Фото&Техника

08/2011
02/2011
07/2007
33/2006
18/2006
06/2006
33/2005
18/2005
34/2004
20/2004

7/2004

33/2003

ПОИСК

ИНФОРМАЦИЯ

О нас
Контакты
Где купить?
Реклама на сайте
Подписка на новости
Карта сайта








  главная    содержание    форум    архив  

Статья

Сергей Борисов в творческом полете

Над кучевыми облаками. 2003 г.

Журнальные и альбомные публикации, комментирующие произведения фотоискусства, обычно начинаются с творческих биографий авторов снимков. И это закономерно, поскольку, как показывает практика, специфические особенности авторского почерка во многих случаях узнаваемы, даже когда автор анонимен.

Сергей Борисов, пожалуй, никогда не выступал под псевдонимом, и если бы вдруг решился на это, усилия автора оказались бы бесполезными. Он, что называется, «виден издалека», в каждой публикации, на каждом из выставочных стендов. И, что характерно, не только в масштабах отечественных изданий и экспозиций, но и в дальнем, ближнем и многих других «зарубежьях».

С чего все это началось? На этот вопрос автор снимков ответит потом, а начнем с некоторых эпизодов последних лет.

Не боясь удивить читателя, сообщаем, что на аукционе в Швейцарии фотография Сергея Борисова «Полет» была куплена за 3000 долларов. В иных случаях такой суммы удостаивались произведения классиков отечественной фотографии: Евгения Халдея, Ивана Шагина, Дмитрия Бальтерманца... Перечень знаковых имен в данном контексте весьма скромен, хотя эта отечественная «ретроспектива», разумеется, лишь пополняет список мастеров тридцатых годов прошлого века: Александр Родченко, Борис Игнатович, Аркадий Шайхет...

Но это — наше заслуженное прошлое, речь же идет о нынешней эпохе, о творчестве фотомастера, работающего в наши дни.

Пройти мимо, не заметить и не удивиться успеху снимков Сергея Борисова, пожалуй, нельзя. Конечно, лишь единицам из россиян удалось посетить галерею Александра Шлезингера в Цюрихе. Но, по свидетельству самого автора, количество зрителей, удостоивших своим вниманием фотоэкспозицию, напоминало залы Эрмитажа, привлекающие поклонников живописи.

Столь же успешно «засветились» работы фотохудожника в Нью-Йорке на выставке в Колумбийском университете, где рядом с Родченко, Игнатовичем, М. Гринбергом были удостоены чести соседствовать произведения Ахломова, Лаврентьева, Голициной, Лапина... А вот и Амстердам, где Борисов уже в компании с Агафоновым, Слюсаревым, Мохоревым, Щеколдиным...

Канал им. Москвы. 2003 г.

Однако это там, за рубежом. А какова востребованность работ фотохудожника отечественным зрителем, покупателем, коллекционером? К сожалению, пока еще не в тех масштабах, но перспектива есть. Доказательство тому — активная деятельность одной из весьма перспективных фотогалерей «им. Братьев Люмьер», удостоившихся едва ли не самого престижного места в московском Центральном доме художника. Именно здесь желающие не только увидеть, но и приобрести в целях украшения квартир, офисов, пополнения фотоколлекций произведения самых талантливых фотографов прошлого и наших дней получили эту возможность.

Сергей Борисов одним из первых предоставил галерее свои работы, а рядом с ним в экспозициях галереи появились и такие имена, как Саша Мановцева, Галина Москалева, Наташа и Валерий Черкашины, Катя Голицина и многие другие, чьи имена в последние годы на слуху у тех, кто любит, знает и в силах оценить творчество талантливых фотографов. И это несмотря на то, что сегодняшним талантам в галерее не так уж вольготно, имея в виду серьезных конкурентов из эпохи тридцатых годов и военных лет Великой Отечественной.

Работы сегодняшних достойны внимания и уважения. Почему? На этот вопрос и отвечают в числе других работы Сергея Борисова, о которых и пойдет речь. Кстати, одна из его работ была недавно реализована в галерее «им. Братьев Люмьер», что, по свидетельству автора, привыкшего к зарубежным сюрпризам, его искренне порадовало. И не только в связи с личным коммерческим успехом, но и как свидетельство несомненно возросшего в последние годы интереса к искусству фотографии, которое в иных случаях не уступает привычному интересу к произведениям живописи и графики.

Полет. 1988 г.

Итак — творческая биография Сергея Борисова в кратком изложении. Фотокружок Московского дома пионеров, участие в археологических экспедициях с фотокамерой в руках, увлечение поэзией, фотографирование в бытовых ателье и для прессы, содружество с художниками его молодости Ильей Кабаковым, Эдуардом Штейнбергом, Анатолием Зверевым, персональные выставки «Портреты художников», «Студия 50А» (художественная мастерская Сергея Борисова). Заметное место в московском андерграунде. Очевидные достижения мастера в рекламной фотографии, многочисленные публикации в престижных изданиях за рубежом: «Актуэль», «Мисс Вог», «Фэйс» и многих других. И, как уже говорилось, участие в самых престижных аукционах, в том числе «Сотбис», «Кристи», где его работы получили весьма высокое «коммерческое признание», в том числе работы «Полет», «Супрематическая игра». Что касается отечественных и зарубежных выставок, плюс персональные экспозиции, то их перечень занял бы многие страницы, как, впрочем, и перечень работ, украсивших музейные и частные коллекции.

Героями его портретных и жанровых снимков стали известные художники, артисты, звезды шоу-бизнеса, фотомодели. Но едва ли имя автора стало бы столь популярным, а его снимки столь узнаваемыми без «летающих» женщин и мужчин на фоне московского неба и легко узнаваемых высотных зданий. Во многих случаях даже опытные фотографы и знатоки фототехники не могут ответить на вопрос, как это сделано, каким образом Сергею Борисову удается в одном кадре совместить сюрреалистический прыжок на фоне неба с абсолютно достоверным реалистическим столичным пейзажем. Можно лишь с полным основанием утверждать, что очаровательные «объекты съемок» абсолютно профессиональны в своем желании помочь автору успешно решить творческую задачу.

Объяснение. 1993 г.

Перечень столь необычных по своим художественным достоинствам работ весьма велик. Но ими отнюдь не ограничивается тематический диапазон автора. Жанровые снимки из разряда чисто репортажных, равно как и снимки ситуаций, созданных авторским воображением, впечатляют изысканностью исполнения. В большинстве случаев это достигнуто не только удачным композиционным решением, но и очень высоким уровнем светотеневых достоинств каждого черно-белого кадра. Именно такое не часто встречающееся в современном фотоискусстве сочетание придает снимкам Сергея Борисова особый шарм. Зритель как бы глазами автора, а не своим зрением, видит жизненные эпизоды, мимо которых он часто проходит, не останавливая на них своего внимания. Не в этом ли и есть особая заслуга фотохудожника, в совершенстве овладевшего искусством съемки!?

Уже почти семнадцать лет прошло с тех пор, как увидел свет получивший широкое признание фотокадр «Дефиле». В пору его появления снимок ассоциировался с волновавшей молодежь модой, экстравагантностью молодых живописцев, любителей рок-н-ролла, бодибилдинга, а также с несомненным интересом знатоков фотоискусства, впервые получивших возможность побывать в Москве. Сергей Борисов оказался в центре внимания, ему стали подражать многие молодые фотографы. Снимок «Дефиле» вошел в архивы известных коллекционеров, был передан в дар московскому Музею современного искусства. Интерес к этому кадру не угасает и по сей день, хотя ему трудно конкурировать со снимками «Прикосновение», «Диалог», опубликованными во многих иллюстрированных изданиях и, естественно, в монографии автора, увидевшей свет в 1993 году.

Открывать секреты творчества Сергея Борисова — задача бесперспективная, но можно с уверенностью говорить о том, что решающую роль в его творческом успехе сыграло сочетание высокого интеллекта с профессиональным мастерством, тесное общение с друзьями и соратниками, успешно работающими в самых разных областях художественного творчества.



Пасмурный день. 1995 г.


Дефиле. 1987 г.


Северный ветер. 1995 г.


Прощание. 1995 г.


Маша на трубе. 2003 г.


Григорий ЧУДАКОВ.






Мнения пользователей

Пока нет мнений о данной статье.


Оставить мнение

Имя

E-mail (не обязательно)

Мнение


Введите код

 
  все статьи    все тесты    экспертная оценка    школа потребителя  




Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 Система Orphus


Нашли ошибку на сайте? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на foto.potrebitel.ru.
Ссылка должна содержать слова: "Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Фото&Техника".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложениям по работе сайта -


Место для рекламы: