Фото&Техника

08/2011

02/2011

07/2007
33/2006
18/2006
06/2006
33/2005
18/2005
34/2004
20/2004
7/2004
33/2003

ПОИСК

ИНФОРМАЦИЯ

О нас
Контакты
Где купить?
Реклама на сайте
Подписка на новости
Карта сайта








  главная    содержание    форум    архив  

Статья

Вехи фототехники Часть II

В первой части нашей хроники бурного развития современных камер (см. предыдущий номер) мы дошли до 2001 года. Что делать: фототехника за прошедшие полтора десятилетия, со дня выхода в свет первого номера нашего журнала, прогрессировала столь стремительно и причудливо, что даже краткий обзор самых-самых знаковых и передовых камер не смог уместиться в одном номере.

Итак, к концу 2001 года всем стало окончательно ясно, что магистральное будущее фотографии — за цифрой. За каких-то пять-семь лет цифровые камеры из громоздких, страшно медлительных и баснословно дорогих игрушек компьютерных фриков выросли во вполне уже рабочие инструменты, хотя об их всеобщей доступности и речи пока быть не могло: самая бюджетная из доступных на тот момент цифрозеркалка Canon, к примеру, стоила около $3000. Тем не менее общая тенденция была ясна.

Не сказать, что переход первенства от пленки к цифре всех обрадовал. Поклонники традиционной техники светописи указывали — и справедливо! — на достоинства пленки. Но прогресс не бывает без издержек: вспомним для примера, сколько потеряла в живописности фотопечать при переходе с бромойля и других высоких техник на простой и технологичный галогеносеребряный процесс, как неоднозначно поменялось фотоизображение с массовым переходом на узкий формат с большого и среднего. Тем драматичнее был ход Большого Цифрового Перелома, который уложился в короткие пятнадцать лет. Итак…


Чтобы яснее представить себе, в каком положении находилась цифровая фотография на рубеже 2001–2002 годов, вспомним, что одна из первых моделей, выпущенных в 2002 году, Sony Mavica FD200, предлагала запись снимков на два носителя: фирменный Memory Stick и допотопную 3,5?дюймовую флоппи-дискету — ту самую, емкость которой менее полутора Мб. Разрешение ее составляло 2 Мп, цена — $500.


Одновременно Minolta выпустила на рынок камеру, которая во многом определила облик будущих компактов — Minolta Dimage X, где была впервые применена технология «складной» оптики: ее объектив не выдвигался вперед из корпуса при зумировании и фокусировке, а перемещался внутри корпуса, не меняя фактических размеров камеры. Изображение передавалось в объектив с помощью призмы, отражающей световые лучи под углом 45°. Благодаря новшеству была обеспечена небывалая компактность камеры (20×84×72 мм), и прочие производители очень скоро взяли его себе на вооружение.

Компания Fujifilm обновила свою зеркальную модель, выпустив FinePix S2, в которой была вновь применена матрица SuperCCD, по размерам почти равная стандартным матрицам формата APS. Ее 6,2 миллиона пикселей располагались не горизонтальными, а диагональными рядами, и для получения изображения применялась интерполяция. Готовый кадр имел разрешение 12 Мп и «весил» 4,5 Мб, что по тем временам было немало. Поэтому для более экономной работы предлагалось и разрешение 6 Мп, которое достигалось сжатием интерполированных 12 Мп вдвое. Такая технология обеспечивала рекордное разрешение для 6?мегапиксельного кадра, и камера завоевала популярность, чему способствовала и полная совместимость ее с оптикой Nikon: S2 была построена на основе превосходной полупрофессиональной пленочной модели Nikon F80. Кроме того, новинка прославилась превосходной системой шумоподавления, и кадры, снятые на высокой чувствительности, выходили достаточно чистыми.

Тогда же, в январе 2002 года, компания Sigma ступила на свой особый путь в камеростроении. Скооперировавшись с малоизвестной компанией Foveon, она выпустила зеркалку Sigma SD9, в которой изображение формировалось совершенно по другому принципу, нежели у всех прочих зеркальных моделей. Обычная матрица образована монохромными по сути пикселями, покрытыми в мозаичном порядке микроскопическими фильтрами трех основных цветов — красного, синего и зеленого, которые пропускают к пикселю только световые волны «своего» цвета (чтобы обеспечить периодичность при квадратно-гнездовом расположении пикселей, «зеленых» светодиодов на матрице устраивается вдвое больше, чем «синих» и «красных»). Таким образом, все финальное многоцветье кадра есть результат сложных многоступенчатых компьютерных пересчетов, при которых цветовые значения для каждого пикселя определяются на основании данных, полученных с соседних пикселей. В противоположность этому каждый светочувствительный элемент у SD9 представлял собой «бутерброд» из трех пикселей, один над другим, из которых каждый воспринимал один из основных цветов. Соответственно, и цветовые значения для каждого пикселя были свои, непосредственные — такие, какими их видел объектив. Не подвергшееся многоходовой компьютерной обработке изображение было гораздо резче и чище, чем у моделей, работающих по стандартной технологии, и по детализации кадры с 3-мегапиксельной SD9 не уступали кадрам, снятым 6-имегапиксельными обычными зеркалками. Но были у новой технологии и слабые места: при повышении ISO цвета, да и резкость начинали сильно сдавать, а яркие блики легко «прожигались», уходили в чисто белый цвет даже на малой чувствительности. Кроме того, SD9 снимала только в формате RAW, т. е. каждый снимок требовал постобработки. Надо заметить, что компания продолжает выпуск таких совершенно особых зеркалок до сего дня, теперь они, правда, могут снимать и в простонародном JPEG.


Трагичнее сложилась судьба другой новинки 2002 года. Понятно, что профессиональные фотографы, привыкшие смотреть на «узкий» формат 24×36 мм как на минимально достаточный для серьезной работы, плюс к тому владеющие целым арсеналом оптики, рассчитанной именно на него, формировали мощный запрос на разработку цифровой зеркалки с полноразмерной матрицей. В 2000 году сразу две компании — Pentax и Contax — объявили о скором выпуске таких моделей, которые планировалось создать на основе сенсора размером 24×36 мм производства Philips (он к тому времени уже использовался в цифровых задниках для среднеформатных камер). Однако их появление на рынке постоянно откладывалось, пока наконец Pentax потихоньку не отказался от амбициозного плана. Но Contax не сдался, и весной 2002 года самые первые полноформатные цифрозеркалки появились на прилавках. Камера Contax N Digital так и осталась в истории единственной, использующей полноформатную матрицу CCD (все прочие — CMOS). Разрешение кадра составляло всего 6 Мп, т. е. каждый пиксель был немаленьким; на камеру «садились» профессиональные объективы Carl Zeiss и — через адаптер — среднеформатные, системы Contax 645. Построена новинка была на основе великолепного пленочного флагмана Contax 1N, выпущенного за год до того, и унаследовала многие его уникальные черты, например брекетинг автофокуса, когда при одном нажатии камера могла делать три снимка, слегка смещая фокусировку в обе стороны.

Тем не менее судьба камеры не сложилась. Невероятно низкочувствительный сенсор (базовое значение ISO — 25, на ISO 100 уже были заметные шумы), автофокус, словно страдавший от куриной слепоты (при несильном падении освещенности он начинал капризничать), чудовищное энергопотребление — все это оказало свое влияние, но похоже, что камера просто родилась под несчастливой звездой. В 2004 году она была снята с продаж на крупнейших рынках; впрочем, очень скоро мир увидел другие, куда более удачливые полноформатные зеркалки.


Но прежде чем это случилось, произошло одно важнейшее событие: в феврале 2002 года, фактически одновременно, с разницей в один день, Canon и Nikon выпустили относительно доступные (что по тем временам соответствовало ценовой нише $2000–3000) цифрозеркалки — Canon D60 и Nikon D100. Таким образом, в рыночном сегменте между дорогими профессиональными зеркалками и компактами, где до тех пор обитала лишь одна-единственная полупрофессиональная модель — Canon D30, — сразу оказалось еще четыре камеры (считая Sigma SD9 и Fujifilm S2 Pro). Вышедший на день раньше Nikon D100 был оснащен матрицей 6 Мп, а корпус его в значительной степени базировался на пленочной модели Nikon F80 — той самой, что использовала и S2 Pro. Новинка получилась в лучших традициях Nikon: добротно сделанная, ухватистая, с продуманным удобным управлением, в меру компактная, с быстрой реакцией и отличным качеством изображения.


Не уступала ей и новинка от Canon, D60. У нее тоже был 6?мегапиксельный сенсор и все соответствующие времени усовершенствования, но по сути она была, конечно, развитием модели D30, выпущенной за два года до того и призванной облегчить «зеркальным» фотографам переход на цифру.


В условиях, когда цифрозеркалки были все еще очень дороги, а переходить на безмозглые «мыльницы» с единственной программой увлеченные фотографы не хотели, естественным фаворитом цифрового сегмента фоторынка стали «продвинутые», или «просьюмерские», модели — по конструктиву своему те же компакты, но с разнообразными возможностями управления как съемочными параметрами, так и характеристиками изображения. Оптика у таких моделей часто была вполне достойной, во всяком случае в той мере, насколько это применимо к компактам. Производители уделяли этому сегменту рынка самое пристальное внимание, и летом 2002 года отличился Olympus, выпустив на редкость удачную модель C-5050 Zoom — продолжение «просьюмерской» серии, в которой уже отличились модели С-2040 (2 Мп), С-3040 (3 Мп) и С-4040 (4 Мп). Новинка стала одной из первых камер, в которой была применена 5-мегапиксельная матрица размером 1/1,8 дюйма (7,18×5,32 мм); до этого 5-мегапиксельные матрицы были не меньше, чем 2/3 дюйма (8,8×6,6 мм). В результате стало возможно применить в новинке массу деталей, разработанных для предыдущих моделей, в частности отличный 3-кратный светосильный зум (F1,8–2,6), и сэкономить.

Компания Sony продолжила свою линейку«продвинутых» зумов с поворотным сенсорным блоком, выпустив очередное ее обновление — Sony DSC-F717 с превосходным светосильным 5-кратным зум-объективом от Carl Zeiss, теперь уже с разрешением 5 Мп. Новинка, как и ее предшественницы, славилась прежде всего исключительным качеством изображения.


Наблюдался и прогресс по части дизайна и компактности: так, компания Casio выпустила первую на рынке компактную камеру размером с кредитную карточку — Exilim EX-Z3.


Как выяснилось осенью, 2002 год стал временем решительной «оцифровки» тяжелой фототехники, и четыре синхронно вышедшие полупрофессиональные зеркалки оказались лишь первыми цветочками. На выставке Photokina миру были представлены сразу две полнокадровые (т. е. с матрицей размером 24×36 мм) цифрозеркалки: Kodak DSC Pro 14n и Canon 1Ds.


В своей революционной новинке с рекордным разрешением 14 Мп Kodak впервые установил не традиционную CCD-матрицу, а CMOS, отличавшуюся меньшим энергопотреблением. Не менее важно и то, что камера была значительно компактнее всех своих предшественниц и стоила всего $5000. Имелись и слабые стороны: чувствительность при полном разрешении не поднималась выше 400 ISO, и шумы при этом были весьма заметными, максимальная скорость съемки составляла всего 1,7 кадра/с, а время, уходившее на включение камеры и на запись снимков, было слишком долгим.

Вышедшая одновременно полнокадровая модель Canon 1Ds заметно отличалась от конкурентки. Она тоже использовала CMOS-матрицу, но меньшего разрешения — 11 Мп, и была построена на базе корпуса профессиональной пленочной модели EOS-1V.?Максимальная скорость съемки составляла вполне приличные для такой матрицы 3 кадра/с сериями до 10 кадров, при этом задержка спуска составляла, как и у EOS-1V, всего 57 миллисекунд. Унаследовала новинка от пленочного флагмана и великолепную систему автофокусировки, и лучшую у компании систему экспонометрии. Максимальная чувствительность равнялась 1250 ISO, имелось несколько опций автобрекетинга, фотограф даже мог начитывать в камеру голосовые комментарии к снятым кадрам, а сами кадры могли снабжаться цифровой «подписью» для защиты их авторства. В общем, неудивительно, что полнокадровая новинка от Canon при меньшем разрешении стоила на $3000 больше единственной своей конкурентки.


Дигитализация затронула и среднеформатную технику: легендарный Hasselblad, эталон фотографического качества, бескомпромиссный настолько, что значительную часть своей истории, вплоть до конца 1960-х, он оставался убыточным, и только заказы NASA исправили дело, запустил новую цифровую серию камер Н, начав с модели Н1 и задним числом назвав линейку своих ранее выпускавшихся пленочных камер серией (или системой) V. Изменения затронули даже святая святых — квадратный формат 6×6 см, от которого решено было отказаться в пользу меньшего 6×4,5. Изначально ставилась цель сохранить модульность системы и взаимозаменяемость компонентов (с течением времени это удавалось выдерживать все в меньшей степени). Была разработана новая линейка оптики (производившаяся на заводах Fujifilm, как и значительная часть деталей корпуса; симбиоз двух компаний дошел до того, что в некоторых странах Азии камеры Hasselblad стали продаваться под названием Fujifilm).

Разработка цифровой линейки Hasselblad стала поворотным пунктом в истории развития среднеформатной техники. До этого производители стремились прежде всего сконструировать цифровые задники, чтобы временно превращать пленочные камеры в цифровые; появление Н1 ознаменовало новый курс, имеющий целью в перспективе создание чисто цифровой среднеформатной камеры.


В пленочном мире заметные изменения наблюдались лишь в самых верхах: Leica выпустила дальномерную М7 с TTL-замером, режимом приоритета диафрагмы и, разумеется, ручным, и тремя вариантами видоискателя. Тем, кому стандартная версия новинки казалась слишком дешевой, предложили и партию М7 с титановым корпусом и объективами «под цвет». Кроме того, Leica представила и дальнейшее развитие своей зеркалки — модель R9, являвшуюся незначительной переработкой предыдущей модели R8. Обе модели особо интересны тем, что на них мог устанавливаться фирменный «леечный» цифровой задник Digital Modul R (DMR), разработанный чуть позже. В период с 2005 по 2007 год R8 и R9 были единственными 35?мм пленочными зеркалками в мире, на которые пользователь мог самостоятельно поставить цифровой задник и затем вернуться к съемке на пленку.

В 2003 году свою первую цифровую зеркалку выпустил Pentax — модель с необычным названием *ist D, появившуюся практически одновременно со своей пленочной «близняшкой» *ist. Первенец был совершенно в духе Pentax: с массой оригинальных решений, основанных на хорошем знании того, что нужно фотографу, а не на советах маркетологов, как у некоторых. В прочном и легком металлическом корпусе был установлен такой же 6?мегапиксельный сенсор производства Sony, что и у Nikon D100, но характер картинки заметно отличался: у Pentax компьютерная обработка изображения была минимальной, и в целом оно было, пожалуй, ближе к пленочному, чем у какого-либо другого производителя. Кроме того, камера имела великолепный, лучший на рынке видоискатель, большой и яркий, как у пленочной модели (хотя матрица, естественно, была «кропнутой»), и вдобавок была самой легкой и компактной из всех существовавших на тот момент цифрозеркалок. Интересно, что *ist D могла использовать все ранее выпущенные объективы Pentax, в том числе (с адаптером) с резьбовым креплением, а также оптику среднеформатных систем Pentax 67 и 645.


Всего через год после выпуска EOS-D60 Canon представил новую зеркальную модель — EOS?10D. Хотя разрешение осталось прежним (6 Мп), изменения были существенными: камера приобрела солидный металлический корпус из того же сплава, что и флагманские модели 1D и 1Ds, была улучшена система автофокусировки, и установлен более современный ЖК-экран, повышена максимальная чувствительность (до 3200 ISO), а самое главное — заметно «улучшилась» цена: новинка предлагалась всего за $1500.


Прибавления в зеркальном секторе продолжались. Olympus выпустил свою первую «настоящую» цифрозеркалку Е-1 (до этого были модели Е-10 и Е-20, хоть и зеркальные, но с несъемным объективом), которая знаменовала собой запуск нового и интересного стандарта 4/3, на котором стоит остановиться подробнее. Он изначально проектировался как цифровой и определяет базовые параметры матрицы, байонетного крепления, интерфейса между камерой и объективом и самого объектива. Еще интереснее то, что он изначально же задумывался как открытый формат, т. е. всякая желающая компания может к нему присоединиться, а пользователи могут свободно установить на свою камеру оптику любой присоединившейся компании. Это весьма нетипично на современном рынке: в большинстве своем камеростроители, как и производители автомобилей, предпочитают, чтобы пользователь покупал запчасти и аксессуары только их собственного производства по очевидной причине жадности. Из примеров обратного можно вспомнить разве что «универсальное» резьбовое крепление М42×1, кстати, впервые использованное инженерами национализированного гэдээровского завода Carl Zeiss в 1949 году и получившее широкое распространение. Интересно, что в Японии, куда это крепление пришло с восточногерманскими камерами, оно известно как крепление Praktica, а в США — как крепление Pentax, поскольку к тому времени оно уже было взято на вооружение японской компанией.

Стандарт 4/3 был разработан Olympus совместно с Kodak; очень скоро к нему присоединились Leica, Panasonic, Fuji, Sigma и Sanyo. Смысл стандарта заключается в том, что для большинства фотографов компактность и легкость важнее, чем суперпрофессиональное качество изображения: на любительских отпечатках ему просто негде развернуться; а матрица чуть меньшего размера (по зеркальным меркам, но громадная для компакта) позволяет применять компактные и легкие объективы. Размеры «снимающей» части матрицы 4/3 равны 17,3×13 мм, т. е. это примерно четверть кадра 24×36 мм и на 40% меньше обычной «кропнутой» матрицы APS-C, установленной в большинстве зеркалок; зато она примерно в 9 раз по площади больше сенсора типичного компакта. Кроп-фактор равен 2, а пропорции кадра — 3:4, как у компактов, в отличие от «зеркальных» 2:3.


Из сказанного ясно, что планы Olympus выпустить «профессиональную» цифровую зеркалку, как позиционировалась Е-1, имели очень сомнительные шансы на успех. Действительно, 5-мегапиксельная камера, при всех своих достоинствах (с прочным брызгозащитным металлическим корпусом, обновленной линейкой действительно отличных объективов Zuiko Digital, ультразвуковой очисткой матрицы от пыли и прочим) вряд ли могла заинтересовать профессионалов, которым нужно было или что-то побыстрее, или что-то с большим разрешением; для любителей же она была дороговата. Надо отдать должное Olympus: компания быстро сориентировалась и скоро завалила рынок дешевыми и компактными любительскими зеркалками 4/3, время от времени обновляя флагманскую линейку, надо думать, скорее из соображений престижа.

 

Для профессионального мира гораздо большее значение имело обновление главной линейки Nikon: на смену «скорострельному» флагману D1H (мы помним, как двумя годами ранее компания раздвоила свою профессиональную линейку, выпустив вместо одного флагмана два: спортивно-репортажный Н и большого разрешения Х) пришел D2H. Он сумел в чем-то превзойти главного соперника Canon EOS-1D: при том же разрешении 4,1 Мп и максимальной скорости съемки 8 кадров/с новинка могла снять серию из 40 кадров подряд (Canon был ограничен серией в 21 кадр). Кроме того, D2H получила новую систему автофокусировки с 11 точками, внешний сенсор освещения для определения баланса белого, огромный 2,5-дюймовый ЖК-экран; задержка спуска затвора (лаг) составляла всего 37 мс. Особой новостью стала возможность подсоединения к камере беспроводного трансмиттера WT-1, с помощью которого можно было отправлять кадр по Wi-Fi на компьютер или сервер сразу же после того, как он был снят (дальность передачи составляла до 30 м с компактной стандартной антенной или до 150 м с большой антенной). Преимущество в вечной борьбе «заклятых друзей» перешло на сторону Nikon.


Развивался и «компактный» сектор фототехники. В 2003 году вышел суперзум Fujifilm FinePix S7000 Zoom с 6-кратным оптическим зумом (как трогательно это звучит сегодня!), взявший очередной барьер разрешения: он стал первым 6-мегапиксельным компактом на рынке. По традиции компании камера имела матрицу SuperCCD и выдавала экстраполированное разрешение 12 Мп. Интересно отметить, что непосредственно предшествовавшая ей модель FinePix S602 Pro Zoom еще имела синхроконтакт для подключения студийной вспышки, т. е. подразумевала возможность студийной работы.

Тогда же вышел эпохальный суперзум Minolta Dimage A1, 5?мегапиксельный компакт с 7-кратным зумом (экв. 28–200 мм), в котором была впервые реализована технология стабилизации изображения на основе сдвига матрицы. Таким образом, было прорублено окно в светлое стабильное будущее, которое теперь потенциально (а вскоре это стало реальностью) охватило и объективы, которые в принципе невозможно стабилизировать иначе — например светосильные фиксы.


Однако первенство в «компактном» разрешении очень скоро перешло к компании Sony, выпустившей 8-мегапиксельный «продвинутый» суперзум Cyber shot DSC-F828. По дизайну он продолжал успешную линейку, к которой принадлежала Sony F717, но теперь был окрашен в «профессиональный» черный цвет. К роскошному объективу Carl Zeiss с ручным кольцом зумирования вопросов не было, а вот новая матрица размером 2/3 дюйма обеспечивала достойное изображение лишь на низких значениях чувствительности, а при повышении ISO выдавала очень заметные шумы. Впрочем, это не помешало нескольким компаниям, которых задел нешуточный успех F-828 на рынке (новинка признавалась самой важной компактной камерой года), выпустить вдогонку свои модели «профессиональных» суперзумов на основе этой же матрицы.


Однако, главное, пожалуй, событие года произошло в августе, когда Canon создал новый сегмент фототехники, представив первую в мире бюджетную цифрозеркалку EOS 300D по цене менее $1000. Название ее отсылало к пленочной зеркалке начального уровня EOS 300, выпущенной ранее. Новинка имела такой же, как у тезки, серебристый пластиковый корпус и ограниченный набор функций, зато была построена на базе великолепного сенсора на 6 Мп (примерно такого же, как у EOS 10D) и наконец-то обеспечила доступ к серьезным цифровым технологиям широким фотографическим массам. Кроме того, 300-я была первой зеркалкой с поддержкой нового крепления Canon — EF-S (S означало short, т. е. короткий задний отрезок). Для такого крепления был разработан и первый объектив 18–55/3,5–5,6 («китовый» для 300D). Смысл нового крепления был очевиден: раз «кропнутой» матрице не была нужна такая же кроющая сила, как для пленочного кадра, то можно обойтись более компактными объективами с меньшей кроющей силой; а раз применено зеркало меньшего, чем раньше, размера, то и задний отрезок может быть меньше, а объективы, соответственно, приближены к матрице, что облегчит создание широкоугольников.


Новинку ожидал вполне предсказуемый успех, точнее фурор. По некоторым данным, 300D стала самой продаваемой цифрозеркалкой за всю историю человечества (вспомним, что самые продвинутые компакты предлагались в то время немногим дороже, а конкуренции не было никакой). Начав ее производство в объеме 70 000 камер в месяц, Canon был скоро вынужден увеличить его до 100 000. Компания попутно решила обезопасить продажи старшей по линейке модели 10D, нарочно «заглушив» в 300D некоторые важные функции (поскольку электронные компоненты в нее шли частично с «десятки», эти функции в 300-й изначально могли быть, но оказались «забанены» инженерами). И тут безвестный российский хакер Wasia прославил отечественных компьютерщиков, взломав программное обеспечение «трехсотки» и бесплатно выложив в Сеть несложную прошивку, которая наделяла камеру такими важнейшими функциями, как предварительный подъем зеркала и регулировка мощности встроенной вспышки, а также повышала максимальную чувствительность до 3200 ISO. Слава его была без преувеличения всемирной, а после конфуза производители остерегались применять подобные приемы.


Sigma выпустила обновление своей зеркалки — модель SD10. В ней был также установлен сенсор Foveon, правда, разрешение ее осталось тем же — 3 Мп, которые однако по детализации не уступали стандартным шести. При всех достоинствах необычного сенсора надо признать, что другие производители не сидели сложа руки и прогресс, достигнутый популярными матрицами с байеровской интерполяцией, закрепил их ведущее положение на рынке. Sigma же осталась очень нишевым продуктом.

Понятно, что ошеломительный успех Canon 300D не оставил равнодушными других производителей. Уже в январе 2004 года Nikon объявил о выпуске своего ответа, D70, чтобы удержать своих поклонников от массовой миграции в лагерь соперника. D70 была чуть дороже конкурента, но разница в цене была более чем оправданна: несомненно, 70-ка была более мощной камерой, очень добротно сделанной и надежной, а управление и возможности — более развитыми, чем у 300D. Новинка имела ту же матрицу с разрешением 6 Мп, что и выпущенный двумя годами ранее D100, и такую же систему автофокусировки. А кое-что у нее было даже лучше, чем у профессиональной предшественницы: при той же скорости съемки 3 кадра/с она могла снимать сериями до 12 кадров (против шести у 100-й), улучшился экспозамер, усовершенствовалась регулировка параметров изображения, да и само изображение стало более детализованным.


Canon же занялся профессиональным сегментом и выпустил EOS-1D Mark II, очевидный ответ D2H. Развитие «первой» серии пошло прежде всего по линии разрешения: теперь оно практически удвоилось, достигнув 8 Мп, и вдвое увеличился буфер — важнейшее дело для непрерывной съемки. Скорость ее составляла 8,5 кадра/с — чуть выше, чем у Nikon. Камера также получила новый процессор и слот для карт памяти SD (CF по-прежнему оставался задействованным).


Обновила свой флагман и компания Fujifilm — им стала S3 Pro, как и прежде использующая матрицу SuperCCD. Фирменная технология получила дальнейшее развитие: кадры с этой матрицы отличались непривычно высоким для 6 Мп уровнем детализации, прекрасной цветопередачей, низкими шумами и большим динамическим диапазоном, чем зеркалки других производителей. Кроме того, камера получила встроенную несъемную вертикальную рукоятку с дополнительной кнопкой спуска, что облегчало съемку в портретном вертикальном формате (зеркалки Fuji считались профессиональной экипировкой свадебных фотографов, а портрет был самым, пожалуй, востребованным для них жанром). Причиной и увеличенного динамического диапазона, и, как следствие, портретно-свадебной специализации была особенность SuperCCD — применение двух светочувствительных сенсоров на каждом пикселе: так называемого S-пикселя большего размера, отвечающего за восприятие малой освещенности и проработку деталей в тенях, и маленького R-пикселя, который мог замерить интенсивность яркого света, уже зашкаливавшего за пределы диапазона чувствительности большего пикселя.


Появление бюджетных цифрозеркалок уже выбило почву из-под ног громоздких (по меркам компактов), навороченных и очень дорогих суперзумов, но инерция производства продолжала действовать, и вслед за прогремевшей Sony DSC-F828 появилась целая плеяда «профессиональных» компактов разных производителей, основанных на той же 2/3-дюймовой 8-мегапиксельной матрице производства Sony, но оборудованных разными объективами «домашнего изготовления»: Olympus C-8080 Wide Zoom, Minolta Dimage A2, Canon PowerShot Pro1 и Nikon Coolpix 8700. Каждая компания подчеркивала, что ее объектив сделан на пределе ее возможностей и удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым профессиональной оптике. Например, объектив у Canon был причислен к серии L, Olympus заявлял, что объектив 8080-й делается на «зеркальном» заводе по «зеркальным» меркам и т. д. Интересно, что самая способная камера, по мнению многих, получилась у Olympus.


Понимание того, что бюджетные цифрозеркалки требуют от компактов быть компактными, если те хотят выжить, тем не менее начало проявляться на рынке. В частности, Panasonic выпустил DMC-FZ3 — суперзум с рекордным 12-кратным диапазоном зумирования и существенно миниатюрнее, чем все конкуренты. Особого внимания заслуживал объектив, несущий гордое имя Leica и имеющий постоянную максимальную диафрагму f/2,8 на всем диапазоне, а также эффективную оптическую стабилизацию изображения. Как серьезная камера своего времени, FZ3 могла снимать сразу в формате TIFF. И в дальнейшем компактность сильно способствовала популярности камер Lumix.


Кроме суперзумов развивались и компакты стандартного форм-фактора, и в этом отношении интересна камера Casio Exilim P-700, которая одно время многими числилась среди лучших «продвинутых» компактных камер на рынке благодаря удачному сочетанию качества изображения, обилия ручных регулировок, достойной оптики и приемлемого размера. Была у нее и забавная черта — «сюжетный» режим «Документ», который автоматически исправлял перспективу, обеспечивая строгие вертикали-горизонтали; при условии творческого подхода хорошее настроение пользователю гарантировалось.

 

Olympus перезапустил в цифре свою лучшую компактную серию mju:, начатую в пленочные еще времена несколькими удачными компактами, отличавшимися не только качеством изображения, но и дизайном. Цифровым первенцем стала камера mju:-mini Digital в металлическом корпусе и интересной цветовой гамме, и к тому же влагозащитная. Фотографические характеристики были средними, но для целевой аудитории, на которую была рассчитана новинка, это, по-видимому, было не так важно, как броский дизайн. Время показало, что Olympus отлично знает свою аудиторию.


Параллельно Olympus выпустил и свою первую бюджетную цифрозеркалку, Е-300. Она была оборудована матрицей формата 4/3 на 8 Мп с ультразвуковой очисткой от пыли, имела необычные очертания (поскольку вместо пентапризмы в ней была применена система зеркал, направляющих изображение не вверх, а вбок, верхняя панель получилась плоской, а видоискатель сместился влево от обычного положения) и стоила еще дешевле, чем Canon 300D, при том что разрешение ее было выше. Все же в дальнейшем компания вернулась к более традиционным формам, и следующие бюджетные модели Olympus выглядели как классические зеркалки.


Выпустила свою первую «настоящую» (после крайне необычной ранней RD-3000) цифрозеркалку и Minolta — Dynax 7D. Внешне она почти повторяла успешную пленочную модель Dynax 7 и отличалась от всех прочих зеркалок на рынке наличием стабилизированной матрицы с 6 Мп. Новинка явно претендовала на звание полупрофессиональной и обеспечивала отличное качество изображения, зато и стоила соответствующе — дороже практически всех собратьев по классу. Камера собрала положительные отзывы, но так и осталась единственной зеркалкой Minolta в истории. Впрочем, все семена дают свои всходы, и обширное наследие компании не пропало даром: его развитие продолжилось под крылом Sony.


Обновление одного из двух флагманов Nikon, D2X, получилось просто революционным — столько изменений в нем произошло. Компания перешла вслед за Canon на матрицу CMOS, ее эффективное разрешение теперь составило 12,4 Мп, и тут уже начинались новости: при полном разрешении максимальная скорость съемки равнялась 5,3 кадра/с — в целом неплохо, но для флагмана маловато; однако для оперативной съемки можно было буквально сменить формат, задействовав лишь центральную часть сенсора разрешением 7 Мп (кроп-фактор при этом возрастал с 1,5 до 2), и тогда скорость серийной съемки увеличивалась до 8 кадров/с. Тот факт, что для скоростной съемки «угол зрения» камеры сужался, многие воспринимали как дополнительный бонус, поскольку оперативная съемка, как правило, тяготеет к использованию телевиков. Прочие изменения повторяли то, что уже было применено в D2H: новый 11-точечный автофокус, большой новый монитор, лаг всего 37 мс, внешний сенсор цветности освещения для более точного определения баланса белого, а также возможность подключения к Wi-Fi-трансмиттеру для немедленной передачи снимков на сервер. Таким образом, в D2X фотограф получал сразу две камеры в одной: для детализованного изображения и относительно неспешной съемки и для быстрого репортажа и спорта, и все это — в отличном профессиональном корпусе.

Но и Canon порадовал фотографов, представив буквально через пять дней после премьеры D2X небывалую камеру EOS-1Ds Mark II, которая установила новые стандарты качества цифрового изображения. Полнокадровая зеркалка с разрешением 16,7 Мп в безупречном защищенном профессиональном корпусе, по общему мнению, снимала кадры, не только превосходящие по любым критериям качества все, что было возможно на узкой пленке, но и соперничала со средним пленочным форматом. Переведенные в TIFF снимки «весили» 50 Мб при 24 битах цветности — это соответствовало требованиям самых придирчивых фотоагентств. Максимальная скорость съемки составляла 4 кадра/с сериями до 32 кадров, что стало возможным благодаря применению нового процессора DIGIC II. Одновременно с камерой был представлен Wi-Fi-трансмиттер WFT-E1, в чем-то более совершенный, чем у Nikon: он подсоединялся к камере через порт FireWire (у Nikon — по USB 2.0) и имел автономное питание (у конкурента трансмиттер использовал аккумулятор камеры). Главным недостатком новинки была ее цена: камера стоила на $3000 больше, чем D2X. Кроме того, начиная с 1Ds Mark II перед «цифрой» во весь рост встала довольно болезненная проблема: разрешения многих объективов уже не хватало, чтобы как следует загрузить информацией каждый пиксель. С переходом на более совершенную камеру приходится существенно тратиться на лучшую оптику, иначе от повышенного разрешения толку мало.


На пленочном же фронте обновлялись только камеры высшего класса: была выпущена ни с чем не сравнимая суперпрофессиональная Nikon F6 (производящаяся в небольших количествах по сей день). Корпус ее был спроектирован в ателье Джорджетто Джуджаро — официально признанного автомобильным дизайнером ХХ века (круче ничего представить себе невозможно!). В двух словах, F6 — камера мечты, или лебединая песня пленочной фототехники, самая совершенная пленочная камера всех времен и народов.


Кроме того, для несгибаемых поклонников дальномерных камер была выпущена реинкарнация Zeiss Ikon — камеры, занявшей место ближе всех прочих к легендарной Leica. Ее дизайн и устройство практически повторяли конструкцию «леечных» камер серии М, более того, новинка использовала именно объективы с креплением Leica M. Цейссовская разработка производилась японской компанией Cosina, которая выпускает также и свои собственные дальномерные и шкальные камеры под знаменитым брендом Voigtlander Bessa.


А компания Kodak, сориентировавшись в бурной современности, окончательно прекратила в 2004 году выпуск пленочных камер.


Продолжение в следующем номере...

Текст: Игорь НАРИЖНЫЙ





Мнения пользователей

Пока нет мнений о данной статье.


Оставить мнение

Имя

E-mail (не обязательно)

Мнение


Введите код

 
  все статьи    все тесты    экспертная оценка    школа потребителя  




Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 Система Orphus


Нашли ошибку на сайте? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на foto.potrebitel.ru.
Ссылка должна содержать слова: "Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Фото&Техника".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложениям по работе сайта -


Место для рекламы: