Фото&Техника

08/2011
02/2011
07/2007
33/2006
18/2006
06/2006
33/2005

18/2005

34/2004
20/2004
7/2004
33/2003

ПОИСК

ИНФОРМАЦИЯ

О нас
Контакты
Где купить?
Реклама на сайте
Подписка на новости
Карта сайта








  главная    содержание    форум    архив  

Статья

«Прикладная» студия

«ФИЛОСОФИЯ» СОЗДАНИЯ ФОТОМАСТЕРСКОЙ

Почти 170 лет мы пользуемся изобретением, которое по праву можно считать одним из самых востребованных ноу-хау. Сейчас никому и в голову не придет отрицать, что практический эффект от открытия фотографии превзошел все ожидания и прогнозы. Тогда же в годы зарождения нового и совсем еще непонятного явления некоторые современники и вовсе сомневались в пользе великого изобретения. Новому способу получения изображения предсказывали в лучшем случае скромную роль чисто прикладного, технического средства. Никому и в голову не приходило задаваться вопросом — искусство ли фотография? Были и те, которые увидели в светописи угрозу «чистому» творчеству и даже искренне тревожились по этому поводу. (Если провести аналогию между настроениями творческих людей того времени и бурными обсуждениями (явно не только специалистами и «творческой интеллигенцией») непростого процесса внедрения «цифры» в фотографию, можно увидеть определенное сходство. Более того, людей, отводящих цифровым технологиям роль палача для «классической» или, как уже привыкли говорить, «чистой фотографии», достаточно много.)

Время шло, и в «механическое изображение» постепенно вселялась душа. Биение сердца слышалось все отчетливей и отчетливей. «Фотоярмарка» постепенно трансформировалась в искусство тесного взаимодействия содержания и формы, идеи и мастерства. Философия «новых возможностей» способствовала вовлечению в фотографию все большего числа самых разных людей. Используя фотокамеру для получения изображения, фотограф подсознательно стремился (мы надеемся, и сейчас стремится) преодолеть автоматизм действия «стекла», химии и электроники. Несовершенная «творческая воля» всегда будет выше многопиксельного совершенства, а бунт души — вне времени и технологий.

Известно, что стадий создания фотоснимка может быть несколько. Все эти стадии художник подчиняет одной цели — найти форму, адекватную содержанию. Техника, освещение, мастерство и другие факторы в конечном счете должны работать исключительно на «образ». Но в фотографии философия эстетики не может существовать без философии ремесла. Фотографу необходимо иметь средства и определенные технические возможности, при помощи которых возможно достижение нужного результата. Наш журнал рассказывал, как правильно оборудовать коммерческую фотостудию для съемки людей. Сегодня пришел черед поговорить о создании студии для прикладной работы — съемок предметов, натюрмортов, выполнения заказов для каталогов и других видов рекламной продукции.

Мы уже отмечали в предыдущих публикациях, что построение фотостудии и выбор оборудования для нее не должны зависеть от того, как позиционирует себя фотограф. Еще раз поясним эту мысль. Представьте себе ситуацию, если бы авиаконструкторы создавали одни самолеты для летчиков 3-го класса, другие — для летчиков 2-го класса, третьи — для пилотов самого высокого уровня. Очевидно, такое решение выглядело бы абсурдным. Что же касается создания правильной фотостудии, то, принимая во внимание особенности нашего рынка, необходимо искать компромисс между рядом факторов. Создание фотомастерской и выбор оборудования в основном определяются задачами, которые нужно решать на съемочной площадке. Важными параметрами являются определение технического назначения студии и денежный оборот, который планируется создать вокруг нее. Определив эти параметры, можно очень просто рассчитать бюджет, необходимый для приобретения оборудования, и в итоге — строить студию того уровня оснащенности, который позволяет обеспечить высокое качество фотосъемки. А стремимся мы всегда к максимально высокому качеству и, что еще важнее, — к эстетике (основной проблемой философско-эстетической мысли древности, Средневековья и в значительной мере нового времени является проблема прекрасного). И конечно, большие гонорары и душевное удовлетворение, слава, в конце концов, так же должны быть исключительной целью для любого фотографа!

Нельзя забывать, что именно мастер несет ответственность за то, каким будет изображение. Тем более если мы говорим о профессиональной фотографии, которая является сплавом технических знаний и творческого таланта. Фотограф, увлекающийся лишь технической стороной дела, несомненно, достигнет высокого ремесленного уровня. Но он никогда не станет лучшим из лучших. Наоборот, даже исключительно одаренный мастер, увлекающийся лишь творческой стороной дела, не освоив технические методы работы, никогда не достигнет вершин своей профессии. В этой связи важно осознавать, что высокая техническая выучка создает прочный базис для последующего развития творческих способностей. Уповать на то, что у нас что-то не получилось из-за того, что не хватило насадок или мощности осветителей, мы не имеем право. Если же имеют место пробелы в умении и знаниях, что является чисто субъективной причиной получения разного уровня фотографий, то путь здесь один и достаточно простой — дальнейшая учеба и работа над собой. Какой бы пафосной эта мысль не была, другого рецепта, скорее всего, нет (гении тоже учатся, и не мало, форма обучения — вопрос второй). Из этого мы можем сделать простой вывод, что квалификация фотографа не должна влиять ни на выбор оборудования, ни на правильный расчет общего количества осветителей и дополнительных принадлежностей, ни на общую организацию съемочного павильона.

Учитывая особенности нашей российской действительности, мы расскажем, как надо правильно комплектовать осветительным и другим оборудованием фотостудию, где основная работа будет базироваться на съемках различных предметных композиций. Заметим, что заказы могут быть самых разных направлений и уровня сложности. Репродукция, съемка для рекламного рынка (направлений в этом сегменте много и будет еще больше), изготовление фотокартин для оформления интерьеров и др. Все рекомендации написаны с учетом большого опыта работы, связанного с расчетами и построением фотостудий российской компанией «Марко-про», а также глубокого изучения нашего рынка в этом сегменте фотоиндустрии.

 

ИСТОЧНИКИ СВЕТА

Студийное оборудование — это не только источники постоянного или импульсного света, но и много дополнительных ресурсов. И все же для любого фотографа ясно, что главным звеном в этой цепочке являются именно осветительные приборы. Например, когда задают вопрос, какой «свет» имеется в студии, сразу ясно, что интересуются в первую очередь осветительными приборами и уже потом остальной техникой (фонами, насадками и т.д.). В этой статье мы не ставим задачу выбрать конкретную марку импульсной осветительной системы. Цель — определить основные принципы построения студии и правильный подбор «света» и дополнительного оборудования.

Максимальная энергия, которую «генерирует» система (моноблок или генератор) в процессе работы, является основным параметром любого импульсного осветительного устройства. Сколько этой энергии требуется на съемочной площадке, и какое количество источников света необходимо, мы с вами и должны определиться.

Для съемки этого сюжета использовались шесть источников света, четыре софт-бокса, фоновый рефлектор и просветной зонт. Рядом слайд, где один прибор был выключен. Это хорошо видно по боковым частям системных устройств. Если заказчик пожелал бы иметь фон не под обтравку, необходимо было бы использование еще минимум одного (седьмого) прибора. Такая техническая съемка наглядно показывает, что для выполнения заказов самого разного уровня в студии необходимо иметь достаточное количество (от шести и более) осветителей и много насадок.

Комплектование студии световым оборудованием может развиваться по двум направлениям. Принципиальное отличие этих направлений заключается в использовании различных базовых систем — генераторных или моноблочных. Отметим особенности первых. Генераторы — это импульсные осветительные устройства, представляющие собой систему, состоящую из нескольких отдельных модулей, которые коммутируются между собой. «Сердцем» системы является генераторный блок, где размещены все электрические схемы, цепи питания и, что очень важно, элементы управления «светом». Единая панель управления системой с регуляторами, сенсорами и индикацией всегда размещена на корпусе генераторного модуля. В зависимости от марки системы к генератору может подключаться одна, две, три и даже четыре осветительные головки. Сами осветительные головки, где установлены лампы импульсного и пилотного света, легче и компактней моноблоков. Чаще всего они имеют только выключатель питания и разъем для коммутирующего кабеля. Есть компании, которые добавляют органы управления на «головки» и, например, реализуют возможность фокусировать световой поток путем перемещения блока ламп. Энергия импульса варьируется от 1200 Дж и может достигать 6400 Дж на одной осветительной головке. Между собой эти устройства соединяются проводами достаточно большого сечения, обычно длинной до 5 метров. В случае необходимости применения более длинных проводов предусмотрены дополнительные удлинители. Генераторы выпускаются с симметричным и асимметричным распределением энергии. Первые обеспечивают изменение мощности с одинаковым уровнем для всех каналов, вторые дают возможность управлять импульсом каждой осветительной головки отдельно. Наряду с большой мощностью генераторы часто имеют расширенные функциональные возможности по сравнению с моноблоками.

Комплектование студии генераторными системами имеет много положительных моментов. Совокупность большой энергии, стабильности и надежности, которую обеспечивают «генераторы», а также удобство при съемках (малый вес и габариты осветительных головок, управление несколькими приборами одновременно с единой панели и т.д.) делают эти системы идеальными для коммерческой студийной работы. Только генераторные устройства могут обеспечивать сверхкороткие импульсы, которые необходимы для использования световых спецэффектов, например, «замораживание» брызг. У «генераторов» есть одна особенность — это относительно высокая стоимость. А могут ли быть дешевыми высокоточные технологии, качество и надежность? Но если говорить о том, как правильно строить фотостудию, то приоритет при комплектовании мастерской осветительными приборами необходимо отдать генераторным системам.

Другой путь — это организация фотостудии на базе моноблочных систем. Важно, чтобы моноблоки, которыми будет комплектоваться мастерская, были достаточно мощными. Наличие мощного «света» продиктовано объективными причинами. Во многих случаях для обеспечения необходимой глубины резкости требуется использование малых диафрагм — 32, 45, 64 и меньше. При фотосъемке натюрмортов, небольших предметов (ювелирные и другие изделия), предметов с большими линейными размерами и т.д. часто применяются именно такие диафрагмы, а значит, очевидна необходимость наличия приборов, способных выдавать высокую энергию света. Прикладная фотография требует применения большого количества насадок, которые в разной степени рассеивают, ограничивают и в конечном счете уменьшают световой поток. Моноблоки большой мощности известных марок всегда удовлетворяют всем профессиональным требованиям, а значит, имеют стабильную цветовую температуру, достаточно короткий импульс и малое время заряда. Плавная регулировка в широком диапазоне (минимум четыре ступени) обеспечит свободу на съемочной площадке и позволит, если необходимо, делать съемку не только с малыми, но и с большими диафрагмами. Уменьшая энергию, можно получить относительно короткий импульс, что позволяет, имея определенные навыки, снимать брызги или другие «быстрые» сюжеты. Эксплуатируя моноблоки на значениях меньше максимального, ресурс приборов только увеличивается. Анализируя совокупность всех этих факторов, можно уверенно сказать, что моноблоки с энергией 400-600 Дж не смогут обеспечить необходимый уровень технического оснащения студии, где основным видом деятельности будет съемка предметных композиций. Поэтому, если принято решение создавать фотомастерскую на базе моноблочных систем, то выбор приборов с энергией 1000-1500 Дж является обязательным условием.

Прикладная съемка требует очень тщательной постановки света, четкого соотношения импульсной и пилотной ламп, максимально близкого сходства светотеневого рисунка от пилотного и импульсного света. Поэтому необходимо, чтобы приборы с одним регулятором имели одну и ту же энергию импульса, а также одинаковые по мощности пилотные лампы. Все это позволит корректно контролировать светотеневой рисунок и контраст освещения на объектах съемки. Наши рекомендации — это работа с одинаковыми по мощности приборами, принадлежащими одной марке или системе.

Какое же количество приборов необходимо иметь в «прикладной» студии? Бывают решения, когда нужен всего один моноблок и несколько отражателей и затенителей. Иногда не хватает и десяти источников света. Классические схемы света помогают нам определить минимальный набор приборов для съемки. Рисующий, заполняющий, контровый (моделирующий) и фоновый свет определяют наличие минимум четырех источников света. Но в предметной съемке часто может использоваться несколько большее количество приборов, так как во многих случаях применяется и акцентное, и локальное освещение предметов, и так называемая «местная» подсветка теневых участков. Использование оптической насадки (прожектора) или перенаправленного света при помощи зеркал или зеркальных поверхностей тоже увеличивает количество применяемых приборов. Поэтому минимальный набор должен состоять из 6-7 осветительных головок, конечно же, хорошо когда их количество больше.

Определив количество источников света, можно обдумать и комбинированный вариант комплектации системы освещения. Например, генераторные системы для шести осветительных головок и три моноблока. Желательно, чтобы все это было одной марки или одной системы. При этом мы получаем еще и возможность выполнения параллельно двух фотосъемок. Если при работе в павильоне не задействованы все приборы, ассистент фотографа всегда сможет выполнить выездную съемку, взяв с собой три моноблока с необходимыми аксессуарами. А вообще опыт показывает, что со временем в студии появляется отдельный комплект моноблоков и принадлежностей, который предназначается для выездных работ.

 

НАСАДКИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Качество освещения в студии в основном обеспечивается за счет правильного использования насадок. В «прикладной» студии должно быть необходимое количество устройств для получения диффузного освещения. Конструкция и размеры софт-боксов определяют степень рассеяния и ограничения светового потока. В студии необходимо иметь самые разные софт-боксы, от небольших, примерно 40х40 см, до полутораметровых, с большими рассеивающими экранами. Нельзя забывать, что размеры источников света (площади светящейся поверхности) должны правильно соотноситься с размерами фотографируемых объектов. Для получения красивых узких бликов используются стрип-боксы, которые позволяют ограничить световой поток по одной стороне. Лучше иметь два одинаковых «стрипа», так как часто приходится работать с предметами, по форме напоминающими, например, бутылки. Этим использование стрип-боксов, конечно, не ограничивается, успешно они могут применяться и для съемок других по форме предметов. Широкий модельный ряд софт-устройств позволяет выбирать то, что вам необходимо. Если в вашей студии будет пять или более софт-боксов, это хорошо. Желательно, чтобы они всегда были собраны, тогда и оперативность изменения светового рисунка заметно повышается. Более того, сейчас выпускаются дополнительные аксессуары для «софтов» — шторки, сотовые и продольные экранирующие решетки, маски различной формы, которые крепятся на рассеивающий экран. Мы советуем при выборе марки оборудования всегда обращать внимание на линейку софт-боксов и аксессуаров к ним, на их количество, разнообразие и качество.

Большие возможности при «рисовании» изображения обеспечивают фотозонты. Эти устройства компактно складываются и недорогие, поэтому лучше иметь целый набор таких рассеивателей, разных размеров и с различными покрытиями. Но использовать их надо умело, так как ограничения светового потока практически не происходит.

Работа с предметами — это как раз тот случай, когда необходимо иметь много рефлекторов, от «широких» до узконаправленных, комплекты сотовых фильтров, несколько наборов шторок, два-три тубуса, рефлекторные адаптеры с держателями фолиевых фильтров, прожектор с линзой Френеля и оптическую зум-насадку с гобо-масками. Для съемки небольших предметов очень удобно использовать приспособления для точной точечной подсветки частей фотографируемого объекта. Если вы будете специализироваться на съемке в масштабе от 1:4 до 2:1, то в студии необходимо иметь световолоконную оптическую насадку. Благодаря гибким оптоволоконным световодам появляется возможность закреплять источник света в любых положениях и направлять световой поток на необходимый участок объекта. Используя сверхузкий луч (диаметр варьируется от 5 до 20 мм в зависимости от марки используемой системы), вы можете быстро и легко организовать освещение на любых малогабаритных предметах, например, ювелирных украшениях, часах или маникюрных инструментах. Заметим, что все это разнообразие насадок и аксессуаров производится для того, чтобы фотограф мог быстро моделировать освещение, менять характер светотеневого рисунка на объекте и получать необходимое качество света.

Количество штативов для источников света рассчитывается в зависимости от того, будет использоваться в студии потолочная система или нет. Такие системы предназначены для крепления и размещения осветительных приборов и вспомогательных принадлежностей. Оборудуя потолочной системой студию, обеспечиваются практически оптимальные функциональные возможности при работе. Основой таких систем являются направляющие рельсового типа: продольные (потолочные) и поперечные (несущие). Потолочные направляющие крепятся непосредственно к потолку или к вспомогательной конструкции. Несущие направляющие устанавливаются на продольные при помощи кареток, тем самым создаются условия для свободного перемещения поперечных рельсов. На несущие направляющие подвешиваются пантографы и другие подвесные устройства. Пружинно-лебедочная конструкция пантографа с надежной системой крепления обеспечивает легкое и свободное перемещение приборов вверх-вниз, а система рельс позволяет перемещать «свет» в любых направлениях.

Особенности и преимущества потолочных систем во многом определяются простой и умной конструкцией. Удобство при работе; расширение рабочего пространства съемочного павильона и освобождение места на полу (отсутствуют силовые кабели, удлинители, штативы и т. д.), при этом возможность размещения источников света в самых низких точках; минимальная вероятность повреждения приборов (падение, удар); гибкость установки осветительных головок на любом уровне, точность и легкость перемещения и регулировки; возможность использования небольшого помещения (построение маленьких студий или рабочих мест, общей площадью не более 15 квадратных метров); многовариантность.

Если организация студии не предусматривает использования подвесной системы, обязательно должна быть возможность высоко поднять прибор. Это обычно делается при помощи специального штатива типа «журавль». Кроме этого мы советуем иметь прочные штативы для каждого источника света плюс «стойки», которые используются для нижнего расположения приборов, крепления держателей отражателей и затенителей. Помните, что «прикладная» съемка — это всегда тщательная установка света, на что уходит достаточно много времени. Поэтому в студии обязательно должны быть различные зажимы, специальные гибкие и одновременно прочные штанги, противовесы и другие необходимые элементы для быстрого создания необходимой конструкции.

Для того чтобы рабочее место было удобно организовано, в студии должен быть специальный стол для предметной съемки. Такие столы-трансформеры выпускаются разных размеров и, что важно, обеспечивают изменение угла наклона вертикальной (фоновой) плоскости по отношению к горизонтальной. Изогнутая пластина из высококачественного пластика или акрила имеет матовую (молочную) поверхность, которая не изменяет цветовую температуру источников света. Столы позволяют работать с градиентными фонами, применять цветные фильтры, осуществлять подсветку снизу, а также обеспечивают возможность крепить к конструкции стола штанги и принадлежности для установки отражателей, затенителей или других аксессуаров.

Уже несколько лет на нашем рынке активно продаются устройства, которые обеспечивают равномерное и бестеневое со всех сторон освещение. Конструктивно они напоминают форму куба или конуса. «Куболайты», которые могут быстро складываться, изготавливаются из специального материала, натянутого на кольца-пружины, по типу отражателей или фонов, которые быстро сворачиваются, за счет того, что кольцу-пружине придается форма восьмерки. Очень удобны «Куболайты» и для выездных каталожных съемок, когда необходимо снимать быстро и качественно много предметов. «Световые дома», выполненные из молочного высококачественного пластика, имеют жесткую конструкцию, поэтому больше используются как стационарное студийное оборудование.

Использование такого «светового дома» обеспечивает возможность быстро и качественно выполнить фотосъемку бликующих предметов, например, для каталога.

К выбору штативов, столов, световых домов и других принадлежностей стоит подходить так же серьезно, как и к выбору осветителей. Экономить на дополнительном оборудовании при организации фотомастерской мы не рекомендуем. Оборудование известных марок — это всегда качество и надежность. То, что устанавливается на штатив, стоит в разы дороже самого штатива, поэтому стоит всегда обращать внимание на то, какую нагрузку он несет, насколько устойчив и из чего выполнен. Покупая штативы, вы платите за безопасную и удобную эксплуатацию того, что на нем будет крепиться. Помните всегда об этом.

 

ВЫБОР ПОМЕЩЕНИЯ

Специфика съемки предметов позволяет работать в относительно небольшом пространстве. (Речь, конечно же, не идет о «павильоне» размером 2 на 3 метра.) Необходимо только учесть, что помимо самого съемочного места должно быть достаточно пространства для хранения дополнительного оборудования, всевозможных вещей и аксессуаров. Сразу нужно определиться с необходимым количеством стеллажей и шкафов, а также возможностью организовать подсобное помещение для декораций или материалов, которые используются для съемок. Чем больше будет работы, тем быстрее увеличивается количество всевозможных вещей и аксессуаров, которые придется где-то хранить. Шкафы и стеллажи надо располагать таким образом, чтобы они не мешали работать и при этом были доступны в любой момент. Отдельное оборудованное место необходимо для стекол. Со временем в студии будет целая коллекция стекол, разных размеров и фактур. Поэтому мы рекомендуем сразу предусмотреть, где вы их будете хранить.

Высота потолка может быть не такая большая, как в студии для съемки людей. Можно ограничиться и тремя метрами. Хорошо, если ширина павильона будет не менее пяти метров, это обеспечит возможность пользоваться любыми по размерам насадками, исключая попадания их в кадр. Длина в 8-10 метров обеспечит фотографу возможность работать с длиннофокусными объективами, отдалить снимаемый объект от фона и освещать объект и фон отдельными источниками света, не испытывая сложностей при их пересечении. Таким образом, можно определить, что оптимальные размеры «прикладной» фотостудии студии близки к пятидесяти квадратным метрам.

И последнее, что нужно учесть, — это цвет стен, пола и потолка. Для того, чтобы при съемке получать правильную цветопередачу (исключается «подмешивание» цвета стен), павильон должен быть нейтрально-серого цвета. Вообще очень хорошо, когда в съемочном павильоне есть возможность быстро создавать черную или белую «комнату». Сделать это не так уж и сложно: надо натянуть по периметру павильона струны и повесить черный плотный материал (желательно бархат). Если при съемке нам необходимо получить светлую студию, можно использовать те же струны, повесив на них белую ткань с хорошими отражающими свойствами.

В заключение отметим, что фотостудия для фотографа — это второй дом, где он проводит достаточно много времени. Чем удобнее будет организовано размещение оборудования в вашем павильоне, тем больше времени будет для творческой и коммерческой работы. Поэтому при планировании необходимо учитывать все мелочи, а это и вентиляция или кондиционирование павильона, и качественная проводка с удобным расположением розеток, и возможность размещения подсобного помещения, уютного места для отдыха, и многое другое.

Павел ГОРЮШКИН





Мнения пользователей

Пока нет мнений о данной статье.


Оставить мнение

Имя

E-mail (не обязательно)

Мнение


Введите код

 
  все статьи    все тесты    экспертная оценка    школа потребителя  




Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 Система Orphus


Нашли ошибку на сайте? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на foto.potrebitel.ru.
Ссылка должна содержать слова: "Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Фото&Техника".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложениям по работе сайта -


Место для рекламы: