Фото&Техника

08/2011
02/2011
07/2007
33/2006
18/2006
06/2006
33/2005

18/2005

34/2004
20/2004
7/2004
33/2003

ПОИСК

ИНФОРМАЦИЯ

О нас
Контакты
Где купить?
Реклама на сайте
Подписка на новости
Карта сайта








  главная    содержание    форум    архив  

Статья

Фигура в интерьере



В коридоре

Получив образование и начав свою творческую судьбу в Германии, Настя Хорошилова причастна феномену, который критики удачно определили как «постдиаспора». Речь идет о художниках, которые, профессионально сложившись и работая за границей, чувствуют себя органичной частью интернациональной сцены и не причисляют себя к эмигрантам. В то же самое время они не мнят себя космополитами и не тяготятся своей русской идентичности.

Более того, их творчество становится одним из путей конструирования этой идентичности. Для русской культуры миновавшего века, неумолимо ставившей интеллектуалов перед выбором между жизнью в метрополии или статусом эмигранта, подобная целостная и одновременно комплексная идентичность внове.

От постдиаспоры у Насти Хорошиловой обостренный персонализм. Для нее, как и для всех других представителей этого негласного сообщества, привыкших к миграциям, к отсутствию прочной укорененности, главная точка опоры — это они сами. Поэтому в ранних работах Хорошиловой речь идет о том, что она хорошо знает, что ею самой лично пережито. Ее первые фотографические серии о мире общежитий и интернатов, о существовании, обживающем казенный интерьер, т.е. о том, что ей знакомо по ее «годам странствий». Творчество для нее — это форма самоанализа, рефлексии ее собственного социального опыта. Все это не привычно для традиционного русского художника, мессиански понимавшего свою роль и привыкшего говорить от имени социальных общностей или инстанций «метафизических».



Алена

Не привычен для русского художественного восприятия и отстраненный объективизм работ Хорошиловой. Нет в них и намека на разоблачительный пафос, как нет в нем и самодовлеющего эстетизма, что в миновавшие годы было альтернативой социально-критической позиции. Предметом микроанализа в ее работах оказывается система внутренних социально-психологических связей между человеком и его окружением, она показывает личность в ее встроенности в определенный предметно-пространственный уклад, т.е. то, что социологи называют «хабитус».

Содержательный план ее высказывания исчерпывается тем, что изображено на фотоотпечатке, и не больше. Мы не должны сводить мотивы ее произведений к некой повествовательной канве или выискивать их скрытый символизм, как и не должны усматривать в композиционно-пластическом строе ее произведений нечто большее, чем просто оптимальное предъявление факта.



Сестра

Характерно, что персонажи на фотографиях не «схвачены врасплох», а позируют пред объективом. Причем их позы лишены какой-либо навязанной драматургии, они не выпадают из зафиксированного на фотографии строя повседневности, хабитуса. Это переходящая из отпечатка в отпечаток мизансцена спокойного предстояния перед камерой — не формальный мотив, а составная метода и этических установок молодого фотографа. Каждый снимок — это не только художественное событие, но и предшествующее ему событие человеческое — встреча, диалог, породившие в результате доверие модели художнику. Так стремление к объективности предъявляемого результата толкает Хорошилову на честное выявление своего соприсутствия в запечатленном факте. Подобно тому, как профессиональная этика социолога требует от него выявлять применяемые им в исследовании методы: описание социального факта будет признано объективным, только если будет предъявлена субъективность исследователя.



В коридоре

Большая часть последних работ Хорошиловой создана в России: их появление есть результат специальных поездок, почти исследовательских экспедиций. И это естественно — проблематичность ее отношений с Россией пробуждает в ней желание увидеть страну, причастность к которой она стремится в себе закрепить. При этом взгляд ее на русскую жизнь свободен от любых предубеждений и априорных суждений. А именно этого можно ждать от иностранца или от укорененного русского. Она же не есть ни то, ни другое, а потому свободна от рекламных клише и культурных стереотипов, от сантиментов и ностальгических идеологем. Она не оплакивает «Россию, которую мы потеряли» и не выискивает на периферии нравственных основ русской жизни. Она не высматривает здесь «мерзость запустения», как и не выискивает признаки «новой жизни». Открывая для себя русскую глубинку, она вообще ничего определенного от нее не ждет и не стремится найти: она ее просто хочет увидеть — увидеть и запечатлеть, как она есть.

В работе Насти Хорошиловой есть некоторая неторопливость и обстоятельность, желание избежать поспешного шага. Но это отнюдь не робость молодого художника, а стремление вдумчиво освоить и рассмотреть во всех деталях открывшийся ей феномен — феномен реальности. И в этом стремлении она совершенно права, ведь этот феномен — открытие уникальное и беспрецедентное. Так постидеологическое поколение открывает для себя то, что ранее скрывалось за риторикой власти, с одной стороны, и контркультуры, с другой, т.е. идеологией во всех ее ипостасях.

Анастасия Хорошилова



Мария Ивановна

1978 — родилась в Москве

c 1997 — член «Союза Фотохудожников России»

1999-2004 — учеба в университете Дуйсбурга-Эссена в Германии (Universitat Duisburg-Essen) на факультете дизайна (Kommunikationsdesign), специализация — документальная фотография (Dokumentarfotografie / Prof. Jorg Sasse), теория и история фотографии (Theorie und Geschichte der Fotografie, Prof. Dr. Herta Wolf), защитила диплом с отличием

Персональние выставки

2004 • «ISLANDERS», галерея Ernst Hilger, Mezzanin, Вена, Австрия

2005 • «Bezhin Lug», Galerie Conde, Гете-Институт, Париж, Франция

• «Bezhin Lug», галерея Hilger Contemporary, Вена, Австрия

Участие в выставках

1996 • «Новый Алфавит» в рамках 1-й Международной Фотобиеннале в Москве

1997 • «Женщины-фотографы», Смоленск

2004 • «Passage l’Europe», Сент-Этьен (St-Etienne), Франция

• «Das Fotografische Portrait» — Фотографический Форум, Кёльн, Германия (Forum fur Fotografie, Koln)

• «Identity» в рамках 4-й Международной Фотобиеннале в Москве

2005 • «No Comment» в рамках 1-й Международной Биеннале современного Искусства в Москве

• галерея Corkin Shopland, Tоронто

• «Zwischenraum» — городской музей «Stadtmuseum Hofheim am Taunus», Hofheim am Taunus, Германия

• галерея Fucares, Мадрид

Публикации

2005 • «EIKON» — international magazine for photography and media art номер 50 (юбилейный) / 2005



Вячеслав и Максим


Володя

Виктор МИЗИАНО





Мнения пользователей

Пока нет мнений о данной статье.


Оставить мнение

Имя

E-mail (не обязательно)

Мнение


Введите код

 
  все статьи    все тесты    экспертная оценка    школа потребителя  




Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 Система Orphus


Нашли ошибку на сайте? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на foto.potrebitel.ru.
Ссылка должна содержать слова: "Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Фото&Техника".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложениям по работе сайта -


Место для рекламы: