Фото&Техника

08/2011
02/2011
07/2007
33/2006
18/2006
06/2006
33/2005
18/2005

34/2004

20/2004
7/2004
33/2003

ПОИСК

ИНФОРМАЦИЯ

О нас
Контакты
Где купить?
Реклама на сайте
Подписка на новости
Карта сайта








  главная    содержание    форум    архив  

Статья

Первое свидание с цифровым фотоаппаратом

Представьте, что вы не имеете к фотографии никакого, ну или почти никакого отношения (хотя, наверное, не всякому читателю настоящего журнала легко такое вообразить). И все же попытайтесь. Предположим, что весь опыт фотографирования ограничивается отснятой год назад пленкой на доисторический фотоаппарат, подаренный вам в далеком детстве. Тогда, год назад, наткнувшись на него среди старых и ненужных игрушек, вы почувствовали едва уловимое желание научиться пользоваться им и — почему бы и нет? — решили попробовать. Купив пленку, заправили ее неумелыми движениями и терпеливо носили с собой фотоаппарат в течение двух-трех месяцев. Кнопку спуска затвора нажимали лишь после долгих раздумий и кропотливого подбора значений диафрагмы и выдержки по пожелтевшей от времени табличке экспонирования. Но вот снят последний кадр, пленка сдана на проявку...

Почему же вы поморщились? Вспомнили, как хмыкнул стоявший за вами в очереди мужчина, подсмотрев через плечо на ваш индекспринт? Увы! Большая часть снимков пострадала — либо от недодержки, либо, наоборот, от передержки. В остальных случаях неудачной оказывалась компоновка кадра или же момент съемки оставлял желать лучшего. С одной стороны, вы осознавали, что большая часть неудач произошла из-за собственной неопытности и невежества. Но в то же время догадывались, что с таким фотоаппаратом необходимый опыт и знания будут приобретены не скоро. Ни с чем не сравнить то разочарование, когда после упорной работы для печати удалось отобрать лишь четыре кадра! А друзья и знакомые и в них не увидели ничего интересного и привлекательного. Да, тогда вы подумали, что фотография не ваша стихия, и без колебаний убрали старенький фотоаппарат обратно к игрушкам, мысленно похоронив в себе зарождавшегося было фотографа.

Но судьба распорядилась по-своему и подарила вам еще один шанс. Давайте вспомним, как это было. Не так давно, в начале лета у вас в руках чудесным образом оказалась некоторая сумма. После долгих раздумий неожиданно появилась мысль: «А не попробовать ли мне еще раз? Только уже вооружившись более совершенной техникой?». Прислушавшись к внутреннему голосу, решили разобраться: «А стоит ли игра свеч? Что же все-таки стоит за этим настойчивым желанием научиться фотографировать? Имеет ли смысл это занятие, и если да, то какой?». Из ответов на все эти вопросы постепенно вырисовывалась следующая картина.

Во-первых, хотелось, чтобы фотографии доставляли радость близким людям и хранили память о прошлом, будь то снимки друзей и родных, природы — в походе ли, на прогулке или на дачном участке — или что-либо еще... Во-вторых, фотографии могли бы сопровождать ваши рассказы о поездках, походах и любимых увлечениях. В-третьих, фотоаппарат — это средство самовыражения, и с его помощью можно делиться впечатлениями. И, наконец, в-четвертых, фотография казалась вам реальным способом приобрести более вдумчивый взгляд на окружающую действительность, которого так не хватает в суматохе повседневной жизни. После долгих раздумий было решено, что затея имеет смысл.

Просмотрев множество форумов в Интернете и изучив мегабайты информации, вы чуть было не заблудились в лабиринтах современного фоторынка. Но уже вскоре знаете, что с такой суммой можно рассчитывать на любительский компактный цифровик либо на пленочный зеркальный фотоаппарат. В зеркальном вас не устраивают его габариты — не хотелось бы повсюду носить с собой этакую громадину. Это неудобно, да и излишнее внимание к аппарату может помешать снимать друзей в непринужденной обстановке. Не то чтобы вы категорически настроены против позирования, но не в каждом же кадре! Цифровик же более компактен и у него есть еще один плюс — возможность просмотра только что сделанного снимка. Это то, что вам нужно! Ведь не придется ждать, пока пленка закончится и будет проявлена, сделанный снимок можно сразу посмотреть и в случае неудачи попытаться переснять его. Вариант цифровой зеркалки даже не рассматривался из-за высокой стоимости. В цифровом виде фотографии хранить удобнее — так они долговечнее, их можно рассылать по электронной почте друзьям и создавать фотоальбомы в Интернете. Конечно, пленочные фотографии тоже можно оцифровать. Но сначала их нужно напечатать, затем отсканировать — столько усилий, а качество полученного снимка может оказаться не лучше, чем у изначально цифрового. А еще кажется, что вы уже достаточно насмотрелись на то, как ваши знакомые то и дело меняют пленку лишь затем, чтобы повысить или понизить светочувствительность. Сматывают ту, что уже заряжена, аккуратно убирают ее в коробочку, заряжают другую... б-р-р-р! В цифровой камере требуемую чувствительность можно установить всего несколькими нажатиями на кнопки. Всех этих аргументов оказывается достаточно, чтобы выбрать цифру.

ФОТО 1

Дальше выясняется, что для качественной печати фотографий обычного формата 10x15 см более чем достаточно матрицы разрешением 4 млн. пикселей. Причем чем больше размер самой матрицы, тем меньше шума будет на изображении. Вы предъявляете еще одно требование — обязательное наличие зума, ведь хочется снимать как панорамные кадры (фото 1), так и крупные планы (фото 2). Остается лишь выбрать модель. Тут помогает близкий друг, который разбирается в фототехнике, и, выслушав ваш сбивчивый рассказ о желаемом, советует фирму и чуть ли не саму модель. И вот — камера выбрана, цена устраивает, вы идете в специализированный магазин — и наконец-то! Долгожданный момент настал.

ФОТО 2

Неужели это свершилось? Все еще не верится, но в руках блестит новенькая упаковка. Мчитесь домой, вскрываете коробку, и фотоаппарат уже лежит на столе, а вы сидите рядом, судорожно листая руководство пользователя. «Так, что это за кнопка? Ага, понятно. А вот эта? Ясно, ясно». Кажется, что нужно делать все как можно быстрее, что минуты бешено проносятся мимо, и что вы вот-вот куда-то не успеете и будет поздно! На время забыв об аккуратно выписанных целях фотозатеи, начинаете снимать все подряд. Вот на столе стоит аппетитная ваза с фруктами, а на подоконнике выпучил колючки кактус. И вы уже тут как тут... Вон за окном сверкают россыпи огней города, отходящего ко сну. Интересно, как они будут смотреться на

ФОТО 3

фотографии? Или снять осеннюю ветку за окном? Вот эту! И ту! И опять эту! Словно нельзя медлить, и вы делаете совершенно бесполезные снимки. Но вот первый азарт прошел, берете себя в руки и смотрите на фотоаппарат уже спокойнее. Снова заглядываете в руководство и фотографируете теперь только затем, чтобы понять, как действует та или иная функция. Короче говоря, осваиваете технику. Иногда можно и пофантазировать, отложив инструкцию в сторону. А что, если фотоаппарат двигать прямо во время съемки? Кажется, это называется снимать с проводкой... А если вращать камеру вокруг оптической оси? Результат интригует — мир как будто погрузился в хаос, все куда-то движется... Нестандартно и очень интересно (фото 3)!

ФОТО 4

Проходит несколько дней, недель, месяцев, и вам уже есть что вспомнить и о чем рассказать. Вот уже мама порадовалась, когда выращенные ею цветы «распустились» на фотографиях — будет чем полюбоваться зимой (фото 4). Уже сорвалась первая попытка сделать групповой портрет во время праздничного ужина — не прозвучало традиционного «а сейчас вылетит птичка!» и друзей застали врасплох: кто-то глядит в сторону, кто-то хмурится. Но уже в следующий раз все получилось идеально, друзья улыбаются и смотрят прямо в объектив. Жаль только, что руководство было прочитано невнимательно — там написано, что у камеры есть автоспуск, позволяющий делать снимок лишь спустя десять секунд после нажатия на кнопку. Могли бы сфотографироваться вместе со всеми. Кстати, из-за той же невнимательности вы поначалу ошибались при съемке со вспышкой в недостаточно освещенных помещениях. Снимали с больших расстояний и удивлялись, что фотографии такие темные. Лишь недавно, перечитывая руководство, узнали, что дальность работы вспышки — не более пяти метров.

ФОТО 5

Оказалось, что у фотоаппарата есть еще режим видеосъемки. Перед поездкой к бабушке на день рождения снимаете мини-фильм о том, как ваш отец (ее сын) готовит на кухне обед. С какой радостью бабушка смотрела этот видеоролик, когда вы подключили фотоаппарат к телевизору. Для этого у камеры есть видеоаудиовыход и дополнительный шнур, а в современных телевизорах — специальные разъемы. Помните, как по вечерам вместе с бабушкой и оравой внуков вы смотрели снятые днем кадры — опять же по телевизору! — и весело обсуждали прошедший день (фото 5)?

Уже за плечами водный поход в Карелию, откуда, чуть не утопив свое новое приобретение, вы привезли полностью забитую флэшку объемом 256 Mбайт. Чтобы сделать очередной снимок в последние дни на маршруте, приходилось удалять не самые интересные кадры (а они были не такими уж плохими!). На флэшке уместилось около 200 фотографий и несколько фильмов общей длительностью около пяти минут. Во время работы выяснилось, что, к сожалению, режим видеосъемки не позволяет пользоваться зумированием. Почему к сожалению? Да потому что вы хотели снять ролик о последнем, самом мощном пороге, показав сначала его вид издалека, а потом приблизив некоторые особо большие волны на выходе из порога.

ФОТО 6

На одной из стоянок в туристический лагерь наведался необычный гость. Во время послеобеденного отдыха у костра вдруг обратили внимание на стоявшего неподалеку рыжего зверя. Приглядевшись, узнали в нем лису (фото 6). Она постояла в нерешительности, затем, как будто совсем не замечая вас, двинулась к огню. Мелькнула мысль о лежащем в двух метрах фотоаппарате, руки медленно потянулись за ним: «Как бы не спугнуть! Успеть бы снять!»

Минута — и камера уже наготове, но прежде чем начать фотоохоту, вспоминаете, что лисы частенько являются переносчиками бешенства. И эта лисица сразу кажется подозрительной — она подошла уже метров на пятнадцать, не обращает на вас никакого внимания, да к тому же какая-то облезлая (не сразу вспомнилось, что летом лисы линяют). Тогда вы включаете ЖК-дисплей, настраиваете экспозицию и баланс белого, кладете фотоаппарат в правую руку, а в свободную левую руку берете охотничий нож — на всякий случай. Фотоаппарат лежит в руке, как влитой, указательный палец располагается на кнопке спуска затвора и одновременно на рычаге зуммирования. Медленно крадетесь к лисе... Между вами уже всего метров восемь, и, кажется, пора остановиться. Вблизи лиса выглядит несколько устрашающе, особенно из-за ее острых зубов. Присаживаетесь на корточки. Наверное, без оружия вы почувствовали бы себя совсем беспомощным. Лиса смотрит на вас в упор, и сложно предугадать — то ли она сейчас бросится на вас, то ли убежит.

ФОТО 7

Сжимая одной рукой нож, делаете несколько снимков (фото 7). Интересно, испугается лиса, услышав звук затвора, или нет? Спустя некоторое время понимаете, что ее и силком-то не просто прогнать. И что ее привлекло в лагерь? Может, запах рыбы... А может, она уже сталкивалась с людьми и действительно не боится, ручная... Во время столь напряженной фотоохоты вы каждой клеткой своего тела ощутили, как удобен компактный фотоаппарат, лежащий в руке как влитой. И как хорошо, что ЖК-дисплей может поворачиваться во все стороны.

ФОТО 8

Ведь без этой возможности некоторые кадры можно было снять, лишь вывихнув себе шею (фото 8).

Помните, как за день до прохода первого порога вы отправились на осмотр? Сделали несколько фотографий с разных ракурсов — они передавали все особенности порога. И красноречиво утверждали, что это препятствие вовсе не второй категории сложности, как ожидалось, а самой что ни на есть третьей! Вечером всей командой возле костра смотрели кадры на ЖК-дисплее и обсуждали тактику прохождения. Пусть дисплей и невелик, но, увеличив изображение в несколько раз, вы детально изучили предстоящие трудности.

ФОТО 9

И хотя на следующий день перед прохождением каждый имел возможность осмотреть порог вживую, моральная готовность к трудностям оказалась очень кстати (фото 9).

А еще в карельском походе, в одну из первых ночей вы по неопытности разрядили аккумуляторы — было холодно, +5°С... Как жаль! То была волшебная ночь, ночь на первом пороге: над рекой клубился пар вперемешку с туманом, сквозь него виднелся лес, а над лесом вставал молодой сказочный месяц, и в его свете кружились над головой летучие мыши. Но именно та ночь была холодной, и, посадив аккумуляторы, все оставшееся время вы экономили запасной набор батареек, скрепя сердце отдавая фотоаппарат своим спутникам. Тогда еще сложно было оценить эту возможность вашего фотоаппарата — работать не только от аккумуляторов, но и от обычных батареек AA. Совсем недавно, снимая по просьбе друзей на одной важной встрече другим цифровиком, вы столкнулись с подобной ситуацией — аккумуляторы сели. А когда вы решили заменить их на обычные батарейки, выяснилось, что они не подходят.

Довольно быстро прошел страх перед ручными режимами и трепетное благоговение перед автоматическим. Освоив сначала режим с приоритетом выдержки, затем с приоритетом диафрагмы, вы постепенно перешли на ручной режим «М», в котором значения обоих параметров задаются пользователем.

ФОТО 10

Теперь он в фаворитах! Именно в режиме «М» удалось сделать несколько интересных снимков ночного города (фото 10), а также внутреннего убранства беспросветных Зверинецких пещер, что в городе Киеве. Величина выдержки измерялась несколькими секундами (максимальное значение для вашей камеры — 15 секунд). Ручные настройки пригодились и в театре — вот уж никак не ожидали, что и здесь фотоаппарат справится со съемкой.

ФОТО 11

Удобно устроившись на балконе, облокотив камеру на перила, вы заворожено наблюдали за игрой актеров и старались запечатлеть самые яркие моменты спектакля (фото 11). Получилось очень даже реалистично: зрительный зал погружен в темноту, а сцена и двигающиеся по ней актеры ярко освещены.

ФОТО 13

Теперь уже очевидно, что включать ЖК-дисплей во время съемки стоит не всегда. Это удобно, когда ситуация позволяет спокойно, не спеша кадрировать — например, во время съемки пейзажей (фото 13) или любых неподвижных объектов. Но если вы фотографируете друзей во время вечеринки — люди непрерывно двигаются, меняют позы, жесты, мимику, — лучше пользоваться видоискателем. Получается оперативнее. На ЖК-дисплее, как известно, изображение обновляется с задержкой во времени, пусть и небольшой. Но за это время увиденный вами интересный сюжет чаще всего пропадает. Во-вторых, размеры ЖК-дисплея невелики, и разглядеть на нем мелкие, но важные детали (например, выражение лица) бывает затруднительно. В-третьих, используя видоискатель, направлять аппарат на нужный объект получается значительно быстрее. Действительно, гораздо привычнее и естественнее повернуть голову в нужную сторону, а не манипулировать камерой в руках — все-таки глаза у человека не на руках, а на голове!

Самые лучшие снимки все-таки хочется распечатать и собрать в альбоме — для этих целей вы уже нашли удобную для себя фотолабораторию, расположенную по пути на работу. И параллельно с этим в Интернете выложили очередной альбом с фотографиями.

ФОТО 12

Конечно, у вашего фотоаппарата есть недостатки, и они несколько омрачают радостную в целом картину. К сожалению, лица нередко получаются непривычно красных оттенков. Правда, вы уже слышали от знакомых, что этот недостаток можно исправить нехитрыми манипуляциями в Photoshop. Несколько удручает и постоянное запаздывание во время съемки — нажимаешь на кнопку спуска затвора, и лишь спустя некоторое время фотоаппарат снимает. Похоже это свойство всех любительских цифровиков. Сомнительной кажется необходимость индикации заряда батарей, которая загорается лишь когда заряда последних хватает менее чем на минуту работы. Да, до полного совершенства вашему фотоаппарату далеко, и вы уже начали с горящими глазами поглядывать на цифровые зеркалки. Может быть, придет время, когда один из них окажется и в ваших руках...

Но все-таки несмотря ни на что вы довольны. Окружающие частенько спрашивают: «А вы не жалеете, что выбрали цифровой вариант?». На что вы отвечаете, что совершенно не жалеете и рассказываете одну историю. Историю про карельский поход и про то, что на самом деле в том походе было два фотоаппарата — ваша сестра взяла свою пленочную зеркалку. Но много раз она просила у вас цифровик, ссылаясь либо на то, что «все равно места на карточке много», или что у нее «закончилась пленка, а менять нет времени», или еще на что-нибудь. Хотя утверждать, что цифровые фотоаппараты лучше своих пленочных собратьев, вы не возьметесь. Нет! Просто лично для вас цифровой оказался предпочтительнее, а эта история показывает, что обладатели пленочных камер иногда не прочь воспользоваться и цифровой техникой.

...Оглядываешься назад и понимаешь, что пройдено немало. Уже скоро полгода, как вы обзавелись новым фотопомощником, теперь уже настоящим другом. И ни на минуту не раскаиваетесь, что когда-то послушали смутное желание научиться фотографировать...

 

Владимир РОМАКИН. Фото автора.





Мнения пользователей

Sergio  (2010-01-11)
Добрая светлая история, а главное жизненная! :)


FOX  (2008-07-11)
кул статья



Оставить мнение

Имя

E-mail (не обязательно)

Мнение


Введите код

 
  все статьи    все тесты    экспертная оценка    школа потребителя  




Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 Система Orphus


Нашли ошибку на сайте? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на foto.potrebitel.ru.
Ссылка должна содержать слова: "Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Фото&Техника".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложениям по работе сайта -


Место для рекламы: