Фото&Техника

08/2011
02/2011
07/2007
33/2006
18/2006
06/2006
33/2005

18/2005

34/2004
20/2004
7/2004
33/2003

ПОИСК

ИНФОРМАЦИЯ

О нас
Контакты
Где купить?
Реклама на сайте
Подписка на новости
Карта сайта








  главная    содержание    форум    архив  

Статья

«Комнатная» студия

Таланты, дремлющие в нас, исчезают не сразу.

Они медленно умирают, словно заживо похороненные, в душе возникает чувство неопределенной тоски. А когда выпускаешь на свободу свои затаенные стремления, кажется, словно рождаешься заново.

И это действительно так.

Из интернета

Начиная писать эту статью, поймал себя на мысли, что фотографу, много и давно работающему в студии, написать о том, как создать приемлемые условия для съемки в домашней обстановке, достаточно сложно. Многие нюансы работы, которые для профессионала очевидны, могут не озвучиваться при объяснении того или иного момента. Это происходит потому, что мастер (не имею в виду себя) и не подозревает о том, что начинающий фотограф может не знать и не понимать очень «простые вещи», связанные с фотосъемкой. В итоге получается следующее: вроде бы все понятно, но при съемке ничего не «клеится». И изображение совсем не такое, какое хотелось бы, и думаешь про себя, что способностей нет и «талант зарыт в землю»...

Недавно открыл пособие по фотосъемке современного издания и удивился: в разделе, где даны рекомендации по созданию «домашней» фотостудии на базе двух простых импульсных моноблоков, описаны схемы освещения, которые возможно смоделировать только в правильно организованной фотомастерской. Рядом показаны фотографии, которые сняты в условиях, не имеющих ничего общего с домашними. Стало многое понятно...

Ну пора перейти к делу. Для создания импульсного света в фотографии используется несколько конструктивных решений, имеющих каждое свои особенности. Самая простая конструкция чаще всего реализована в любительских и полупрофессиональных камерах, где вспышка встроена в корпус или в специальный узел корпуса, который может подниматься и убираться. Следующий этап — внешняя вспышка, которая устанавливается на камеру в гнездо с контактами, называемое на фотографическом жаргоне «горячий башмак». И, наконец, студийные лампы-вспышки. По конструкции и функциональным возможностям они достаточно сильно отличаются и от встроенных, и от внешних вспышек.

Условимся, что говорить мы будем о фотосъемке в домашних условиях, когда исключен естественный свет, например, от окна (комбинированное освещение — это отдельная тема для разговора, и мы обязательно к ней вернемся в следующих публикациях). Подчеркнем, что для нашего случая, когда речь идет о художественной съемке портрета, встроенные вспышки имеют ряд существенных недостатков. Пожалуй, основным недостатком таких устройств является направленный световой поток, создающий высокий контраст и резкие тени на объекте съемке, в нашем случае — на лице модели. (Применение встроенных вспышек во многих других случаях, например при съемке в условиях низкой освещенности, является необходимым условием получения нормальной экспозиции. Поэтому, если говорить в целом о возможностях того или иного фотоаппарата, наличие встроенной вспышки в камере является ее достоинством.)

Внешние вспышки также создают направленный световой поток, но, в отличие от встроенных, большинство современных «блицев» имеют возможность изменять направление излучения и гибко им управлять. Снимая в помещении с относительно невысокими потолками, можно использовать импульсное освещение, отраженное от вертикальных или горизонтальных светлых поверхностей (желательно нейтрального цвета). Отклоняя вспышку вверх или в сторону, мы создаем определенную степень рассеяния света, позволяющую снимать портрет с корректным, хотя и достаточно простым, светотеневым рисунком. Но невозможность использования дополнительных насадок, формирующих световой поток, и относительно небольшие ведущие числа таких устройств накладывают существенные ограничения фотографу при выполнении вышеописанных съемок.

Студийные импульсные устройства, которые выделены в отдельный сегмент фототехники, ассоциируются всегда с профессиональной фотографией. Но оборудованные студии по тем или иным причинам могут быть не доступны для начинающего фотографа. Есть населенные пункты, где и вовсе нет павильонов с импульсным студийным оборудованием...

Фотография — это определенное состояние души, а для кого-то — философия всей жизни. Вряд ли можно запретить человеку думать. Так же, наверное, и невозможно у художника подавить желание заниматься творчеством. А так хочется, чтобы желание еще и совпадало с возможностями. Например, с «простой» возможностью истратить 500-800 долларов на минимальный комплект осветительного оборудования и дома «развернуть» творческую мастерскую. На нашем рынке есть фирмы, которые предлагают оборудование, удовлетворяющее требования начинающих фотографов и при этом доступное по цене. Обычно это моноблоки с фиксированной или плавной регулировкой энергии импульса и мощности пилотной лампы в диапазоне от 1/1 до 1/2, реже до 1/4.

Итак, рассмотрим достаточно распространенный случай, когда комплект для «домашней» студии состоит из двух моноблоков по 200-250 Дж, двух зонтичных рефлекторов, двух фотозонтов на просвет и двух штативов для приборов. Изменение мощности возможно только в пределах одной ступени экспозиции, фиксируется максимальная или половинная энергия прибора. Если ваша камера имеет синхроконтакт, то можно согласовать работу камеры и осветительного прибора с помощью синхрокабеля. Если такого разъема на камере нет, необходимо купить трансмиттер (устройство для синхронизации камеры с моноблоками, устанавливающееся в «горячий башмак») или использовать внешнюю накамерную вспышку. При использовании пленочной камеры необходим флэшметр (прибор для определения экспозиции) — без него определить расчетную диафрагму крайне сложно. Если снимать цифровой камерой, то, сделав несколько пробных тестовых кадров, можно «вычислить» правильную экспозицию и проконтролировать диапазон яркостей по гистограмме. Наши рекомендации: если позволяют финансовые возможности, иметь флэшметр и пользоваться им, независимо от типа камеры.

Приобретая осветительное оборудование, нельзя забывать, что использовать вы его будете в обычном помещении с невысокими потолками и стенами определенного цвета, где также имеется какая-то мебель и т.д. Хорошо, если у вас есть возможность снимать в комнате, где имеется сводное пространство около 25 квадратных метров (условно 4х6 метров). Но опыт показывает, что чаще всего в вашем распоряжении есть несколько меньшая площадь, примерно 3х4 метра. И все же, имея два осветительных прибора (рефлектор и фотозонт) и правильно используя особенности своей комнаты и домашней обстановки, вы получаете возможность для формирования освещения, экспериментов и творчества. Наша задача — помочь вам делать меньше ошибок (не имея опыта работы с импульсным освещением, без ошибок обойтись практически невозможно) и показать на примерах, как может распределяться световой поток в условиях «домашней» организации съемочной площадки.

Сразу поясним, что для съемок иллюстраций были созданы условия, максимально соответствующие небольшой комнате с разными по цвету стенами. Поэтому те, кто читал учебную или другую современную литературу по фотографии, могут обнаружить ряд существенных отличий нашего материала от «книжных» рекомендаций. Но об этом было сказано в начале статьи. Выводы делайте сами.

В наборе оборудования, которое мы условились использовать, имеются два рефлектора под зонт. Обычно эти рефлекторы формируют световой поток с углом освечивания 90-120 градусов (в зависимости от марки приборов). Если мы установим моноблок с рефлектором сбоку от модели, примерно под прямым углом по отношению к оси объектива, то получим контрастный светотеневой рисунок. В зависимости от того, какие стены, пол и потолок в вашей комнате, контраст будет выше или ниже, что очень хорошо видно на фото 1, 2 и 3. Такую схему света используют не часто, так как везде появляются не очень красивые тени. Нам же более важно увидеть характер распределения света, а также помнить, что в небольших светлых помещениях даже такой направленный световой поток не обеспечит вам максимально черные тени из-за переотражений от стен, пола и потолка.

Фото 1. Потолок светлый, темные стены в комнате. Расстояние от модели до противоположной источнику света стены около 1,5 метра.

Фото 2. Потолок светлый, стены светлые. Расстояние от модели до противоположной источнику света стены около 1,5 метра.

Фото 3. Модель располагается близко к стене (50-60 см). Надо учитывать, что стены (особенно светлые) будут сильно выравнивать контраст света и тени.

Если источник света с рефлектором расположить под углом 45 градусов по вертикальной и горизонтальной осям (классическое расположение рисующего света), то получим характерный светотеневой рисунок с достаточно глубокими тенями. Но в комнатных условиях опять же происходит ослабление контраста.

Использование фотозонта обеспечивает фотографу возможность работать с рассеянным, диффузным световым потоком. Если стены в комнате относительно темные и пол застелен, например, темным ковролином, один прибор с зонтом создаст красивую светотень на лице модели.

Фото 4. Светлая комната, модель располагается близко к стене (50-60 см).

Фото 5. Светлая комната, расстояние до стены примерно полтора метра. Контраст несколько увеличился. Но все равно стена играет роль большого отражателя.

Фото 6. Один источник света с зонтом в относительно темной комнате. Классическое расположение рисующего света.

Посмотрим, что получается когда используюется два прибора с фотозонтами по классической схеме. Световой поток направляется на модель под углом 45 градусов по вертикали и горизонтали. На фото 7, 8, 9 и 10 показано, какой рисунок получается при одинаковой и неодинаковой интенсивности света в светлой и относительно темной комнатах. В данных условиях моделируется рассеянное и плоское освещение. Можно дать следующий совет: если комната не очень светлая, то рекомендуется использовать схему света с двумя моноблоками. Один прибор с зонтом на просвет работает на максимальной мощности, другой — с зонтом на отражение — с 1/2 энергии. Часть потока не будет использоваться, интенсивность света уменьшится. Моноблок с просветным зонтом будет создавать светотеневой рисунок, а второй источник света будет работать в режиме заполнения.

Фото 7. Одинаковая интенсивность светового потока в светлой комнате.

Фото 8. Неодинаковая интенсивность светового потока в светлой комнате.

Фото 9. Одинаковая интенсивность светового потока в относительно темной комнате.

Фото 10. Неодинаковая интенсивность светового потока в относительно темной комнате.

Фото 11. Один прибор работает на максимальной энергии с зонтом на просвет, второй — на половинной с зонтом на отражение.

Всегда помните, что цветные стены в вашей комнате будут сильно «окрашивать» объект съемки.

Фото 12, 13, 14. При любой комбинации источников света происходит нарушение цветопередачи.

Использование контрового света в небольших комнатах должно быть хорошо продуманным, так как при неудачном расположении можно вообще «потерять» кадры. На фото 15 видно сильное падение контраста из-за интенсивного контрового света от осветительного прибора с рефлектором. В маленьких комнатах оправдано размещение контрового света непосредственно за моделью. Надо только учитывать, что интенсивность света даже половинной мощности все равно будет очень высокой, а отодвинуть прибор от объекта по большому счету не представляется возможным. Чтобы спрятать моноблок с рефлектором за объект, необходима маленькая стойка, а ее в комплекте нет. Появляются новые расходы... Моделирование контрового света возможно и при помощи моноблока с зонтом. Главное, помнить, что свет от зонта распределяется практически во все стороны и ограничить такой поток в «комнатных» условиях достаточно сложно. И все же, если подобрать правильное расположение осветительного прибора, то за счет большого рассеяния света фотозонтом, можно получить интересное освещение. Выбирая положение модели и ракурс съемки, обязательно нужно контролировать рефлексы и блики на лице, а так же других важных частях объекта съемки.

Фото 15. Пример неудачного расположения контрового света в небольшом помещении.

Фото 16. Контровой свет располагается за моделью.

Фото 17. Контровой свет создан рассеянным источником света. «Контровой» моноблок работал на половинной энергии, основной источник света - на максимальной.

Если комната не очень светлая, можно получить интересное освещение, располагая моноблок с зонтом спереди над моделью, а снизу дополнительно использовать отражающую поверхность. Можно применить лист ватмана, а если отражения будет недостаточно, покрыть ватман обыкновенной фольгой.

Фото 18, 19. Схема света с верхним расположением источника света. Во втором случае используется отражатель.

Итак, мы с вами наглядно убедились, что построить фотостудию у себя дома можно и, безусловно, нужно. При покупке оборудования не забудьте учесть особенности вашей комнаты (не делать же из-за этого ремонт в квартире) и возможности последующего развития осветительной системы.

Больше фотографий, хороших и разных!

Вячеслав ИВАНОВ





Мнения пользователей

Пока нет мнений о данной статье.


Оставить мнение

Имя

E-mail (не обязательно)

Мнение


Введите код

 
  все статьи    все тесты    экспертная оценка    школа потребителя  




Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 Система Orphus


Нашли ошибку на сайте? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на foto.potrebitel.ru.
Ссылка должна содержать слова: "Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Фото&Техника".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложениям по работе сайта -


Место для рекламы: