Фото&Техника

08/2011

02/2011
07/2007
33/2006
18/2006
06/2006
33/2005
18/2005
34/2004
20/2004
7/2004
33/2003

ПОИСК

ИНФОРМАЦИЯ

О нас
Контакты
Где купить?
Реклама на сайте
Подписка на новости
Карта сайта








  главная    содержание    форум    архив  

Статья

Поэзия и проза пейзажной фотографии

.

Что же такое пейзаж? В свое время в поисках ответа на этот вопрос я перелистал множество фотолитературы и страничек Интернета, но однозначного ответа так и не нашел. Оказалось, что даже определений для термина «пейзаж» можно найти великое множество. Приведу несколько примеров, взятых из различных источников:
- вид на какую-то местность;
- художественное изображение природы;
- изображение естественной или преобразованной человеком природы, видов гор, рек, лесов, полей, городов, исторических памятников и т. п.;
- часть окружающей местности. Помимо таких естественных элементов, как горы и деревья, поля и живые изгороди, пейзаж может включать в себя воду (реки, озеро, водопад), а также характерные для сельской местности сюжеты — такие, как деревенская церковь, коттеджи, гостиницы, фермы; сюда же относятся различные сельскохозяйственные работы: пахота, уборка урожая и т. д.
Несмотря на обилие определений, в целом пейзаж означает нечто гораздо большее, нежели приведенная выше классификация… Настоящая пейзажная фотография, помимо изображения природы в том или ином виде, должна еще уметь передавать настроение, чувства, нести с собой некую идею или мысль, которой автор хочет поделиться со зрителями. Сейчас я начинаю понимать, что для меня пейзаж стал одним из состояний души.
Кажущиеся простота и доступность этого жанра обманчивы: пейзаж является самым сложным и одновременно самым красивым жанром фотографии. Для получения хорошего снимка, помимо знания теории и владения практическими навыками съемки, необходимо благоприятное стечение целого ряда обстоятельств: погоды, времени съемки, освещения, соответствующего настроения и зачастую — элементарной удачи.


Александр Нестеровский.
Пристань в молоке (Симеиз, Крым, Украина)
Canon EOS 450D, 17 мм, f/6,3, 110 с, ISO 100, нейтральный фильтр ND 1000.
Применение длинной выдержки превратило морские волны в «молоко», а камни и старую пристань — в загадочных посланцев времени. Лаконичная композиция и квадратный формат снимка великолепно сочетаются друг с другом.

Виды пейзажа
Пейзаж как жанр фотографии можно подразделять на множество видов и по содержанию изображения, и по характеру изображенного на ней ландшафта. Детально останавливаться на этом не стоит, для примера выделим лишь несколько наиболее популярных ветвей:
- архитектурный (архитектурные ансамбли, вписанные в окружающий ландшафт);
- индустриальный (общие виды промышленности во всех ее проявлениях);
- городской (городские виды);
- сельский (сельские виды);
- морской (фотографии моря, океана, побережья и т. д.);
- горный (виды гор);
- одушевленный (содержащий в себе изображения человека или животных, гармонично вписывающихся в пейзажный вид, но при этом не являющихся главными действующими лицами);
- непосредственно ландшафтный (поля-леса-реки и т. д.) и множество других.
Также можно сделать условную классификацию пейзажных снимков по предназначению:
- документальный пейзаж (с полной и достоверной (узнаваемой) фиксацией местности и состояния природы);
- пейзаж на память (миллиарды снимков, заполняющих свободное место в памяти компьютеров и сетевых серверов);
- художественный пейзаж (взгляд на пейзажную фотографию с точки зрения живописи).
Бесконечное разделение пейзажа на виды и подвиды можем продолжить временем съемки (ночные, закатные и т. д.), сезонами, погодой и… Здесь самое время поставить многоточие и перейти к следующему разделу, но хочу добавить небольшой комментарий: иногда точно классифицировать пейзажный (да и не только) снимок практически невозможно.


Вадим Балакин. Когда зажигают звезды (Индиан Бич, штат Орегон, США)
Canon EOS 5D Mark II, 20 мм, f/11, 25 с, ISO 100, X?PRO Cokin filters: ND4 + Gradual ND8.
Неземной красоты берег живописно дополнен морскими обитателями. Четкое разделение на планы, наличие перспективы в кадре, мягкие теплые тона делают снимок классикой пейзажа.

Основы построения композиции пейзажного снимка
Основы композиционного построения изображения уже неоднократно освещались в журнале, поэтому коснусь лишь основных вопросов, наиболее часто встречающихся в пейзажной съемке. Восприятие человеком изображения во многом зависит от расположения элементов в кадре (по отношению как друг к другу, так и к границам кадра). Глядя на понравившуюся фотографию с отлаженной композицией, неискушенный зритель вряд ли будет задумываться над тем, как построен кадр, ведь его основное внимание будет направлено на созерцание сюжета снимка, цвета и нюансов освещения (закат, восход, лучи солнца и т. д.), т. е. на «оболочку» фотографии, ее внешний вид. А композиция — это «каркас» снимка, и правильно оценить ее сможет далеко не каждый (разве что критик-профессионал с рентгеновским взглядом). Предположим, что вам на рассмотрение попадает красивая фотография с неправильным «каркасом», т. е. имеющая какие-либо композиционные изъяны. В этом случае в голове непроизвольно рождаются мысли: «эх, красиво, вот если бы еще…» или «ммм… чего-то не хватает». Можно провести прямую параллель с восприятием человеческой красоты: красивое лицо, но вот носик чуть-чуть…, или: красивая фигурка, но вот ножки… и т. д. В итоге мы приходим к выводу, что в фотографии важна не только внешняя оболочка, но и та геометрическая основа, на которой строится снимок.

Юрий Голуб. Дорога (заповедник Аскания-Нова, Украина)
Nikon D50, Nikkor AF-S 18–70 mm f/3.5–4.5G ED, f/13, градиентный и нейтральный (ND×8) фильтры.
Дорога, уводящая к горизонту, одинокое дерево и взлетающее небо прямо затягивают зрителя вглубь кадра, а применение черно-белой технологии убирает лишнюю информацию, оставляя нас наедине с украинской степью.


Приведу несколько наиболее часто применяемых в пейзаже композиционных решений:
1. Использование правила золотого сечения.
2. Соблюдение правила третей (старайтесь не делить кадр пополам, если, конечно, это не является вашей задумкой — к примеру, для снимков, основанных на симметрии объекта и его отражения).
3. Включение в кадр линий: диагональных — для создания динамики в кадре (диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее; композиция, построенная от левого верхнего угла к правому нижнему, более динамичная), вертикальных — для передачи высоты, горизонтальных — для создания более спокойного настроения, изогнутых — для подчеркивания более изящных и плавных композиций).
4. Линии, входящие в кадр, как правило, не должны его покидать (за исключением линии горизонта в морских пейзажах и т. п.).
5. Место в кадре, оставленное для создания воображаемой динамики объектов (к примеру, тянущиеся ветви деревьев, наклоненный ствол, покосившееся строение).
6. Создание уравновешенной композиции (когда края снимка не «перевешивают» друг друга).
7. Центр кадра по возможности должен быть светлее, нежели его края.

Александр Киценко. По Толкиену: шагающий Энт
(Харьковская обл., Украина)
Canon EOS 350D, Canon EF-S 17–85 mm 4,0–5,6 IS USM, 35 мм, f/10, 1/320 с, ISO 100.
Самое обычное место в тумане становится неузнаваемым и загадочным, напоминая сказку. Выбранный ракурс и причудливая форма деревьев «заставили» их ожить и отправиться вместе с автором на туманную прогулку.


8. Выделение главных композиционных элементов (когда второстепенным отводится роль фона).
9.?Обрамление границ кадра (к примеру, нависшие сверху ветви, листья).
10. Выбор геометрии кадра (вертикальный, горизонтальный, квадратный форматы кадра или произвольное кадрирование фотографии в процессе обработки).
11. Включение в кадр нечетного числа одинаковых композиционных элементов (объектов).
12. Композиционные элементы по возможности не должны быть расположены хаотично (старайтесь выстроить их в одну из простых геометрических фигур: треугольник, круг, овал и т. д.).
13. Выбор правильного или интересного ракурса съемки (фотографировать можно не только от уровня глаз — довольно интересные снимки могут получиться, если, к примеру, забраться на дерево или по пояс зайти в ледяную воду).
14. Сюжетно важный элемент лучше располагать в правой части снимка.
15. Создание такого расположения объектов, линий, планов, чтобы при рассмотрении фотографии взгляд зрителя не выходил за границы кадра.
Если вы всерьез хотите заниматься пейзажной фотографией, знание и понимание законов композиции — обязательное условие для профессионального роста. Здесь сделаю небольшое отступление: никто не запрещает вам нарушать эти так называемые законы, но делать это нужно осознанно, с достаточным знанием теории. Впоследствии лучшим помощником в определении правильной композиции скорее всего станет ваше собственное восприятие изображения, так называемое внутреннее чувство композиции (гармонии).
По своей сути приведенные композиционные приемы не являются догмой, все они получены эмпирическим путем. И если свести все законы композиции в один, то звучать он будет приблизительно так: «чтобы смотрелось».

Михаил Вершинин. Утро нового дня
(Красноярские Столбы, Россия)
Canon EOS 1Ds Mark II, 330 мм, f/11, 1/200 c, ISO 200,
панорама из шести горизонтальных кадров.
Невероятная утренняя феерия солнца и тумана, иначе и не скажешь. Ритм лучей и верхушек деревьев заставляют бегать по ним взгляд, как пальцы по струнам, снова и снова…


Передача объема на плоскости
Сколько раз, находясь в красивом месте, вы моментально доставали фотоаппарат и, расстреляв всю «обойму» за несколько минут, уезжали домой с чувством радостного предвкушения просмотра будущих шедевров? И сколько раз огорчались, не находя в полученных снимках даже малой толики увиденного? Я думаю, что не раз и не два. А задумывались ли вы при этом, что то, что видит наш глаз, в корне отличается от того, что видит объектив? Именно этот нюанс становится одной из первых кочек, о которые спотыкается начинающий фотограф. Требуется немало времени, чтобы научиться представлять себе мир таким, каким он попадает в видоискатель фотоаппарата. Часто бывает так, что глаза видят, душа поет, сердце вырывается из груди — вот он КАДР, но, когда начинаешь смотреть «сквозь» объектив, руки опускаются, душа переходит на посвистывание, а глаза начинают искать другой ракурс.

Михаил Вершинин. Рассвет моего города
(г. Красноярск, Россия)
Canon EOS 1Ds Mark II, 24 мм, f/10, 1/15 c, ISO 200.
В туманное утро даже городской мост может стать романтиком… Упорядоченная геометрия элементов моста на фоне тумана великолепно передает как линейную, так и тональную перспективу.

Причина этого проста: мы видим мир трехмерным, ощущаем его объем, чувствуем его кожей, легкими, ушами. А фотография ограничена плоскостью с двумя измерениями, где физически невозможно создание трехмерного осязаемого пространства, т. е. объема. К тому же наши глаза обладают уникальным свойством охватывать большие пространства путем очень быстрой фокусировки при переводе взгляда и непрерывного анализа полученной информации. На снимке же все выглядит по-иному: мы теряем третье измерение (я намеренно упускаю из виду новомодные 3D-технологии, поскольку их применение пока ограниченно, а возможности до конца не выяснены), и предметы становятся плоскими. Но фотограф может визуально подчеркнуть их объемность, используя при этом следующие приемы:
1. разделение изображения на планы (передний, средний, дальний);
2. использование освещения в кадре: боковой или контровой свет, разная освещенность планов, светотеневой рисунок (к примеру, свет, падающий на землю сквозь листья деревьев);
3. использование перспективы:

- линейной — достигается включением в кадр линий, которые сходятся на дальнем плане (к примеру, на горизонте);
- тональной (воздушной) — уменьшение контрастности объектов по мере их удаления от точки съемки, наиболее полно выражается при съемке в туманную погоду, когда объекты, расположенные на удалении, начинают терять свои формы, контраст и обычно выглядят светлее, чем объекты, расположенные на переднем плане;
- масштабной — достигается разноудаленностью одинаковых объектов (чем дальше находится объект, тем меньше его изображение);
4. применение малой глубины резкости в кадре;
5. использование цветовых контрастов и переходов (яркие цветы в траве, золотая листва на фоне неба, частично освещенные солнцем холмы, деревья);
6. сюжетно важные объекты, как правило, должны иметь максимально возможные резкость и микроконтраст.

Михаил Рейфман. Сага исландской ночи
(побережье Рейнисфжара (Reynisfjara beach), о-ва Рейнисдрангар (Seastacks Reynisdrangar), Исландия).
Nikon D3x, 17 мм, f/13, 1,3 c, ISO 200.
Умело подобранная выдержка создает эффект движущейся воды, которая оживляет раскиданные камни, ползущие к скале-прародителю. По исландской легенде, Рейнисдрангар — не кто иные, как застывшие под первыми лучами солнца тролли, не успевшие под покровом темноты спрятать свой трехмачтовый корабль.


Поиск сюжета
Что же может быть сюжетом для пейзажного снимка? Наверное, это самый трудный и риторический вопрос, однозначных ответов на который просто не существует. Для поиска сюжета попробуем настроиться на волну творчества, затронуть потаенные струнки наших урбанистических душ, заглянуть в детство, постучаться в двери художественных музеев, полистать старые фотожурналы — мне кажется, что именно там может находиться ключик от заветного ларчика…
Пейзажи можно снимать практически везде: как путешествуя по всему миру, так и просто выйдя за порог своего дома. И, как ни странно, художественная ценность снимка, сделанного, к примеру, в самых труднодоступных и диких местах мира, может быть такой же, как и сделанного совсем рядом — к примеру, у околицы деревни или в городском парке. Определяющим фактором для создания удачной пейзажной фотографии является не уникальность местности, в которой сделан тот или иной снимок, а именно ее внутреннее содержание, т. е. сюжет. Будь то березка за окном или бархан в пустыне — фотография должна не только содержать некую информацию о запечатленном объекте, но и самое главное — передавать настроение, чувства, нести потаенный смысл. Другими словами — быть одновременно лирикой, поэзией и музыкой пейзажа.
При стечении определенных обстоятельств сюжетом для пейзажного фотографа могут оказаться самые различные объекты и виды. Это могут быть и листик в воде, кружащий среди отражений деревьев и облаков; и предгрозовая степь с нависшими свинцовыми тучами и седой травой; и деревянный заснеженный домик со светящимися окошками в новогоднюю ночь; и швейцарские Альпы с коровами на лужайках; и туман на заливном лугу; и тропинка в лесу; и дуб с раскинувшимися ветвями; и волна, разбивающаяся о прибрежные камни, — перечислять можно до бесконечности. Но снять один и тот же сюжет можно совершенно по-разному. Возьмем самый простой пример: как можно сфотографировать дерево? Предположим, что это раскидистый могучий дуб, эдакий его величество король леса. Вариантов для съемки может быть великое множество:
- использовать различные ракурсы (снять широкоугольным объективом, находясь вблизи от дерева, для подчеркивания перспективы и масштаба королевской особы или, наоборот, вежливо держа дистанцию, использовать телеобъектив, «сжав» пространство для более наглядной демонстрации геометрии ветвей);
- дождаться необходимого освещения (низкого бокового света для глубокой прорисовки объема; контрового света для создания сияющего эффекта; заката или восхода для придания мягких теплых оттенков либо снять древо в пасмурный день для подчеркивания печальных сторон преклонного возраста);
- по возможности выбрать интересную погоду (представьте себе дуб в клубах тумана с пробивающимися сквозь листья лучами или блестящие капли дождя на листьях в послегрозовом солнце);
- посетить это место в разные времена года (даже трудно представить, насколько разными могут оказаться полученные результаты: зимой — облепленные снегом ветви; осенью — золотые листья, посеребренные инеем; весной — покров из нежного пушка; летом — изобилие всевозможных оттенков зеленого цвета);
- пробовать снимать с различных сторон для поиска наиболее оптимальной, на ваш взгляд, композиции и подходящего фона и т. д.

Михаил Рейфман
Брайс-Каньон после снегопада (штат Юта, США)
Nikon D3x, f/14, 1/125 c, ISO 100.
Удивительное сочетание уникального места и не менее уникальной погоды: снег, мороз –25 градусов, туман и теплый яркий цвет скал — разве не об этом мечтает любой фотограф? Панорамный формат кадра подчеркивает величие каньона, а каждая из скал напоминает сказочного персонажа (явно просматривается женский силуэт и фигура, прячущая руки в меховые рукава).

А если еще учесть, что одинаково снимающих фотографов не бывает, — представьте, сколько потрясающих «портретов» дерева можно при этом сделать! В то же время, снимая нао-бум, не задумываясь над конечным результатом и не ставя перед собой задачи донести своим снимком некую идею-мысль до зрителя, можно сделать множество «пустышек», даже находясь в самых красивых уголках планеты.
Как научиться видеть сюжет? Вопрос не менее сложный, чем предыдущий. Если вид прекрасного состояния природы не вызывает у вас щемящего сердце чувства, то научиться видению очень сложно (да и нужно ли вообще?). Если же красота природы затрагивает в вашей душе невидимые струнки, совет такой: как можно больше и чаще смотреть на работы признанных мастеров пейзажного жанра, одновременно пытаясь анализировать, почему понравилась та или иная фотография, и стараться проводить параллели с окружающим вас миром. Могу предложить как можно чаще тренироваться «вхолостую», при любом удобном случае мысленно представляя себе увиденный пейзаж в качестве уже сделанной фотографии или, к примеру, постоянно носить с собой легкую небольшую мыльницу, если воображение отказывается искажать увиденную глазом реальность.
Самое страшное в том, что чем больше нас закручивает современная жизнь, тем все дальше мы отдаляемся от способности замечать то прекрасное, которое находится совсем рядом с нами. А сказочные пейзажи, оказывается, живут исключительно в телевизоре (Интернете) где-то между каналами Discovery и National Geographic.


Михаил Вершинин. Синяя тайга
(Красноярские Столбы, Россия)
Canon EOS 1Ds Mark II, 40 мм, f/13, 1/4 c, ISO 200.
В рождественские морозы, сразу после захода солнца, над Енисеем простирался туман. Наличие переднего плана позволило реалистично передать пространство в кадре, а изгибы склонов добавили снимку изящества.

Выбор техники
Коснемся вопроса подбора необходимой техники. Начнем, пожалуй, с фотоаппарата. Если применить творческий подход к съемочному процессу, то снять пейзаж можно практически любой техникой. Если подходить строго, то чем лучше у вас камера, тем качественнее будет результат. В идеале, несмотря на бурное развитие цифровой техники, наиболее подходящими для пейзажной съемки до сих пор считаются пленочные широкоформатные камеры. Если вы посещали фотовыставки именитых мастеров, то наверняка отметили, что снимков, сделанных мобильными телефонами, там почему-то нет, и что снимок, распечатанный размером метр и более по длинной стороне, смотрится намного эффектнее, нежели классический 10×15 см… Профессионально отсканированный широкий слайд дает невероятный запас разрешения для печати на больших форматах, а особый шарм фотографии придают «пленочный» цвет и контраст. Но применение данной техники требует досконального владения процессами съемки (пленка, тем более слайдовая, не дает права на ошибку, особенно если учесть соотношение количества взятых с собой катушек и душевных порывов нажать на кнопку) и множества денежных знаков (учитывая стоимость пленки, сканирования и др.). Следующий, наиболее распространенный в настоящее время вариант, — применение цифровой зеркальной камеры. Не буду подробно останавливаться на типах и марках, вкратце скажу так: современные цифровые зеркальные камеры все без исключения позволяют заниматься пейзажной съемкой на вполне достойном уровне, и в неудачных фотографиях может быть виноват только сам фотограф.
Если вопрос о подборе камеры не столь принципиален, то выбор оптики — наиболее трудное и дорогостоящее занятие. Требования к оптике, применяемой в пейзажной съемке, очень высоки, и далеко не каждый объектив может показать нужный результат. Для фотографов?любителей наиболее подходят зум-объективы средней и высшей ценовых категорий. Самые высокие результаты показывают профессиональные фиксы. Если обобщить вышесказанное, то лучше приобрести недорогой фотоаппарат и дорогую оптику, нежели наоборот. Ведь рисует свет именно объектив, а не матрица или пленка.

Вадим Балакин. Оазис
(Долина Смерти, штат Калифорния, США)
Canon EOS 5D, Canon EF 100–400 mm f/4.5–5.6L IS USM.
Ритмичные волны песка, как время, омывают одинокий островок жизни. Огромное значение в кадре сыграл низкий свет, позволив автору сильнее подчеркнуть волнообразную фактуру песка и придать изображению объем.


Диапазон фокусных расстояний, применяемый в пейзажной съемке, всеобъемлющ. Какие именно объективы и в каких случаях они наиболее часто применяются при съемке пейзажей, рассмотрим в нижеприведенной таблице.
Следующие немаловажные инструменты для создания качественной пейзажной фотографии — это штатив и штативные головы. Большинство сложных сюжетов снять без штатива просто невозможно, так как все они требуют или длинной выдержки, или нескольких дублей одного и того же кадра с разной экспозицией. Без хорошей штативной головки бывает очень затруднительно снять панорамные виды (для сведения одиночных кадров в соответствующих программах). Отличным дополнением к штативу будут спусковые тросики и пульты дистанционного управления камерой.
Еще один незаменимый инструмент — светофильтры. Широкое применение в пейзажной фотографии нашли следующие светофильтры:
поляризационные — убирают блики с неметаллических поверхностей (актуально при съемке мокрой листвы, травы, морского побережья и т. д.), усиливают контраст и частично насыщенность снимков, незаменимы при съемке сюжетов, включающих в себя большую часть неба;
нейтральные серые — уменьшают количество света, попадающего на светоприемник (пленку или матрицу), позволяют выставить длительные выдержки при съемке, например, морских пейзажей и движущейся воды (для создания эффекта «молока»), в городских пейзажах — для устранения «посторонних» движущихся объектов (машин, людей);
градиентные — позволяют снимать сюжеты с большим перепадом яркости в кадре: рассветы, закаты и т. д.;
цветные — предназначены для художественного тонирования фотографии на стадии съемки.
Серьезным фактором успеха является выбор одежды фотографа, ведь от возможности долго находиться в тех или иных условиях напрямую зависит количество сделанных снимков. Я на личном опыте убедился в справедливости сказанного, когда, бегая в летних туфлях по щиколотку в мокром снегу, очень быстро утратил вдохновение и способность творчески мыслить. Аналогичным должен быть подход и к подбору снаряжения.

Дмитрий Богачук. Киево-Печерская лавра
Nikon D80, Nikkor 18–200 mm f/3.5–5.6, f/9,5, ISO 100, панорама.
Мягкий свет скрасил и без того красивейшее место, придав снимку нужное настроение. Высокая точка съемки позволила эффектно показать масштабность и грандиозность открывающегося вида.


Технические аспекты пейзажной съемки
Далее предлагаю рассмотреть некоторые приемы съемки, актуальные для пейзажного жанра. Начнем с параметров съемки. Факторами, определяющими параметры снимка, будут величины диафрагмы, выдержки и чувствительности в различных комбинациях.
Диафрагма определяется исходя из сюжета снимка и параметров объектива. В большинстве случаев пейзажная фотография требует применения большой глубины резкости, поэтому диафрагма должна быть прикрытой для достижения большей ГРИП. Если ставится цель выделить снимаемый объект, целесообразно использовать малые величины диафрагмы для размытия фона. Помните, что наиболее качественная картинка получается при средних значениях.
Выдержка зависит от множества факторов, и каждый раз необходимо тщательно оценивать ситуацию перед съемкой. При съемке «стандартного» ландшафта со штатива в безветренную погоду выдержка не играет особой роли, определяющим параметром будет являться диафрагма. А при ветреной погоде, для «заморозки» колышущихся травы и листьев, следует применять короткие выдержки. В каждом случае величина определяется экспериментально или на глаз, исходя из опыта. Аналогично устанавливается выдержка при съемке летящего снега или падающей воды: практически никогда не получается с одной величиной выдержки угадать, насколько красивым и эффектным получится снег или водопад. При съемке без штатива следует помнить простую формулу, что безопасная выдержка для съемки с рук приблизительно равняется 1/F, где F — фокусное расстояние в 35 мм эквиваленте. При наличии стабилизации величина безопасной выдержки может увеличиться.

Михаил Трахтенберг. Две Осени
(г. Сатка, Челябинская обл., Россия)
Canon EOS 300D, 135 мм, f/6,3, 1/250 c, ISO 100.
Что может быть прекраснее, чем золотая осень, смотрящаяся в зеркало воды? Лодка с рыбаком гармонично дополняет сюжет снимка, делая его ближе и понятнее для человеческого восприятия.


Чувствительность. Изменением чувствительности мы можем частично решать вопросы установки правильной выдержки. При съемке на пленочную аппаратуру изменение чувствительности — тема довольно болезненная, так как пока не доснимешь всю пленку, чувствительность не поменять. В цифровых фотокамерах эта проблема решена, но есть определенные ограничения, ведь, как мы знаем, одним из подводных камней в фототехнике остается существенное понижение качества снимков при увеличении чувствительности — цифровой шум. В идеале, чем ниже чувствительность, тем меньше будет проявляться шум и тем более высокое качество снимка можно получить. Конечно, это утверждение не касается тех работ, где шум является неотъемлемой частью снимка.
В следующем номере мы продолжим рассмотрение технических нюансов пейзажной съемки (в частности, съемку с длинной выдержкой, панорамы и др.), опишем особенности работы со светом и цветом, а также ознакомимся с особенностями фотографирования в различные времена года.

Текст: Александр Киценко, http://kicik.photosight.ru





Мнения пользователей

Владимир  (2013-03-05)
Замечательная статья и восхитительные фотографии! Но хочется обещанного продолжения.



Оставить мнение

Имя

E-mail (не обязательно)

Мнение


Введите код

 
  все статьи    все тесты    экспертная оценка    школа потребителя  




Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 Система Orphus


Нашли ошибку на сайте? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на foto.potrebitel.ru.
Ссылка должна содержать слова: "Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Фото&Техника".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложениям по работе сайта -


Место для рекламы:

Доставим sq8 sq8.devicestore.pro в нашем магазине.