чем довольны. Поэтому сейчас при съемке репортажа или каталога применяется, как правило, цифровая фотоаппаратура.

Дальше — больше. Цифровая техника совершенствовалась и дешевела, дешевели и совершенствовались аксессуары к ней (в первую очередь карты памяти). И цифровые технологии начали потихоньку отвоевывать у пленочных еще одну нишу — любительских P&S-фотоаппаратов («мыльниц»), работающих в режиме «навел-снял» и использующихся в качестве «записной книжки». В итоге — среди «мыльниц» средней стоимости пленочные аппараты продаются гораздо реже, чем аналогичные цифровые. Этот результат был вполне предсказуем. Любительские фотографии для семейного альбома редко печатаются форматом более чем 10х15 см, да и каких-то сверхвысоких требований к качеству отпечатков у основной массы любителей нет. Важно лишь, чтобы фотография отвечала на два главных вопроса — кто изображен на фотографии, и где это все происходило. А уж достоинств у цифрового аппарата при любительском использовании масса. Во-первых, возможность просмотра отснятого материала, благодаря которому можно не только вовремя отметить свои ошибки, но и переснять неудачные сюжеты. Во-вторых, можно сразу после съемки (или даже прямо во время нее!) продемонстрировать отснятые картинки участникам съемки на мониторе аппарата, или потом — на экране компьютера, удалив предварительно неудачные или неинтересные. В третьих, легкость, с которой можно поделиться цифровыми фотографиями: их можно не печатать, а просто записать на CD-RW или отослать по электронной почте. Ну и, наконец, что тоже немаловажно, — пока картинки остаются в электронном виде, их можно (при наличии соответствующих программ и некоторого умения) редактировать на компьютере: удалять красные глаза или «открывать» закрытые, «отрезать» лишнее или «склеивать» разные изображения в одну фотографию.

Параллельно совершенствовались и зеркальные цифровые камеры. И заодно — дешевели, переходя из класса дорогого профессионального оборудования в класс относительно недорогого и даже любительского. Важной вехой в этом плане стал выпуск первого любительского цифрового зеркального аппарата Canon EOS 300D, стоимость которого в комплекте с объективом на момент выпуска была не более $1000.

 

НУ А КАК ЖЕ ПЛЕНОЧНАЯ ФОТОАППАРАТУРА?

Не сильно ошибемся, если скажем, что в последние несколько лет (особенно на фоне бурно растущего модельного ряда цифровых аппаратов) в производстве пленочной фототехники фактически царит застой. Чуть-чуть оживляют общую картину весьма немногочисленные пленочные новинки: профессиональный Nikon F6, любительские Canon EOS 30v, EOS 33v, EOS 300x, Konica Minolta Dynax 40 и Dynax 60. И то, честно говоря, эти новинки привлекают внимание фотографической общественности значительно меньше, чем анонсы новых цифровых аппаратов. Даже выход топового профессионального аппарата Nikon F6 прошел как-то совсем скромно и не стал эпохальным событием, как это было раньше с предыдущими моделями аппаратов этой серии — Nikon F5, Nikon F4, Nikon F3.

Поддерживает такое настроение и реклама, благодаря которой эпитет «цифровое» ассоциируется у большинства из нас с чем-то современным, прогрессивным, удобным, качественным и надежным. Страницы журналов заполнены рекламой цифровой фототехники — от компактных мыльниц до профессиональных зеркалок. В фотомагазинах нас также встречает ошеломляющее многообразие моделей цифровиков различных классов, цветов, размеров и цены. При этом самих мегапикселей, «упакованных» в маленькие коробочки, становится все больше и больше. Еще недавно надпись «5 мегапикселей» можно было встретить только на достаточно дорогих аппаратах, а сегодня матрица с 4—5 миллионами пикселей — это признак недорогих «бюджетных» моделей. К тому же современные любительские цифровые фотоаппараты прочно заняли свое место в ряду дорогих игрушек для взрослых (и не совсем взрослых) людей наряду с mp3-плеерами, КПК, мобильными телефонами и пр.

На фоне такой «цифровой эйфории» создается впечатление того, что пленочные технологии в фотографии или уже умерли, или до их полной смерти осталось совсем недолго, а доживать свой век им придется разве что в качестве low-end технологий типа магнитофонных кассет. Что же, безусловно, часть правды в таком утверждении есть. Фотографы-профессионалы, специализирующиеся на каталожной съемке, навряд ли когда-нибудь откажутся от съемки цифровой фотоаппаратурой и вернутся к использованию пленочной. Да и в репортерской фотографии цифровая техника настолько ускорила и облегчила процесс передачи отснятого материала в редакцию, что возврата к пленочной технике, проявочным машинам и сканерам наверняка не произойдет.

Однако реклама, даже самая-самая честная, обычно рассказывает далеко не всю правду, акцентируя максимум внимания потребителя на наиболее выигрышных сторонах новой техники и технологий. Естественно, о каких-то спорных или отрицательных моментах в рекламе не будет ни слова, таковы законы этого жанра. Задачи же каталога «ПОТРЕБИТЕЛЬ. Фототехника и видеокамеры» — не только знакомить читателя с новинками в мире фото- и видеотехники, но и тщательно анализировать события и тенденции в мире фотовидеотехники, объективно рассказывая как о достоинствах, так и о недостатках предлагаемой аппаратуры. Поэтому мы решили восполнить возникший сейчас информационный вакуум вокруг традиционных фотографических технологий, связанных с использованием фотопленки, и провести взвешенный анализ реального места пленочных технологий в современной фотографии.

 

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ПЛЕНКИ

Начнем с того, что пленочная фотоаппаратура выпускается достаточно давно, а частота представления «пленочных» новинок и их количество достаточно невелики. Это не цифровая техника, где аппарат, не уступивший своего места в линейке более свежей модели за два года, уже считается заслуженным «долгожителем». Да и выходящие новинки пленочных аппаратов отличаются от предыдущих разработок, скажем так, весьма и весьма умеренно. Поэтому пленочный аппарат при выпуске более свежей модели редко кто меняет. Ведь принципиальных отличий между новыми и старыми аппаратами одного класса обычно не так много. Пленочный аппарат морально устареет не раньше, чем устареет физически (даже при любительском использовании!). По этой же причине б/у пленочные аппараты и не дешевеют столь стремительно, как цифровые. Да и начальные затраты на приобретение цифрового фотоаппарата пока оказываются в несколько раз больше, чем пленочного сравнимого класса. Так что вполне реально сделать вывод, что покупка и поддержание/использование пленочной системы на нынешнем этапе развития фототехники наносят меньший урон семейному бюджету (даже с учетом стоимости пленок и других расходных материалов). Естественно, речь не идет о профессиональном репортерском использовании аппаратуры, когда за день может быть отснято несколько десятков роликов пленки, и экономия на фотоматериалах может достигать впечатляющих размеров. Мы считаем вполне адекватным напрямую сравнивать ситуации, когда из отпуска привозится либо 5—10 пленок (в случае пленочного аппарата), либо несколько тысяч цифровых картинок. Ведь в любом случае в семейный альбом реально попадает примерно одинаковое количество фотографий — максимум несколько десятков отпечатков 10х15, а большим форматом печатается еще меньше. Лишний раз обратим внимание на то, что речь идет о напечатанных фотографиях, поскольку просмотр цифровых картинок на экране телевизора, компьютерного монитора или сотового телефона пока, на наш взгляд, не составляет реальной конкуренции традиционному альбому с фотографиями.

Особенности пленочного и цифрового изображений

Сам термин «цифровое качество» достаточно прочно прижился во всех областях современной техники, и фотография не исключение. Цифровые технологии не только сделали съемку более удобной и комфортной, но и дали возможность заметно поднять уровень качества любительских фотографий. «Цифровые» фотографии стали более четкими, яркими, сочными и насыщенными, особенно в сравнении с фотографиями, сделанными по традиционной технологии, то есть напечатанными в обычном оптическом минилабе с пленок, отснятых обычными пленочными «мыльницами». И, заметим, для большинства любителей фотографировать и фотографироваться качества «цифровых» фотографий вполне достаточно. Цифровое качество и цифровое удобство оказались именно тем, чего реально недоставало в «доцифровой» фотографии большинству любителей.

Однако термин «цифровое качество» и «наилучшее качество» не одно и то же. Многим «фото-гурманам» (а таковые есть как среди фотографов-профессионалов, так и среди фотолюбителей) недостаточно, чтобы фотография была просто яркой, четкой и имела сочные насыщенные цвета. Обсуждая техническое качество фотографии, они используют совершенно незнакомые и непонятные большинству термины. Оказывается, что фотографию можно описать эпитетами «легкая», «воздушная», «объемная» и «живая», а можно назвать «грубой» и «плоской». Что цвета бывают «мультяшными», «анилиновыми» и «лубочными» или «вялыми», «серыми» и «грязными», а бывают «сильными» и «свежими», или «нежными» и «пастельными». Что «четкость» и «резкость» — это разные понятия. Или что у объектива кроме фокусного расстояния, светосилы, диаметра резьбы под светофильтры и других технических параметров есть еще такие важные характеристики, как «рисунок» и «бокэ». Чаще всего подобное описание качества фотографий не столько техническими характеристиками, сколько художественными эпитетами, имеет определенный смысл. Ведь именно таким образом возможно объяснить тот факт, что среди фотографий примерно одинакового сюжета, снятых с правильной композицией, при правильно поставленном свете и отпечатанных с правильным балансом цветов, одни привлекают внимание, а другие — нет. Причем «положительные» эпитеты более уместны при описании фотографии, снятой на хорошей пленке высококачественной оптикой и отпечатанной на профессиональном увеличителе. А фотография, имеющая цифровое «происхождение», по «живости» и «прозрачности» изображения чаще всего заметно уступает отпечатку, выполненному по традиционной оптическо-пленочной технологии.

К примеру, визуально резкость фотографий среднего и большого размера при съемке цифровой камерой зачастую недостаточно хороша в сравнении с качественным отпечатком с пленки. Иными словами, на цифровых фотографиях нет того изобилия мелких деталей, как на отпечатке, полученном по традиционной технологии. И дело тут не в том, что у хорошей слайдовой пленки «больше мегапикселей», чем у матрицы современного зеркального цифрового аппарата. Наоборот, на мониторе компьютера картинка с цифрового аппарата достаточно высокого класса часто выглядит даже лучше, чем скан с пленки на качественном сканере. Попытаться объяснить такой эффект можно особенностями нашего зрения. В процессе зрительного восприятия участвуют не только наши глаза, но и мозг с памятью. Ведь знакомого человека мы легко узнаем по каким-то особенностям силуэта или походки. Зрение в таком случае предоставляет лишь часть информации (иной раз достаточно небольшую — вплоть до намека), а все остальное наш мозг домысливает, черпая недостающую информацию из памяти. В этой ситуации сказывается принципиальная разница в устройстве пленки и матрицы. Хаотично расположенные в объеме эмульсии пленки светочувствительные кристаллы разного размера, складываясь при оптической печати (важное условие!) в единое изображение, способны гораздо лучше передавать тонкие ощущения и нюансы, чтобы показать на изображении не только четкие контуры, но и дополнить их большим количеством «намеков» на мелкие детали, фактуру и другие подробности. Именно благодаря такому своеобразному запасу информации фотографию с пленки можно напечатать достаточно большим форматом, и при этом она все равно будет смотреться достаточно «живой» и естественной.

С «цифрой» все гораздо проще. Матрица цифрового фотоаппарата, как и положено цифровой технике, бинарна. То есть мелкая деталь изображения либо изображается четко, либо матрица ее «не видит» вообще. Достаточно наглядно эту особенность цифрового изображения можно показать на портретах, снятых цифровой камерой. При крупном портрете волосы модели изображаются не просто четко, а подчеркнуто четко. Каждая отдельная волосинка на такой фотографии выглядит как будто прорисованной резцом гравера. А при ростовом портрете, снятом практически в тех же условиях, волосы на фотографии уже сливаются в одну «шапку», практически лишенную какой-либо фактуры. Причем с изменением масштаба изображения переход между четким и детальным изображением подобных мелких фактур (шерсти животных, птичьих перьев, волос) и полным «смыливанием» происходит достаточно резко, практически без каких-либо промежуточных стадий.

Такая особенность цифрового изображения обусловлена тем, что светочувствительные элементы матрицы имеют примерно одинаковый размер и расположены в виде регулярной структуры. Дополнительные проблемы вносит и принцип образования цифрового изображения. Классическая матрица цифрового фотоаппарата, создающая изображение в 8 миллионов трехцветных (R-G-B) точек, на самом деле имеет 8 миллионов монохромных светочувствительных элементов, из которых 4 миллиона «зеленых» и по 2 миллиона «красных» и «синих». То есть создание полноцветной картинки происходит в результате процесса интерполяции, при котором количество информации искусственно увеличивается как минимум вдвое (а если подходить формально, то в три раза). А обязательно проводимая при обработке каждой цифровой картинки операция «повышения четкости» не добавляет новых мелких деталей, а лишь подчеркивает те, что матрица «увидела», делает их просто более грубыми и заметными.

Поэтому фотографический отпечаток, выполненный на высоком уровне качества по традиционным технологиям (съемка на пленку качественной оптикой и оптическая печать на профессиональной аппаратуре), производит гораздо большее впечатление в сравнении с цифровым именно за счет своей «живости», особенно когда речь идет не о технической, а о художественной фотографии.

К тому же необходимо заметить, что каждая из пленок (в первую очередь профессиональных) имеет, так сказать, свой «характер», то есть совокупность контраста, насыщенности цветов, особенностей цветопередачи. Опытный глаз легко отличит слайд, снятый на Fujifilm Velvia 50, от снятых, к примеру, на фуджевских же Provia 100F или Astia 100 или кодаковских Ektachrome 100VS или 100G. Подобная разница в особенностях цветопередачи существует и между негативными пленками. В случае качественной (без явных цветовых перекосов) оптической печати эффект от использования различных пленок для разных сюжетов также чувствуется весьма заметно.

Художественные особенности

Мы еще не коснулись темы черно-белых фотографий. Не монохромных, а именно черно-белых — отснятых на традиционную черно-белую пленку и напечатанных на настоящей черно-белой фотобумаге по такой же традиционной технологии с помощью фотоувеличителя. Только такие отпечатки можно назвать «настоящими черно-белыми». Фотографии, полностью выполненные по традиционной технологии с использованием традиционных черно-белых материалов, доносят до зрителя информацию не только о форме объекта съемки. Использование при съемке светофильтров и различных марок пленки, варьирование контраста при печати снимка дают умелому фотографу возможность выбирать для каждого сюжета наиболее выигрышные варианты передачи цветов оттенками серого, а при необходимости и придать отпечатку необходимый легкий цветной оттенок при помощи вирирования или подбора марки фотобумаги. Поэтому выразительность черно-белого снимка зачастую оказывается даже выше, чем у цветного. Ведь некоторая условность передачи цветов оттенками серого не только помогает фотографу более ярко расставить акценты, но и дает зрителю возможность легче воспринять замысел фотографа. К тому же в классической черно-белой фотографии у фотографа есть еще один изобразительный инструмент — это зерно пленки. Выбором типа пленки, проявителя, режима проявления и способа печати можно в широких пределах изменять вид и размер зерна, чтобы достичь соответствующего художественного эффекта. Изображение зерна пленки на фотографии можно сделать практически незаметным или, наоборот, крупным, грубым и «шершавым». К сожалению, все остальные технологии (монохромные пленки под процесс C-41, съемка на цифровой фотоаппарат в режиме «монохром» или «сепия», печать на цифровом минилабе монохромных фотографий с цветной пленки и так далее) приводят к получению отнюдь не черно-белого (в традиционном понимании), а всего лишь монохромного (лишенного цвета) изображения.

Впрочем, о художественных достоинствах фотографий, сделанных по традиционным технологиям, можно говорить много и долго. Можно даже вспомнить о том, что по стандартам многих галерей фотография должна быть обязательно отснята на пленку и напечатана вручную на традиционных материалах, чтобы иметь шанс выступать в качестве произведения фотоискусства. Во всяком случае, пока.

Безусловно, лишь одно применение пленки при съемке не гарантирует автоматически заметно лучшего результата и художественности фотографии. Для этого нужно применять только лучшую фотоаппаратуру и оптику. Ответственно, с максимальным качеством и аккуратностью проводить все процессы, начиная от хранения и проявки пленки и заканчивая оптической печатью и оформлением готовых фотографий. К квалификации фотографа и умению пользоваться оптикой, вспышками, светофильтрами, штативами и другой фототехникой при «пленочно-оптической» технологии также предъявляются заметно более жесткие требования, ведь все ошибки, допущенные на стадии съемки, исправить потом или практически невозможно, или же можно, но со значительной потерей качества. В общем, путь к максимальному качеству фотографического отпечатка при традиционной технологии оказывается более тернистым и более дорогим, чем в случае с «цифрой». И, естественно, он далеко не для всех.

Однако рынок фототехники развивается по стандартным экономическим законам. «Спрос рождает предложение!» А спрос на цифровую фотоаппаратуру растет с каждым днем, поэтому полки реальных и веб-страниц виртуальных фотомагазинов заполнены именно цифровой фототехникой. Соответственно, пленочной фототехнике уделяется куда меньше внимания. И пленочная аппаратура потихоньку исчезает с полок магазинов, оставаясь чаще всего в прайс-листах (и то не всегда).

Поэтому вполне логично в поисках качественной пленочной фотоаппаратуры обратить особое внимание на магазины, торгующие бывшей в употреблении фототехникой (которые у нас по привычке чаще всего называют «комиссионками»). Причин для такого внимания несколько.

 

ПОЧЕМУ «Б/У»?

Во-первых, сколько-нибудь явной зависимости качества фотографий от «свежести» модели пленочного фотоаппарата практически не наблюдается. Естественно, прогресс в фототехнике есть, и немалый. Но в большинстве случаев совершенствуется автоматика, позволяющая ускорить съемку и облегчить получение фотографий. Становятся ли от этого фотографии лучше? У профессионального фотографа-репортера — безусловно. Начинающему любителю, путающему выдержку с диафрагмой, полностью автоматизированный аппарат также сильно помогает без проблем получить фотографии вполне нормального качества. Однако как в области репортерской съемки, так и среди любителей фотографировать в домашний альбом, уже обычным делом стало использование не пленочной, а цифровой фототехники. Другой «полюс» — это неспешная съемка, при которой автоматика задействована минимально либо не используется вовсе. В этом случае в руках профессионала или квалифицированного любителя даже немолодая и морально устаревшая камера позволит добиться таких же отличных результатов, как и совершенно «свежая» модель. Поэтому квалифицированному фотографу для вдумчивой и спокойной работы вполне подходит техника одной из так называемых «старых», то есть не поддерживаемых сейчас производителем, систем аппаратуры (например Canon FD или Olympus OM). Эта техника обычно есть в изобилии на полках магазинов, торгующих б/у, и стоит там совсем недорого. Классические примеры таких аппаратов — это Canon AE-1, A-1, Olympus OM-1, OM-2, OM-20, OM-40, Minolta XG, XG-7, X 500, XE-1, XE-5, XD-7, Pentax ME, ME super, K-1000 и так далее. Стоимость их, как правило, не превышает $200 за комплект из аппарата и штатного объектива типа 50/1.8.

Во-вторых, оптика. Как известно, наилучшие характеристики по качеству изображения чаще всего имеют не зумы, а объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Причем по техническим параметрам (MTF, разрешающей способности, хроматическим аберрациям и геометрическим искажениям) с фиксфокалами еще могут соперничать дорогие профессиональные зум-объективы. А вот что касается «художественных» параметров объектива — его рисунка и бокэ (параметр, описывающий особенность изображения деталей в зоне нерезкости), то тут фиксфокалы практически вне конкуренции. Оптические схемы многих фиксфокалов уже были доведены до совершенства еще в те времена, когда ведущие производители оптики только начали разрабатывать и выпускать зум-объективы. Поэтому немалая часть современных фиксфокалов весьма близка по конструкции аналогичным объективам, выпущенным 20—30 лет назад, порой отличаясь лишь конструкцией корпуса, байонетом, внешним оформлением и более качественным просветлением. Зато стоимость таких б/у объективов может отличаться от стоимости новых в разы (особенно если это оптика, предназначенная для одной из «старых» систем аппаратуры). К примеру, очень хороший в оптическом плане объектив Canon FD 50/1.4 можно купить не дороже $100 в отличном состоянии, в то время как его аналог Canon EF 50/1.4 USM стоит примерно втрое дороже в том же состоянии. Соответственно, комплект из 35-мм аппарата и 2—3 объективов с фиксированным фокусным расстоянием (например 28 мм, 50 мм и 135 мм) можно купить за вполне умеренные деньги и в достаточно хорошем состоянии. Не лишним будет отметить, что объективы с такими фокусными расстояниями для систем Canon FD, Nikon F, Olympus OM, Minolta MD обычно есть в продаже в магазинах, торгующих бывшей в употреблении техникой, в достаточно большом ассортименте, и оцениваются они достаточно недорого. Примерно та же ситуация и со среднеформатной аппаратурой и оптикой.

 

КАК ВЫБРАТЬ?

Определившись в принципе с моделями аппаратов и объективов, на которые вы «положили глаз», можно переходить к следующему этапу, предшествующему покупке. Это определение состояния предполагаемой покупки. В приобретении бывшей в употреблении техники этот этап весьма важен. Ведь б/у техника к моменту продажи успевает какое-то время поработать. Состояние продаваемого аппарата (равно как и другой техники) зависит и от аккуратности предыдущего владельца, и от его квалификации. Также состояние техники сильно зависит от того, по какой причине предыдущий хозяин избавился от этой аппаратуры. Ведь одно дело — это распродажа своей старой системы при переходе на «цифру», на автофокусную технику или просто смена системы. Тогда аппаратура, как правило, имеет вполне пристойное состояние и проработает у вас еще долго. Совсем другое дело, когда с аппаратом или объективом расстались по причине «убитости», то есть подходящего к концу ресурса, или из-за каких-то проблем с работоспособностью (иной раз трудно выявляемых внешним осмотром). Кроме того, камера могла в «предыдущей жизни» подвергаться ремонту (как квалифицированному, так и кустарному). Поэтому, естественно, от состояния аппарата напрямую зависит не только его цена, но и даже смысл его покупки в принципе.

Для того чтобы покупателю было легче ориентироваться, вся бывшая в употреблении фототехника в таких магазинах кроме цены обязательно имеет еще и оценку состояния. Как правило, оценка товаров производится по внешнему виду, с использованием пятибалльной шкалы. Градации этой шкалы в разных магазинах могут несколько отличаться, но в общем они примерно соответствуют таблице, приведенной на www.kamepa.ru (веб-страница магазина подержанной фототехники «Мастерские РСУ»).

(NEW) абсолютно новая фототехника в фирменной упаковке.

(DEMO) новая фототехника, служившая демонстрационным образцом на витрине.

(BOX) бывшая в употреблении фототехника в фирменной упаковке.

5 — идеальное состояние.

5- — идеальное состояние с незначительными внешними следами использования.

4+ —очень хорошее состояние (со следами использования внешними и внутренними).

4 — хорошее состояние (с небольшими потертостями внутри и снаружи).

4- —среднее состояние (со средними потертостями снаружи и небольшими внутри).

3 — удовлетворительное состояние.

Хоть оценка по подобной «шкале ценностей» и опирается на более или менее объективные показатели, тем не менее носит достаточно субъективный характер. Впрочем, даже субъективная оценка опытного продавца — уже большое подспорье для покупателя. Но лишь подспорье, а не истина в последней инстанции. Поэтому предполагаемую покупку обязательно нужно внимательнейшим образом осмотреть, а также (если позволяют возможности) постараться протестировать, чтобы убедиться в ее полной работоспособности. Это очень важно, так как достойных гарантийных обязательств (как, например, при покупке новой техники) магазины подержанной техники на себя чаще всего не берут. Обычно максимум, на что может рассчитывать покупатель, — это бесплатный ремонт в течение срока гарантии (обычно от месяца до полугода). Безусловно, дорожащие своей репутацией магазины стараются не допускать на свои полки явно неисправную или проблемную аппаратуру. Но если позволяют время и возможности, лучше все же убедиться в работоспособности аппаратуры лично. Обычно для этого достаточно отснять тестовую пленку (естественно, используя заведомо исправные остальные компоненты системы), испытав предполагаемую покупку в разных режимах работы. Конечно, такое экспресс-испытание фотоаппарата, объектива или вспышки требует не только опыта работы с подобной техникой, но и знания особенностей работы и «болезней» соответствующих моделей. Поэтому, если вы не очень уверены в своих силах и знаниях, лучше пригласить на осмотр/испытания кого-нибудь из своих более квалифицированных знакомых, чтобы они помогли вам сделать правильный выбор.

При внешнем осмотре практически любой фототехники максимум внимания стоит обратить на отсутствие явных внешних повреждений и следов неквалифицированного ремонта. Дело в том, что ресурс фототехники, выпускаемой ведущими производителями, обычно достаточно велик. Поэтому «убить» аппарат или объектив при условии аккуратной и квалифицированной эксплуатации по назначению непросто. Причем это касается не только профессиональной, но и даже самой простой и пластмассовой любительской техники. Основная масса случаев выхода фотоаппаратуры из строя в послегарантийный срок — это следствия неаккуратного или неквалифицированного обращения (падений, попадания влаги или песка внутрь аппарата, применения грубой силы и так далее).

Если с повреждениями все обычно понятно (их чаще всего видно невооруженным глазом), то на неквалифицированном ремонте стоит остановиться более подробно. Качественный ремонт фототехники — дело достаточно хлопотное, требующее глубоких знаний в этом вопросе, мастерства сборки-разборки узлов точной механики, использования специального инструмента и оборудования, возможности замены вышедших из строя деталей, узлов и механизмов фирменными запасными частями. При соблюдении всех этих условий работоспособность аппаратуры в результате ремонта восстанавливается полностью, а следы ремонта может обнаружить разве что специалист (например, по отсутствию грязи в шлицах винтов). Ну а если следы ремонта бросаются в глаза (например, грубо сорваны шлицы на винтах или гайках), то ремонт, скорее всего, был неквалифицированный. Естественно, что аппарат после такого «ремонта» может проработать совсем недолго. Кстати, самая распространенная проблема, связанная с покупкой бывшей в употреблении техники, — это ремонт в случае выхода ее из строя, поскольку ситуация с квалифицированным ремонтом современной фототехники в нашей стране достаточно грустная. Сертифицированных сервис-центров не так много, да и не в каждом городе (даже крупном) они есть. К тому же старые камеры, как правило, отремонтировать сложнее, чем аппаратуру относительно недавнего выпуска, а стоимость ремонта может достичь таких размеров, что может встать вопрос об экономической целесообразности такого ремонта. Поэтому озвучим лишний раз главное правило при покупке бывшей в употреблении техники: не стоит покупать фототехнику с какими-то явными проблемами (пусть даже сверхдешево) в надежде на качественный и недорогой ремонт.

 

ГДЕ КУПИТЬ?

Теперь перейдем от самих идей покупки бывшей в употреблении фотоаппаратуры к местам, где она «водится».

Во-первых, это всякого рода «виртуальные барахолки» в сети Интернет, например, в форумах «продам» известных фотосайтов типа www.photoweb.ru и www.foto.ru, или на российском электронном аукционе www.molotok.ru. Встречаются в сети и специализированные сайты, посвященные торговле б/у фототехникой, например www.delema.ru.

Во-вторых, это настоящие фотобарахолки, которые обычно есть почти в каждом крупном городе.

В любом из этих случаев нужно помнить, что желательно производить проверку покупаемой техники. Ни в коем случае не стоит покупать «кота в мешке», даже если продавец будет утверждать, что техника не имеет никаких проблем и полностью работоспособна (как минимум стоит оговорить возможность расторжения сделки).

Ну а для тех, кого границы нашей страны не слишком ограничивают, кому английский язык вполне понятен, а оплата кредитной картой или с помощью электронных систем расчета вполне обычная операция, в поисках б/у аппаратуры вполне могут заглянуть и дальше — на аналогичные заграничные сайты. Во всем мире популярны виртуальные аукционы E-bay (например, www.ebay.com или www.ebay.de), где можно купить все, что угодно, в том числе и фотоаппаратуру. Также б/у фотоаппаратуру можно купить через интернет-порталы известных магазинов, торгующих этой техникой, например www.keh.com (это, кстати, один из самых надежных способов сделать покупку через Интернет).

Однако самый надежный путь покупки б/у фототехники — это реальные магазины, с осязаемым товаром на полках, который можно пощупать, проверить, и на который магазин дает хоть и небольшую, но гарантию. В Москве из таких магазинов наиболее известны «Фотофрейм», «Фото на Кутузовском», «Мастерские РСУ» и «Экта-Ф», куда мы решили заглянуть.

«Фото-Фрейм» (www.photosale.ru)

Магазин «Фото-Фрейм» (ул. Мосфильмовская, 1; на территории концерна Мосфильм, вход с ул. Мосфильмовской) — один из старейших и самых крупных московских магазинов, торгующих подержанной фототехникой. В этом магазине практикуется как комиссионная торговля, так и другие варианты: выкуп у владельца б/у фототехники, различные варианты обмена с доплатой или без нее. Достаточно просторный и светлый зал с фототехникой, широкий выбор подержанной аппаратуры как современных, так и снятых с производства 35-мм систем. Большие разделы по среднеформатной и широкоформатной аппаратуре. Кроме бывшей в употреблении в магазине «Фото-Фрейм» есть в продаже и новая пленочная фотоаппаратура Nikon, Canon, Minolta, Mamiya, Fujifilm, Hasselblad, экспонометры Sekonic, Minolta. Также в «Фото-Фрейме» представлены принадлежности для студийной съемки — моноблочные фотовспышки и генераторные системы Bowens (в том числе и аккумуляторные осветители для выездной съемки Travel Pack), студийные аксессуары Westcott и студийное «железо» Manfrotto, лабораторное оборудование и спецэффекты Condor, аксессуары Kaiser.

«Экта-Ф» (www.ekta-f.ru)

Магазин «Экта-Ф» (ул. Студенческая, 28, угол улиц Студенческой и Дунаевского, метро «Студенческая») известен как место, где в широком ассортименте представлена комиссионная отечественная фототехника «советского» периода и недорогая импортная зеркальная аппаратура с байонетом «К» и резьбой М42. Второй «визитной карточкой» этого магазина стоит назвать большой ассортимент цветных слайдовых и негативных пленок различных форматов, черно-белых пленок, черно-белых фотобумаг и фотохимии для их обработки при весьма демократичных ценах на них. Также в магазине «Экта-Ф» постоянно поддерживается хороший выбор штативов и штативных головок Manfrotto, фотосумок и светофильтров. В отличие от остальных магазинов, упомянутых в нашем обзоре, «Экта-Ф» — это классический комиссионный магазин, так как обычно выступает в качестве посредника между продавцом и покупателем бывшей в употреблении фотоаппаратуры, не предлагая вариантов выкупа или обмена.

«Фото на Кутузовском» (www.kutuzov-photo.ru)

Это один из ведущих московских фотомагазинов, торгующих подержанной техникой, который в настоящее время уделяет максимум внимания пленочной фотоаппаратуре высокого класса, «технике для гурманов». Основным направлением работы этого магазина сейчас становится продажа и поставка под заказ новой элитной фототехники класса Hi-End — 35-мм аппаратов и оптики Leica и Contax, среднеформатных систем Alpa, Rollei, Contax и Hasselblad, форматных камер Linhof и Ebony, оптики для форматных камер Sсhneider-Kreuznach, уникальных панорамных фотоаппаратов Roundshot, прецизионных шаровых головок Arca-Swiss и так далее. Причем по большинству из этих позиций магазин «Фото на Кутузовском» имеет статус официального дилера, а значит, осуществляет в полном объеме гарантийные обязательства и может предложить послегарантийное обслуживание соответствующей техники.

Расположен магазин «Фото на Кутузовском» на Кутузовском проспекте, 27 (угол Кутузовского проспекта и улицы Дунаевского, метро «Студенческая» или «Кутузовская»).

«Фотомастерские РСУ» (www.kamepa.ru)

Выросший из мастерской по ремонту фототехники, этот магазин сохранил историческое название — «Фотомастерские РСУ». На его полках представлены в первую очередь классические системы аппаратуры — Canon FD, Olympus OM и т. д., однако есть и новые модели. Магазин «Фотомастерские РСУ», опираясь на собственную ремонтную базу, первым предложил покупателям гарантию при покупке бывшей в использовании аппаратуры. Практикуется привоз самой различной (как новой, так и б/у) фототехники под заказ. Одним из интересных направлений деятельности «Фотомастерских» является разработка и производство всякого рода переходных колец и адаптеров под торговой маркой Jolos. Также стоит отметить выпускаемую «Фотомастерскими РСУ» газету «Фотокурьер», энциклопедию «Фототехника мира», собственную фотолабораторию, фотоклуб и фотошколу.

Магазин «Фотомастерские РСУ» расположен недалеко от Киевского вокзала (метро «Киевская»), адрес — Бережковская набережная, дом 14.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как мы видим, съемка на фотопленку наиболее востребована в приложениях, так или иначе связанных с желанием получить фотографии высшего качества, либо как самая минимальная по затратам технология получения фотографий (дешевые перезаряжаемые и одноразовые «мыльницы»). Впрочем, что касается low-end технологий, то дешевые цифровые «мыльницы», как известно, продолжают дешеветь (были даже сообщения о появлении одноразовых цифровых «мыльниц»). Да и качество картинки цифровых фотокамер, которыми оснащаются большинство моделей современных сотовых телефонов, постепенно улучшается и скоро может стать вполне приемлемым для съемки фотографий в семейный альбом. Поэтому жизнеспособность пленочных технологий в качестве самого дешевого варианта ведения «фотодневника» для наполнения семейного фотоальбома не велика.

Тем не менее будущее у «пленочных» технологий есть и, на наш взгляд, вполне достойное. Наверняка «пленочной», а не «цифровой» останется художественная фотография максимального качества. В общем-то примерно такая же ситуация складывалась и с классическими черно-белыми фотоматериалами. Сначала и они (в сравнении с цветными) занимали место «эконом-технологии», перейдя к настоящему времени в класс профессиональных и даже элитных.

«Цифровая революция» привела к тому, что пленочная аппаратура, фотопленки и фотохимия потихоньку исчезают с полок большинства магазинов, оптическая печать заменяется цифровой. Цифровые технологии и цифровая фотоаппаратура становятся массовыми, а пленочные — технологией и техникой для немногочисленных ценителей. Поэтому «пленочную» инфраструктуру фактически приходится создавать заново, причем на более высоком качественном уровне, чем это существовало раньше, в «доцифровую» эпоху. И первый шаг к этому, как мы видим, уже сейчас делают московские фотомагазины, до сих называемые по привычке «комиссионками» (хотя собственно комиссионная торговля б/у аппаратурой в их бизнесе сейчас не занимает ведущей роли). Именно в этих магазинах реальнее всего найти пленочные фотоаппараты различных форматов и соответствующую оптику. Причем, что важно, в продаже можно найти варианты «на любой кошелек». К примеру, новая аппаратура элитных систем (Alpa, Leica, Linhof) заинтересует прежде всего поклонников бескомпромиссного подхода к фототехнике и качеству изображения. А весьма недорогая подержанная аппаратура наиболее распространенных «старых» систем (например, Canon FD или Olympus OM) дает возможность «гурманам» от фотографии воплотить в жизнь свои идеи без большой «дыры» в семейном бюджете. В этих же магазинах в продаже есть в ассортименте и расходные материалы (цветные и черно-белые фотопленки, фотобумага, наборы химикатов для их обработки и так далее).

Закончить тему нам хотелось бы небольшим обобщением. Безусловно, четыре посещенные нами московских «комиссионки» — это лишь первая «ласточка» в возрождении на новом уровне традиционных пленочных технологий. Однако предложение рождается спросом, а спрос на пленочную технику и соответствующие технологии, позволяющие делать художественные фотографии среднего и большого формата на высоком уровне качества, есть. В руках фотохудожников и просто любителей высококачественной фотографии «пленка» будет жить еще долго.

Сергей ДУБИЛЬЕР.





Мнения пользователей

Александра  (2012-01-20)
Спасибо за статью, очень подробно и интересно (и не про все магазины знала, за адреса отдельное спасибо)!


Александр  (2011-06-13) 
Спасибо! Слово в слово рассказываю это на занятиях фотошколы. И, что закономерно, шедевры у меня снимают ребята с Зенитами. А адреса копирнул ученикам на заметку. Завтра распечатаю.
Но Владимир в чем то прав. Эта статья не про него. Человека устраивает мобильник – и слава Богу. Его можно только пожалеть, как и тех, кто на мобильниках слушает музыку. Могу добавить, что и 2 одинаковых объективов не бывает. Не важно, что на них написано. Респект автору.


Ростислав  (2011-02-23)
Лучшая статья на эту тему, что я читал в Интернете!
2Vladimir: профанация - это то, что написали Вы, уж извините. Вам "про Фому", а Вы "про Ерёму". Особенно позабавила уверенность в том, как бы сделал Брессон)))


Алексей Генов  (2011-01-29) 
Я живу не в Москве, а в Норильске - поэтому приобрести б/у фототехнику мне достаточно сложно, приходиться для этого выезжать на материк... Кое в чём согласен вышеписавшим Vkadimir-ом: в самом деле непонятно почему столько внимания уделяется месту где её можно приобрести, эту технику (хотя, вполне вероятно, что это проявление заботы одного фотолюбителя к другому: "Ну вот, мол, ребята: нашёл классный магазин сам там отоварился и вам советую..." Почему нет?) Ну а конкретно моё мнение по этой теме: согласен с автором этой статьи. К сожалению большинство фотолюбителей не интересуются как там происходит процесс образования изображения, его обращение и печать. Нужна картинка, зачастую не очень качественная и без особых премудростей, типа "Это дом а это я!"... Экономическое обоснование съёмки цифровыми "зеркалками" и "компактами" очевидно, а творчество в этом случаи уже перешло в область компьютерных технологий (типа "Фотошоп"). Заморачиваться на всех премудростях съёмки на плёнку - удел некоторых любителей и профессионалов художественной фотографии, которые получают удовольствие от всего процесса появления фотографии: от съёмки до печати. Так что плёнка не умерла (и не умрёт надо полагать), а перешла в другой статус, уступив "повседневную" фотографию шустрым "цифровикам". Ведь если задуматься: с появлением кино не исчез театр, с появлением фотографии - живопись, радио и музыкальные записи не прикончили эру живой музыки. А книги до сих пор читаются намного удобней чем компьютерные тексты. Наша эра бешеного ритма, погони за результатам никогда не вытеснит тихую гавань искусства и простоты обычной и такой увлекательной жизни!


Vladimir  (2010-12-20)
Профанация. Автор намерено или нет подменяет понятия. К чему говорить о достоинствах или недостатках объектива, когда речь идет о пленке или цифре. (Цитата: "Обсуждая техническое качество фотографии, они используют совершенно незнакомые и непонятные большинству термины. Оказывается, что фотографию можно описать эпитетами «легкая», «воздушная», «объемная» и «живая», а можно назвать «грубой» и «плоской». Что цвета бывают «мультяшными», «анилиновыми» и «лубочными» или «вялыми», «серыми» и «грязными», а бывают «сильными» и «свежими», или «нежными» и «пастельными». Что «четкость» и «резкость» — это разные понятия. Или что у объектива кроме фокусного расстояния, светосилы, диаметра резьбы под светофильтры и других технических параметров есть еще такие важные характеристики, как «рисунок» и «бокэ»"). А так же о таланте или бездарности снимающего. Кому то нравится одно, кому то другое. Что лучше в качестве - вопрос не уместен, так как это не технический вопрос, а дело вкуса и привычки. Уверен, что если воскреснет Брессон, то он возьмет первую попавшуюся цифромыльницу, а то и просто будет творить на телефон. По поводу статьи подвожу итог, очевидно, что автор имеет отношение к тем магазинам, которые он так старательно нам описал. Ребята, главное в статье - это втюхать нам, что б\у это недорого и классно и обязательно пометить у себя адреса магазинов, где это можно приобрести.


Борис Исаев  (2010-01-18) 
Огромное спасибо...Вы очень хороший человек...Ваша статья окрылит миллионы отдышавшихся от смертельной гонки людей,уцелевших и возвращающихся сегодня душой в теплые сердцу доперестроечные времена нашей юности,когда покупка "Pentacon 6TL" и появление его в нашей глухой деревне равнялись событиям исторической,международной важности...СПАСИБО.Охотск.Россия.


vasea  (2009-06-15) 
Спасибо,всё классно пояснили)



Оставить мнение

Имя

E-mail (не обязательно)

Мнение


Введите код

 
  все статьи    все тесты    экспертная оценка    школа потребителя  




Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 Система Orphus


Нашли ошибку на сайте? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на foto.potrebitel.ru.
Ссылка должна содержать слова: "Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Фото&Техника".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложениям по работе сайта -


Место для рекламы: