Фото&Техника

08/2011
02/2011
07/2007
33/2006
18/2006
06/2006
33/2005
18/2005
34/2004
20/2004
7/2004

33/2003

ПОИСК

ИНФОРМАЦИЯ

О нас
Контакты
Где купить?
Реклама на сайте
Подписка на новости
Карта сайта








  главная    содержание    форум    архив  

Статья

Приступаем к монтажу

Продолжение статьи, начало в номере 6/2003.


Прежде чем начать монтаж, нужно провести некоторую подготовительную работу. Во-первых, нужно просмотреть все исходные материалы, чтобы обновить их в памяти, и заполнить специальную таблицу, монтажный лист. Затем, используя монтажный лист (или листы, если их будет несколько), нужно составить монтажный план фильма, то есть заполнить еще одну таблицу, в которую войдут уже только выбранные вами фрагменты, стоящие в монтажном плане в нужной последовательности. Делая монтажный план, нужно помнить о тех правилах монтажа по крупности, положению в пространстве, цвету, освещению и направлению движения, которым была посвящена статья в предыдущем номере нашего журнала. Если вы собираетесь озвучивать ваш фильм дикторским текстом, музыкой или и тем и другим, то в монтажном плане в соответствующих местах таблицы это также должно быть отмечено. Когда монтажный план будет готов, можно приступать к монтажу, используя одну из доступных вам технических систем. Остановимся чуть подробнее на каждом из этапов, предшествующих монтажу.

ПОДГОТОВКА МОНТАЖНЫХ ЛИСТОВ

Просмотрите весь исходный материал в режиме, когда тайм код выводится на монитор камеры или телевизора. Выпишите содержание и тайм коды начала и конца тех кадров или их фрагментов, которые вы собираетесь использовать в своем фильме. На этом этапе можно опускать бракованные и малоинтересные кадры. Запись может выглядеть следующим образом.

И так далее. ПНР — это панорама, zoom — наезд или отъезд трансфокатором.

Если материал, из которого вы хотите монтировать фильм, располагается на двух или более кассетах, они должны быть пронумерованы, а их номера вписаны в монтажные листы, чтобы не было путаницы, вызванной тем, что кадры из разных кассет будут иметь одинаковые тайм коды. Если на исходной кассете есть «дыра», то есть где-нибудь в середине показания счетчика прерываются и опять начинаются с нуля, это также необходимо отметить в монтажном листе.

МОНТАЖНЫЙ ПЛАН ФИЛЬМА

После того как вы подготовили монтажные листы исходного материала, можно составить план будущего фильма и в соответствии с ним выбирать из монтажных листов кадры в той последовательности, которая вам кажется подходящей. Запись монтажного плана ведется на такие же бланки, как и те, на которые вы записывали исходный материал. Если предполагается, что фильм будет озвучиваться, то в таблице должны быть дополнительные столбцы, содержащие комментарии по музыке и дикторскому тексту. Еще раз напоминаем, что при составлении плана вы должны максимально учитывать правила, изложенные в №6 нашего журнала за 2003 год.

ВСПОМНИМ ШКОЛУ

Перед тем как вы начнете составлять монтажный план, вспомните, как на школьных уроках литературы вам рассказывали, что в любом художественном литературном произведении можно выделить вступление (экспозицию), завязку, кульминацию и развязку. По такой же схеме можно анализировать и фильмы. Даже если вы снимаете не постановочный фильм по заранее написанному сценарию, а просто репортаж о каком-то событии, вы должны организовать съемку и монтаж так, чтобы человеку, который на этом событии не присутствовал, было бы интересно смотреть ваш фильм и понятно, о чем в нем идет речь. А для этого очень желательно, чтобы в начале в них присутствовали кадры, где место действия снято общим планом. Это может быть один или несколько статичных кадров, проезд, снятый общим планом, панорама или кадры с использованием трансфокатора. Злоупотреблять общими планами не стоит, поскольку, давая представление об объекте или действии в целом, они не позволяют разглядеть интересные подробности, которые чаще всего просматриваются на средних и крупных планах. Средняя длина общих планов — 5—8 секунд. Длина кадра, конечно, зависит и от характера объекта — если картинка лаконичная, можно обойтись тремя секундами, если же на ней много интересных деталей, которые хочется рассмотреть, то можно подержать общий план и подольше. Впрочем, для монтажа методом вставки могут быть использованы и более длинные съемочные кадры. Но при этом они «прорезаются» более короткими планами другой крупности.

Итак, у вас есть начало — с помощью одного или нескольких кадров вы дали зрителю представление о месте действия. Теперь можно переходить к деталям — давать крупные и средние планы главных героев, чтобы подробнее показать их действия и эмоции. Герой должен заинтересовать зрителя либо своим внешним видом, либо тем, что и как он делает, либо тем и другим одновременно. Старайтесь избегать длинных монтажных кадров, показывая героев в то время, когда их действия мало занимательны. Лучше снять несколько коротких планов разной крупности, меняя при этом точку съемки, чем один длинный, к тому же снятый не со штатива, а с рук. Единственный случай, когда допускаются длинные планы, это когда необходимо записать от начала и до конца большой «синхрон», как говорят телевизионщики. «Синхроном» на телевизионном жаргоне называется кадр, главный объект которого — говорящий человек. При съемке телевизионных сюжетов синхроны записываются полностью, а потом сокращаются различными монтажными методами.

Для того чтобы происходящее на экране было понятным и не затянутым по времени, в кино- и видеомонтаже используются два очень эффективных приема «сжатия» времени — чередование крупности и параллельный монтаж.

Допустим, что вы сняли на морском берегу красивую, но мало динамичную сцену, которая продолжалась несколько минут. И все это время вы не выключали камеру, боясь пропустить момент, когда пароход окончательно скроется за горизонтом. Рядом стоял художник, который изобразил ту же сцену общим планом.

В отличие от живописца вы могли при съемке менять крупность, то есть делать наезды на отдельные объекты, составляющие основу композиции общего плана, панорамировать с одного объекта на другой и менять точку съемки. Профессионал обязательно работал бы с нескольких точек и имел бы снятые спереди, а не со спины средние и крупные планы пары, наблюдающей за уходящим пароходом. Но даже если вы, не будучи профессионалом, сняли все с одной точки, у вас наверняка должен быть не только общий план, но и небольшой набор планов разной крупности. При первом же просмотре вы выяснили, что смотреть длинную сцену, в которой практически ничего не происходит, невыносимо скучно. Попытки сократить ее, вырезая середину из длинных кадров (а именно так пытаются «монтировать» некоторые любители), привели к появлению небольших, но сильно действующих на нервы скачков изображения.

ЧЕРЕДОВАНИЕ КРУПНОСТИ

Давайте попробуем существенно сократить эту сцену, пользуясь простым чередованием крупности планов. Заметим сразу, что может существовать множество монтажных решений одного и того же эпизода. Монтаж — процесс не менее творческий, чем съемка. А многие режиссеры считают монтаж гораздо более важным этапом создания фильма, чем съемочный период. Итак, рассмотрим один из вариантов монтажа, позволяющего существенно сократить продолжительность сцены. При этом не будем забывать правила монтажа по крупности, изложенные в №6 2003.

1. Дальний план (5 с). На картине центром внимания является пара, наблюдающая за далеким пароходом и не обращающая никакого внимания на прекрасный парусник, проходящий совсем близко. Возможно, в те годы, когда писалась картина, пароходы были в диковинку. А может, на этом пароходе уплывает супруга господина с тросточкой, и он хочет быть абсолютно уверенным, что она не вернется, по крайней мере, до завтрашнего утра. Поэтому следующим монтажным кадром логично будет смотреться более крупный план этой пары.

Место стыка между монтажными кадрами и является той «черной дырой», в которой исчезает время. Из всего дальнего плана, который на оригинале имеет продолжительность около минуты, мы можем оставить только 5 секунд и перейти к общему плану пары.


2. Общий план (3 с), включающий также изображение парохода на горизонте. Зритель должен понять, что или кто является главным в этой сцене.

При переходе к этому плану произошло смещение центра внимания (на первом кадре пара находится почти в центре, на втором — в правой части кадра), что благотворно сказывается на восприятии стыка. Еще лучше было бы, если бы мы имели общий план, снятый с другой точки.

Если бы у нас было несколько планов наших героев, снятых спереди, то следующим можно было бы поставить 1-й средний план, на котором мы могли бы разглядеть лица. Но так как их у нас нет, мы не станем продолжать последовательное укрупнение изображения мужчины и женщины, а применим отвлекающий прием — перебивку.


3. В этом качестве можно использовать общий план группы рыбаков... или парусника. Во втором случае продолжительность кадра — 3—4 с, а в первом зависит от того, интересует ли вас то, о чем разговаривают между собой мужчины. Если да, то кадр можно подержать и подольше.


4. Теперь можно поставить средний план героев со спины. При такой крупности можно лучше разглядеть некоторые детали, например бинокль в руках мужчины. Длительность этого кадра также может зависеть от того, молчат герои или разговаривают.


5. Дальний план парохода (3 с). Такой переход может быть подготовлен либо содержанием диалога между мужчиной и женщиной, либо далеким пароходным гудком, прозвучавшим «за кадром» в прошлом монтажном кадре.

На этом сцену можно закончить. Но можно в конце опять поставить общий или дальний план (см. монтажные кадры №№ 1 и 2). В итоге у нас получился фрагмент длительностью 20—22 секунды, состоящий из 5 или 6 монтажных кадров.

Мы намеренно до предела упростили подход к процессу редактирования этой сцены, чтобы сосредоточиться на одном из свойств монтажа — его способности «сокращать» время. На практике, готовясь к монтажу любого эпизода, нужно сначала ясно себе представить цель, которую вы хотели бы достичь, учитывать содержание предыдущих и последующих эпизодов и всего фильма в целом. Например, главными действующими лицами фильма могут быть совсем не мужчина и женщина, наблюдающие за кораблем, а группа рыбаков. В этом случае, конечно, монтаж рассматриваемой сцены должен быть выстроен совсем по-другому.

Частным случаем монтажа с помощью чередования крупностей является вставка. В рассмотренном нами примере мы могли бы сначала взять общий план, затем «прорезать» его несколькими планами другой крупности и перебивками. Вставка — это не вид монтажа, а только технологический прием, позволяющий в некоторых случаях облегчить и ускорить монтаж.

Именно методом вставки предпочитают монтировать на телевидении длинные «синхроны» (говорящие головы). При подготовке сюжетов для новостей и авторских программ часто нужно сокращать длинные статичные кадры говорящего человека. Для этого на исходных монтажных листах, используя показания тайм-кода, отмечают нужные фрагменты текста, которые нужно включить в монтаж. После этого выделенные фрагменты собираются в нужной последовательности на мастер-кассете (в случае линейного монтажа) или в компьютере и просматриваются. Далее режиссер определяет, в каких местах «говорящую голову» можно оставить в кадре, а в каких ее можно или нужно «перебить», то есть вставить перебивку, сохраняя голос говорящего за кадром. Этот же прием может с успехом применяться и в практике любительских съемок.

КИНОШНЫЕ ФОКУСЫ

Еще на заре кинематографа режиссеры заметили, что при просмотре произвольно склеенных кадров человек подсознательно стремится объединить их по месту и времени действия. Например, если смонтировать последовательно дальний план фасада какого-нибудь дома, снятого в Париже лет двадцать назад, а потом дать общий вид интерьера или декораций, снятых в Москве в наше время, то человек автоматически будет считать, что интерьер принадлежит тому же дому, который был в предыдущем кадре. Разница во времени также не будет замечена. Точно так же человеческая психика воспринимает крупный план, как часть общего, и наоборот.

Однако для того, чтобы такого рода «обман» не вызывал сомнений, должны соблюдаться общие правила монтажа по крупности, свету и цвету. Если характер фона и освещения на разных планах близки или совпадают, то, например, человек, снятый вами пару лет назад на сочинском пляже, может совершенно «чисто» быть включен в эпизод, снятый на Лазурном берегу прошедшим летом.

Редкий фильм обходится без такой «подставы». В старые добрые советские времена, когда большинство фильмов про заграничную жизнь снималось в Прибалтике, достаточно было в самом начале показать несколько узнаваемых дальних планов, снятых на улицах Лондона (например, Биг Бен или памятник Нельсону), чтобы потом в течение полутора часов у зрителя не возникало никаких сомнений по поводу места действия. Точно так же во времена холодной войны поступали и американцы, снимая «русские» эпизоды.

В игровом кино обычно сначала снимают какую-нибудь сцену общим планом от начала до конца. Камера при этом может быть статичной или двигаться на тележке или на специальном кране. Потом отдельные фрагменты или опять вся сцена целиком снимаются с другой точки средним планом. После этого, если того требует драматургия фильма, снимаются крупные планы. При монтаже общий план берется как основа — нить, на которую нанизываются средние и крупные планы. При этом от общего плана может остаться всего несколько секунд, а весь эпизод будет монтажно построен на средних и крупных.

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ

Еще один способ монтажного сокращения времени — параллельный монтаж. Вернемся к морскому пейзажу и людям, стоящим на берегу. Исходные данные те же — длинная статичная сцена, снятая «одним куском» с одной точки. Требуется ее существенно сократить, соблюдая правила монтажа, рассмотренные ранее. На этот раз мы будем считать, что обе группы людей нам одинаково интересны. Поэтому после первого...

Количество монтажных планов в этом эпизоде больше, чем в предыдущем примере, но мы ведь сумели «распараллелить» два действия. Поэтому эффективность параллельного монтажа при сокращении времени действия на экране так же высока, как и у монтажа методом чередования крупностей.

1. дальнего плана (5 с), показывающего нам все место действия, мы можем перейти к...

2. общему плану (3 с) группы рыбаков (а, может, они и не рыбаки совсем?). Мужчины обсуждают свои проблемы. Чтобы разглядеть их получше, следующим монтажным кадром поставим...


3. 1-й средний план (5 с) — рыбака, который, что-то говорит своим друзьям.

4. 1-й средний (3 с) — пара продолжает смотреть в море.


5. Дальний план (3 с) — пароход скрывается за горизонтом.

6. Общий план (5 с) — рыбаки продолжают беседовать.


7. Общий план (8—10 с) — мужчина опускает бинокль, смотрит на рыбаков, что-то говорит своей спутнице, и они уходят.



О СПЕЦЭФФЕКТАХ И ФЕЙДЕРАХ

Фейдер (fader), как многим известно — функция видеокамеры, позволяющая выполнять переход от одного кадра к другому. Первоначально фейдером назывался только один из способов такого перехода — через затемнение. Однако в последние годы под фейдером понимают чуть ли не весь набор всевозможных эффектов перехода, осуществляемых с помощью камеры.

Компьютерные монтажные программы, в том числе и любительские, обладают, как правило, гораздо большим набором эффектов перехода, чем любая камера. Если вы собираетесь монтировать свой фильм с помощью такой программы, при съемке фейдер лучше совсем не использовать, поскольку его уже невозможно будет отменить, если вы вдруг решите не применять его в готовом фильме.

Лучшее место для применения эффекта перехода — разделение эпизодов. Если вы при съемке планируете, что каким-то кадром у вас будет заканчиваться эпизод, — используйте в конце него фейдер. Если думаете, что с какого-то кадра будет начинаться новый эпизод — также включите фейдер. Не старайтесь в одном фильме применить сразу все возможные виды фейдера. Вполне достаточно будет одного или двух. Например, в начале и конце фильма можно использовать «затемнение», а между эпизодами — какие-нибудь шторки (WIPES).

Не злоупотребляйте спецэффектами. Человек, только что купивший камеру, стремится поскорее испытать все ее возможности, в том числе и все спецэффекты. Это можно понять. Но очень скоро становится ясно, что применение того или иного эффекта должно быть оправдано какой-либо идеей. Только тогда в готовый фильм кадры, снятые со спецэффектами, войдут органично и не будут, как говорят профессионалы, «вываливаться» из общего изобразительного ряда.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕЙ МОНТАЖНОЙ

Линейный монтаж. Это классический телевизионный монтаж. В качестве носителя исходных данных используются видеокассеты с оригинальным материалом. Простейшая телевизионная линейная монтажная, так называемая «пара» — это монтажный видеоплеер и видеомагнитофон, объединенные в один комплекс, которым можно управлять с пульта магнитофона. На плеер поочередно устанавливаются кассеты с исходными материалами, а на магнитофоне — мастер-кассета, на которую осуществляется сборка программы или сюжета. Несмотря на то, что многие телеканалы обладают самым передовым оборудованием для компьютерного монтажа, «пары» все еще широко используются при монтаже новостных сюжетов. Дело в том, что при подготовке коротких сюжетов для новостей у корреспондентов, как правило, очень мало времени. И в этой ситуации старый «дедовский» способ часто оказывается более оперативным. Монтажер или корреспондент просто ставит кассету в плеер и в режиме воспроизведения на скорости проматывает ее на начало (ведь после съемки все кассеты требуют перемотки). В это время можно останавливать кассету в любом месте и делать пометки — составлять монтажный лист. После того, как кассета перемотана, можно по отмеченному в монтажном листе тайм-коду найти кадр, с которого будет начинаться сюжет, и отметить на нем точное место начала и конца («точку входа» и «точку выхода»). Потом отмеченный кадр переписывается на мастер-кассету. После этого на исходной кассете ищется начало следующего кадра, в котором также отмечают точку входа и точку выхода, после чего копируют на мастер-кассету. Таким образом, кадр за кадром, происходит сборка сюжета. Такой вид монтажа называется линейным, потому что процесс сборки может осуществляться только по мере возрастания порядковых номеров кадров. То есть на мастер-кассету сначала пишется первый кадр, затем второй, третий и так до последнего.

Если окажется, что в середину или в начало смонтированного фрагмента требуется вставить хоть один дополнительный кадр, то все, что находится после этого места, должно быть на мастер-кассете стерто, и работа по дальнейшему монтажу должна быть проделана еще раз.

Нелинейный монтаж. Благодаря широкому распространению недорогих компьютерных плат ввода цифрового видео в настоящее время нелинейный монтаж применяется не только в профессиональном теле- и видеопроизводстве, но и в любительской практике. Термин «нелинейный» пришел к нам из английского языка и означает, что монтаж может вестись в любой последовательности. То есть сначала можно смонтировать финал фильма, потом перед ним поставить начало, затем вставить между ними середину фильма и т. п. Это возможно благодаря тому, что перед началом монтажа исходные материалы вводятся в компьютер, «оцифровываются» и записываются на жесткий диск. После этого отдельными фрагментами видео и звука можно манипулировать подобно тому, как при работе в Word можно менять местами фрагменты текста, исправлять и дописывать новые предложения в любом месте текста.

После цифровки материала его можно монтировать с помощью специальных программ монтажа. Таких программ сейчас достаточно много — любительских и профессиональных. Одни из них ориентированы на работу с платами видеомонтажа стоимостью несколько тысяч долларов, другие замечательно работают на обычном домашнем компьютере и требуют разве что повышенной емкости жесткого диска и наличия FireWire контроллера. В английском языке, кстати, имеется еще одно название такого монтажа — «random access editing», то есть монтаж с возможностью случайного доступа к информации, по аналогии с компьютерными RAM.

В следующих номерах нашего журнала мы постараемся рассказать подробнее о том, как организовать любительскую монтажную станцию на своем компьютере, и о некоторых программах видеомонтажа, а сейчас сделаем небольшой обзор доступных для большинства видеолюбителей способов элементарного монтажа.

ВИДЕОКАМЕРА БЕЗ МОНТАЖНЫХ ФУНКЦИЙ + ВИДЕОМАГНИТОФОН

В настоящее время практически все модели видеокамер JVC и некоторые модели Sony имеют встроенные монтажные устройства. Они позволяют ставить на отснятом материале специальные метки, определяющие начало и конец выбранных фрагментов, и программировать последовательность, в которой эти фрагменты должны выводиться на записывающее устройство (видеомагнитофон, другую видеокамеру или на компьютер).

Однако камеры других крупных производителей, таких как Panasonic и Canon, не имеют таких монтажных устройств. Поэтому для того, чтобы самим смонтировать фильм, владельцам этих камер нужно либо устраивать дома компьютерную монтажную, что для кого-то может оказаться очень дорого, либо пользоваться самой примитивной системой, состоящей из видеокамеры и видеомагнитофона.

Рассмотрим основные операции при монтаже с видеокамеры любого формата на видеомагнитофон или пишущий плеер. Это минимальный состав аппаратуры (плюс, конечно, телевизор), с помощью которого можно монтировать домашнее видео. Чтобы стыковка кадров была «чистой», без «дыр», магнитофон должен иметь не менее четырех головок. Желательно, чтобы магнитофон имел также функции «вставка» и «наложение звука» (insert и audio dubbing). Такие магнитофоны дороже обычных, но с помощью вставки можно несколько упростить процедуру монтажа, а пользуясь возможностью накладывать звук на уже смонтированное изображение, можно записывать дикторский текст или музыку.

Итак, по порядку.1) Соедините между собой камеру, магнитофон и телевизор так, как это показано в инструкции к камере. Зарядите в магнитофон чистую ленту. 2) Сделайте пробу на определение времени перехода вашего магнитофона из режима паузы в режим записи. Это нужно для того, чтобы при добавлении очередного кадра с «исходника» на мастер не терялось начало монтажного кадра. Пробу можно сделать несколькими способами. Самый простой — запишите камерой на небольшом свободном участке ленты изображение циферблата часов с секундной стрелкой (2—3 мин.). Потом перемотайте ленту на начало этого кадра и подготовьте магнитофон к записи (на паузе). Запустите на камере воспроизведение записи и, когда секундная стрелка на часах встанет точно на 12 или 6 (число значения не имеет, важно, чтобы вы запомнили его), снимите магнитофон с паузы. Повторите это действие несколько раз. Теперь посмотрите, что получилось. С момента нажатия на кнопку «пауза» до начала записи прошло какое-то время, и вы это можете увидеть на экране — кадр, записанный видеомагнитофоном, будет начинаться не тогда, когда вы нажали на «паузу» (то есть в момент, когда секундная стрелка была на «12»), а позже. У разных моделей видеомагнитофонов время задержки разное, но чаще всего оно составляет полторы-две секунды. Это значит, при монтаже вам придется запускать магнитофон на полторы-две секунды раньше. Конечно, точность монтажных стыков при такой технологии очень небольшая. Даже при хорошей реакции погрешность может составить 10—15 кадров.3) Теперь можете класть перед собой монтажные листы и начинать монтировать в соответствии с вашим монтажным планом. Для этого:

a) включите камеру в режим PLAY. Установите кассету с исходным материалом. Пользуясь инструкцией, сделайте так, чтобы тайм-код ленты выводился на монитор камеры или на телевизор; б) найдите на «исходнике» кадр, с которого должен начинаться ваш фильм, и остановите камеру за несколько секунд до начала нужного фрагмента;в) установите магнитофон в режим записи (на «паузе»);г) включите PLAY на камере. Когда на экране появится место, с которого нужно начинать запись (с учетом времени задержки, которое вы определили ранее) — нажмите Pause на магнитофоне. Начнется запись. Нажмите еще раз на «паузу» в тот момент, когда на счетчике появится тайм-код конца монтажного кадра минус время задержки;д) на исходной кассете найдите начало следующего монтажного кадра и повторите последовательность действий п.п. a — д.

Если ваш магнитофон имеет функцию audio dubbing, вы можете накладывать новый звук на смонтированное изображение. Для наложения музыкального сопровождения к аудиовходу магнитофона подключается источник аудиосигнала — магнитофон или CD плеер, для записи дикторского текста — микрофон.

Есть домашние аудиосистемы, которые позволяют монтировать звук. Если у вас есть такая система, то вы сможете изготовить фонограмму, на которой будет и музыка, и дикторский текст, смикшированные по вашему желанию. Конечно, добиться полной синхронизации при сведении звука и изображения с помощью такого оборудования невозможно, но сделать так, что разным эпизодам будет соответствовать разное звуковое сопровождение и комментарии, можно.

Подготовка фонограммы

На практике наложение фонограммы выполняется следующим образом. Подключите выход аудиосистемы к аудиовходу видеомагнитофона. Установите на начало смонтированное изображение на видеомагнитофоне и начало фонограммы на аудиосистеме. Установите режим «audio dubbing» на видеомагнитофоне (на «паузе»). Нажмите одновременно на «паузу» и на Play на аудиосистеме.

Смикшированную фонограмму более высокого качества можно получить, если к аудиовходу видеомагнитофона подключить аудиомикшер. В этом случае на один вход микшера подается фонограмма, а к другому подключается микрофон. В этом случае запись текста ведется в режиме реального времени, поэтому легко добиться полного соответствия между изображением и текстом комментариев. Правда, в случае неудачного дикторского дубля весь текст придется переговаривать сначала.

ВИДЕОКАМЕРЫ СО ВСТРОЕННЫМ МОНТАЖНЫМ БЛОКОМ

Современные модели камер JVC и Sony VX2000 имеют встроенный блок монтажа, который позволяет существенно упростить процедуру монтажа с использованием камеры и магнитофона. Этот блок позволяет делать электронную разметку исходной ленты в соответствии с монтажным планом. За один цикл на ленте можно наметить несколько пар «точек входа» и «точек выхода», то есть мест, где должны начинаться и заканчиваться монтажные планы. На камерах JVC количество фрагментов, которые можно отметить за один цикл, — 8, у Sony VX2000 до 20. После такой разметки избранные места могут быть автоматически переписаны на мастер-кассету в любой заданной вами последовательности. После записи восьми или двадцати монтажных кадров исходная лента может быть размечена еще столько раз, сколько вам понадобится для монтажа всего фильма. Все операции, связанные с монтажом, выполняются с помощью пульта ДУ, который может быть запрограммирован на работу с видеомагнитофонами не только JVC или Sony, но и других марок.

ЛИНЕЙНЫЙ МОНТАЖ ПОД УПРАВЛЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРА

Еще пять лет назад, когда не существовало дешевых FireWire контроллеров и плат видеомонтажа для формата DV, существовала разновидность линейного монтажа с использованием компьютера в качестве устройства управления камерой и видеомагнитофоном.

Одной из самых удобных, хотя и не очень дешевой, являлась система, использующая так называемый J-терминал и JLIP протокол, разработанные фирмой JVC. Специальное устройство подключалось через com порт к компьютеру и видеокамере или магнитофону, имеющему J-терминал. Это позволяло просматривать через монитор исходные материалы и управлять синхронной работой камеры и магнитофона. Программа JLIP Video Pdoducer позволяла с высокой точностью размечать исходники и составлять монтажный план. Потом по этому плану компьютер осуществлял сборку фильма. Программа монтажа имела очень удобный интерфейс, и монтировать с ее помощью было одно удовольствие (по сравнению с линейным монтажом с камеры на магнитофон). Можно было не записывать фильм на пленку, а смотреть его через компьютер. В этом случае компьютер осуществлял управление только одним источником исходного изображения. Это называлось «программируемым воспроизведением» отобранных фрагментов. И хотя JLIP все еще используется со старыми моделями видеокамер JVC, самым «передовым» на сегодняшний день является нелинейный монтаж на компьютере, о котором мы расскажем в одном из ближайших выпусков.

Обобщая вышеизложенный материал, напомним, что видеомонтаж можно осуществлять не только на дорогом специальном оборудовании, но и с помощью обычной домашней видеотехники. Поэтому я желаю всем видеолюбителям поскорее заняться этим интересным и полезным делом. Удовольствие от процесса и результата гарантирую.


П. ТАСИН.






Мнения пользователей

Пока нет мнений о данной статье.


Оставить мнение

Имя

E-mail (не обязательно)

Мнение


Введите код

 
  все статьи    все тесты    экспертная оценка    школа потребителя  




Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 Система Orphus


Нашли ошибку на сайте? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на foto.potrebitel.ru.
Ссылка должна содержать слова: "Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Фото&Техника".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложениям по работе сайта -


Место для рекламы: