Фото&Техника

08/2011
02/2011
07/2007
33/2006
18/2006
06/2006
33/2005
18/2005
34/2004

20/2004

7/2004
33/2003

ПОИСК

ИНФОРМАЦИЯ

О нас
Контакты
Где купить?
Реклама на сайте
Подписка на новости
Карта сайта








  главная    содержание    форум    архив  

Тест

20/2004

Московские фотолаборатории

D-Foto
FotoLab Professional
FOTOпроект
NEXPHOTO
ProLab
Studio Profi
Агфа-центр
ИТАР-ТАСС
СВЕГ
ФОТО-ФРЕЙМул
ФотоПро
Фотоцентр РДМ
Фотоцентр.ру


Лето, как это ни банально звучит, пора отпусков. А для фотолюбителей лето — это очень короткий промежуток времени для того, чтобы спокойно, без каждодневной суеты заняться съемкой.

Для нас уникальна каждая отснятая пленка, каждый кадр. Мы хотим, чтобы наши сюжеты остались с нами именно в том первозданном виде, а это в первую очередь зависит от качества печати. В прошлом году, в летнем номере нашего журнала, мы поместили статью «Место печати» — тест московских фотолабораторий, проведя своеобразный «срез» фотоуслуг. Теперь же мы хотим поделиться более свежими материалами, тем более что методика тестирования была существенно расширена. Что изменилось за прошедший год, стало ли больше салонов, изменилось ли отношение к клиентам, заказам, оправданно ли отдавать сокровенные пленки в руки чужим людям, и на что, в конце концов, мы можем рассчитывать, открывая дверь фотосалона?

Прежде чем приступить к тесту, нам, как и в прошлом году, необходимо напомнить, что данная оценка работы фотолабораторий является субъективной и не может восприниматься как руководство к действиям. То есть мы не можем сказать: «Печатайте только в X, и никогда в Y». О причинах этого уже сказано-говорено достаточно: в прошлый раз мы писали: «можно оценить как печатает тот или иной минилаб, оценить разрешение, скорость, качество печати и т. д. Но оценить, как на этой машине будет работать оператор, от которого в общем-то и зависит конечный результат, очень тяжело. Ведь на качество его работы влияют множество факторов: количество заказов, время суток, освещенность в лаборатории, художественный вкус и даже настроение.

Печатая один и тот же заказ в одной и той же лаборатории, можно получать разные результаты — как повезет. Другое дело, что чем серьезней поставлен сервис (оборудование, подбор персонала, обучение, стаж), тем стабильнее будут результаты...» Здесь ничего не изменилось и измениться по сути не может, если, конечно, не будет создана машина, самостоятельно выполняющая все функции оператора (шаги к этому неустанно предпринимает компания Agfa). Как же быть? Тестировать лаборатории в течение всего года для создания общей картины может, и эффективно, но совершенно невозможно, как по экономическим, так и по человеческим причинам, ведь персонал и оборудование постоянно меняются.

К слову сказать, проводя эдакий «ТЕСТЛАБ— 2004», мы посетили несколько лабораторий по нескольку раз с одним и тем же заказом. И что вы думаете, результаты совпали? Не тут то было, а значит, выход тут только один — это «срез». Образно выражаясь, мы запускаем в среду московского фотобизнеса огромный «стрип» (о том, что это такое, см. ниже) и анализируем результаты. Прогнозы и выводы — за вами, господа читатели, мы постарались предоставить вам все необходимые сведения.

Тенденции российского фоторынка

Итак, Россия, по результатам многочисленных исследований, лидирует в Восточной Европе по темпам роста продаж... обычных, нецифровых камер. А вы что подумали? И это несмотря на то что со всех сторон несется: «ЦИФРА! ЦИФРА!». В Москве, конечно, ситуация несколько иная, продажи цифровых камер только увеличиваются, и особенно сейчас — к лету. Но мировые цифры (простите за тавтологию) продаж и российские — несопоставимы, миллионы против тысяч. Однако независимо от этого требования потребителей только растут. Во всем мире наблюдается тенденция к перемещению основных источников дохода (в фотобизнесе) с товаров на услуги. Теперь потребителям (нам всем) нужно не только приобрести товар или услугу, требуется, чтобы услуги были отличного качества, чтобы было вежливое и профессиональное обслуживание, чтобы перечень продукции и услуг мог удовлетворить любой каприз.

Современные цифровые фотолаборатории как раз способны отвечать большинству этих требований (кроме вежливости, понятно). И мы очень надеялись, что развитие этого фотобизнеса подарит нам новые возможности. Конечно, ведь по прогнозам аналитиков из 100 покупателей фотолабораторий 95 собираются приобретать цифровые минилабы, а это значит, что через лет пять-шесть цифровые услуги в России будут доминировать. Это, к сожалению, не означает, что цены на них будут снижаться. Чем качественнее услуга — тем больше цена. Так стали ли наши заказы лучше, после того как возросли цены? В чем-то да, в чем-то нет, и задача нашего исследования как раз и состоит в том, чтобы это разузнать. Итак...

Какие лаборатории тестировались

В данный тест было включено достаточно много московских фотолабораторий. Критерием выбора здесь служили два параметра: во-первых, уровень и количество услуг, предоставляемых данным центром — это в основном профессиональные лаборатории, а во-вторых, современные цифровые фотоцентры, не позиционирующие себя как профессиональные, но предлагающие огромный перечень услуг — это в основном сети цифровых центров.

Профессиональны фотоцентры

Выбор профессиональных лабораторий проводился по следующим параметрам: возможность ручной печати, сканирование, печать на профессиональном оборудовании, дополнительные услуги. Если все это присутствовало, то эта лаборатория попадала в наш тест, ну и, конечно, мы не забыли корифеев: ИТАР-ТАСС и РИА-НОВОСТИ. В итоге мы насчитали по Москве одиннадцать лабораторий и фотоцентров, заявляющих себя как «профессиональные». Конечно, их существует намного больше — различные ведомственные, с современным оборудованием, охотно берущие заказы, но не афиширующие себя. Мы протестировали: СВЕГ, Studio Profi, FOTOпроект, Фотоцентр РДМ, PROLAB, FotoLab, ФотоПро, ИТАР-ТАСС, NEXPHOTO, Фотоклуб РСУ, ФОТО-ФРЕЙМ.

Цифровые фотоцентры

В Москве имеется несколько достаточно крупных цифровых сетей, например сеть Konica Digital (Фотоцентр.ру) и D-Foto. Есть отдельные центры, например Agfa-центр, их обособленность никак не сказывается на качестве. Выбор именно этих лабораторий обусловлен нашим интересом к используемому ими оборудованию, а также известностью этих центров. Мы протестировали все перечисленные фотоцентры.

Выбор тестового материала

Проявка пленки С-41 и бумаги RA-4

Профессиональные лаборатории города Москвы предлагают большой комплекс услуг, профессиональную проявку с Push и Pull процессами, сканирование и печать больших форматов на фотобумаге. Соответственно и цены здесь выше в несколько раз. За высокое-то качество! Вот это качество нас и интересовало — действительно ли оно стоит этих денег.

Для определения качества профессиональной проявки были заказаны контрольные стрипы (см. приложение в конце статьи) для процессов С-41 и RA-4 в московском представительстве канадской компании Champion Photochemistry. Champion был выбран не случайно — стрипы независимого производителя, сертифицированные на соответствие международному стандарту качества ISO 9002, не должны вызвать нареканий со стороны лабораторий — все находятся в равных условиях. Если бы мы взяли стрипы Kodak, то в минилабах, работающих на химии Fuji, могли бы возникнуть претензии к лоббированию химии конкурента, и наоборот.

Через неделю заказанные стрипы были получены с завода Champion из Великобритании и мы могли приступать к тестированию. Контрольные стрипы были с помощью скотча заряжены в обычные кассеты из-под любительской фотопленки и сданы на профессиональную проявку.

Все контрольные стрипы проверялись в московском представительстве Champion Photochemistry на калиброванном денситометре X-Rite 881. После считывания компьютер выдавал таблицу по каждой лаборатории, строил график плотностей и выдавал свое заключение — «нет контроля», «нет проблем», «выход за предел». Для примера приводим лучшую (FOTOпроект) и худшую (NEXPHOTO) проявки (рис. 2 и рис. 3).

Печать с файла и негатива

Для оценки печати был собран набор файлов и негативов, в который мы постарались кроме «среднестатистических» и черно-белых снимков включить сюжеты с самыми «популярными» у фотолюбителей недочетами — это искаженная цветовая температура, большой перепад яркостей, искажения в цвете, недодержки. Также в набор вошли специальные тестовые файлы, которые могут дать представление о разрешении, цветовых отклонениях, однородности поля и, в конечном счете, о работе оборудования вообще. Все фотографии печатались формами 10х15 (с файла), 15х21 (с негатива), 20х30 (со слайда 4х5’’).

В подробностях наш тест содержал:

• два снимка с цифровой камеры Casio QV-3500EX (разрешение 3 млн. пикселей, формат записи JPEG, соотношение сторон 4:3). В одном из этих файлов был смещен баланс цветов в сторону голубого (съемка зимним вечером), а другой содержал перепад яркостей (девушка на фоне неба без использования вспышки). Нам хотелось, чтобы эти недочеты были исправлены.

• сканированный негатив (135). Негатив был отсканирован на Noritsu 2901 в файл TIFF 2048х3088. Картинка содержала много красно-оранжевого цвета, оценивалась общая работа над отпечатком.

• набор графических файлов: равномерное серое поле (оценивалось, действительно ли оно серое и равномерное), миры (оценивалась четкость воспроизведения тонких штриховых элементов, контрастность, отсутствие муара), цветовой охват (оценивались цветовые недоливы и переливы, а также насыщенность цветов), таблица серого (оценивались цветовые артефакты на различных заливках от 0 до 255).

• черно-белые негативы (тип 135, тип 120) как сильно контрастные с большим перепадом яркостей, так и нормальные. Оценивалась возможность получения хорошего отпечатка на цифровой машине, а также качество ручной печати;

• цветные негативы: красная девушка на красном фоне — негатив невозможно воспроизвести правильно без соответствующего вмешательства оператора, в автоматическом режиме минилаб, «посчитав» негатив неправильным, красным, добавит ему зеленого цвета, в результате кожа девушки приобретет зеленые оттенки. Брр... Также были снимки взлетающей ракеты (практически сплошной голубой цвет), очень плотные негативы (съемки каякинга), негативы, полученные при съемке с цветными фильтрами, и т.д.

• цветной слайд 4“х5’’ под названием «а ну-ка напечатай!», ведь его нужно сначала отсканировать, откорректировать, а уж потом отправлять в печать. На каждой из этих операций нужно не попасть «впросак» и сохранить исходные цвета — это и оценивалось.

На всех заказах мы отмечали: «коррекция по усмотрению оператора».

Что мы тестировали

В этом году мы решили включить в тест не только работу цифровых печатных машин (процесс RA-4), но и ручную печать с негативов, а также проявку пленок (процесс C-41).

Мы обращали внимание на следующее: 1. Как были проявлены негативы по C-41. Для этой оценки использовались стрипы (см. ниже). По фирменной технологии производителей минилабов контрольные стрипы должны запускаться каждый раз перед выполнением заказов клиентов для обеспечения высокой точности соблюдения технологического процесса обработки пленки и бумаги. 2. Какая печатная машина установлена в лаборатории. 3. Качество печати фотографий с негатива. Мы оценивали (качественная оценка) контраст отпечатка, его цветовую насыщенность, правильность воспроизведения цвета (баланс цветов), а также общую работу оператора над заказом, то есть производилась ли эта работа вообще.4. Качество печати фотографий с файла. Как напечатаны графические тесты, скорректированы ли цвета на фотографиях?5. Сервис. Мы отмечали удобство помещения, сопутствующие товары и многое-многое другое. Надо сказать, это очень ответственный момент. К сожалению, везде можно «нарваться» на хамское обращение, порчу материалов, обман... хотя о чем это мы? Ведь это же люди.

Обсуждение результатов

Хотим напомнить, что последующий анализ полученных результатов носит субъективный характер. Также смеем вас заверить, что никто не предупреждал лаборатории о проводимом нами тестировании.

Профессиональные центры

Проявка пленки

Уже при получении заказа были получены интересные результаты: так только в трех лабораториях — FOTOпроект, FotoLab и PROLAB — пленка оказалась упакованной в сливер, в остальных ее просто бросили в пакет, а в ФотоПро еще и помяли. На пленке из фотоцентра РДМ на эмульсионном слое под лупой были обнаружены отпечатки пальцев оператора.

При получении заказа всем девушкам-приемщицам задавался один и тот же вопрос — что это такое? При виде какого-то огрызка пленки они делали круглые глаза и звали специалиста на подмогу, видимо думая, что клиенту «запороли» заказ и сейчас начнутся разборки. Только в приемном пункте FOTOпроект умненькая девочка определила контрольный стрип и даже рассказала на какой машине и в какой химии он обрабатывался. Пришедшие на подмогу специал, к счастью, знали, что это такое, и даже поведали, что и они иногда пользуются стрипами. В лабораториях СВЕГ и Фотоклуб РСУ сказали, что стрипами уже давно не пользуются, так как химия у них не уходит, что подтвердилось при аппаратном контроле только на 50%.

Из одиннадцати лабораторий с тестом без проблем справились восемь (результаты см. ниже). Реальные отличия между 4 и 5 баллами на глаз заметить не удастся, да и при печати фотографий отличия мы едва ли заметим, тем более там будет играть свою роль тип бумаги, позитивная химия и субъективный взгляд оператора. Лабораториям желательно самим сделать выводы из нашего теста, читателям — свои выводы, а мы через какое-то время еще раз проверим профессионалов.

Проявка бумаги

Более ошеломительные результаты были получены при попытке протестировать процесс RA-4. Реально бумажные стрипы удалось проверить только в трех лабораториях: PROLAB, ФотоПро, NEXPHOTO. В остальных операторы или не умеют запускать стрип, или нет кассеты для запуска, или просто не хотят. К сожалению, его нельзя было сдать, как пленочный, а приходилось просить оператора. В лаборатории Studio Profi девушка-оператор на Noritsu вообще сказала, что «они этим не занимаются». Это понятно, так как результаты работы химии оператор видит на отпечатке и не контролирует процесс, а подстраивает цветовую коррекцию минилаба в соответствии с уходом химии. И только в случае, когда в тенях на отпечатке появляется синий оттенок, начинает что-то делать. Хотя в техническом описании на машину черным по белому написано, что контроль процесса RA-4 должен осуществляться при каждом включении после внутреннего тестирования и выхода машины в рабочий режим. В ФОТО-ФРЕЙМЕ, после неудавшейся попытки запуска стрипа (неправильная зарядка в кассету) девушка получила указание от руководства закупить стрипы и контролировать процесс. Значит, мы не зря занимались тестированием и как—то можем повлиять на улучшение качества обслуживания фотографов.

Из проверенных стрипов в худшую сторону опять отклонилось NEXPHOTO: теперь у них сильная перепроявка бумаги, что видно даже невооруженным глазом — нет белого, бумага затянута вуалью, высокий контраст и плотности. Такое ощущение, что недопроявку пленки они компенсируют перепроявкой бумаги. Правда, они открылись всего пару месяцев назад и, возможно, только осваивают технику, но если вы называете себя профессиональной фотолабораторией...

Итоги тестирования

Слайд 4“x5“

Слайд снят в студии на фоне черного бархата. Проверялось качество сканирования и точность цветокоррекции при печати. В данном случае оператор должен напечатать фотографию так, чтобы цвета на ней соответствовали слайду. Лаборатории справились с задачей, но все по-разному. Цены на сканирование с ретушью колеблются от 288 рублей (ФОТО-ФРЕЙМ, сканер Epson 4870) до 510 рублей(ФотоПро, сканер Imacon Precision III). Реальных отличий по разрешению и качеству сканирования на отпечатке 24х30 мы не увидели. При внимательном рассмотрении отпечатков на скане лаборатории Studio Profi Lab#1 обнаружились неубранные при ретуши пылинки. Но по качеству цветопередачи и насыщенности черного их работа признана лучшей. На фото из лаборатории ФОТО-ФРЕЙМ на изображении присутствует теплый тон, цветовая гамма сдвинута в сторону желтого, нет глубокого черного тона. Пролаб наоборот выдал картинку в холодной гамме, добавлен синий оттенок, также цвет фона не является чисто черным. Вообще фотография не может передать ту насыщенность цветов и контраст, которые есть на слайде, в силу узкого динамического диапазона фотобумаги.

Тем, кто занимается съемкой на слайдовую пленку, хотелось бы посоветовать купить хороший сканер — для узкой и широкой пленки — Nikon 5000 или Nikon 9000, а для форматной пленки Epson 4870. Слишком уж разорительно для бюджета отдавать на сканирование в лаборатории. Сканеры окупят себя после сканирования нескольких десятков слайдов, а фотограф сможет контролировать весь процесс самостоятельно.

Негативы с высоким контрастом — сплав по горной реке

Кадры сделаны при контровом освещении в условиях огромного контраста. При автоматической печати их нельзя получить с хорошей градацией светов и теней. При попытке оператора «вытянуть» лица исчезают детали в светах и теряется фактура воды. Такой результат мы получили из лаборатории Studio Profi Lab#1. NEXPHOTO и ФотоПро выдали противоположный результат — хорошую проработку воды и провалы в тенях, причем по цветопередаче фотографии также отличаются уходом в сине-зеленый и пурпурный оттенки соответственно. Наиболее оптимальную градацию тонов показала лаборатория FOTOпроект и по цветы и по проработке деталей.

Конечно, такие негативы можно нормально печатать только с маскированием при ручной печати и желательно в присутствии заказчика.

Абсолютно непонятные негативы

Негативы сняты через «Кокиновский» оттеночный сине-оранжевый фильтр. Если оператор минилаба сам занимается фотосъемкой, то он поймет, как это снято, и как нужно напечатать фотографию. Для примера приводим две лаборатории: FOTOпроект напечатал так, как было задумано при съемке, Studio Profi Lab#1, старательно убирая синий оттенок на воде, «загнали» кадр в плотный оранжевый цвет.

Черно-белая пленка

Альпинисты на леднике, пленка 120, солнце сквозь легкие облака, контровое освещение, высокий контраст. Лучше всего справились при ручной печати лаборатории Studio Profi Lab#1 и FotoLab. У ФотоПро и PROLAB исчезла фактура облаков, а ИТАР-ТАСС, наоборот пропечатал небо, оставив только тени альпинистов.

По отпечаткам с черно-белых негативов можно сделать следующие выводы: современный цифровой минилаб неплохо справляется с черно-белой пленкой, хотя конечный результат зависит от опыта оператора, при печати с крупнозернистых негативов на цветной бумаге возможно получение разноцветного изображения. Например, на фото с пленки 120 с мелким зерном при автоматической печати (Studio Profi Lab#1) получен качественный отпечаток с хорошей проработкой тонов, но при внимательном рассмотрении кроны деревьев на снимке видно, что просветы в листве имеют явно выраженный красно-коричневый цвет. Эти артефакты изображения появляются из-за дифракции лучей на мелких деталях. Чтобы избежать этого, необходимо заказывать печать на черно-белой бумаге, обрабатываемой по процессу RA-4, что будет дороже в два раза по сравнению с цветной бумагой, а при формате отпечатка более 20х30 даже дороже ручной печати.

Негатив «красная женщина»

О причинах возникновения «зеленой женщины» из красной мы уже писали (см. выше). И большинство лабораторий выполнили печать вполне приемлемо, кроме, конечно, FotoLab и Фотоцентра РДМ, остальные хоть и пытались «умертвить» живые оттенки кожи (Agfa-центр, NEXPHOTO, Фотоклуб РСУ), но все-таки сохранили исходный тон фотографии. При сравнении аналоговых и цифровых отпечатков у первых отмечено: меньшее зерно, более высокая четкость, точность «попадания» в цвет.

Негатив «взлет ракеты»

Печать фотографии еще раз убедила нас в том, что даже такое простое и понятное с детства словосочетание «голубое небо» все воспринимают по-разному. Для D-FOTO оно фиолетовое, для ФотоПро — бирюзовое, для СВЕГ — зеленое. Одним словом, на вкус и цвет товарищей нет.

Цифровые снимки и графические тесты

Работа с файлами велась практически во всех лабораториях. Почти всегда фотографии с CD исправлялись, какими бы они ни были, то есть исправлялся контраст, цвет и т. д. Исключения составляют Agfa-центр и FotoLab.

Графические тесты почти везде были напечатаны одинаково, только Konica R1 Super давала несколько иную картинку, но не брак.

Заключение

В заключение приведем слова людей, от которых напрямую зависит будущее мировой фотоиндустрии:

Людо Ферхуфен, президент группы Agfa-Gevaert, полагает, что фотопленка, обеспечивающая отличное, непревзойденное качество фотосъемки, еще долго сохранится на рынке, однако из-за цифрового бума продажи пленки будут постоянно сокращаться. Зато наибольшее пространство для роста открывается в индустрии фотопечати, прежде всего — печати цифровых и оцифрованных снимков. По его мнению, задача производителей — обеспечить пользователю доступ к услугам печати не только в привычных местах — приемных пунктах лабораторий, но и в магазинах и даже дома, через Интернет.

Руководитель компании Eastman Kodak Дэниел Карп особо подчеркивает тот факт, что о будущем фотографии говорят не только руководители традиционных фотопроизводителей (Kodak, Fuji, Agfa), но и IBM и Epson. По его мнению, наука об изображении и информационные технологии слились и создали новую индустрию, которую он назвал инфоимиджингом. Это не просто изображения с информацией. Это фундаментальный сдвиг во взаимоотношениях людей, работы, торговли, бизнеса, но для этого в ближайшие два года нужно решить непростую задачу: сделать цифровую печать не сложнее обычной, аналоговой (с точки зрения потребителя фотоуслуг). В качестве примера стремления к упрощению печати можно привести фирменную технологию EasyShare, позволяющую пользователям печатать и дома, и в минилабе, и через Интернет.

Инфоимиджинг, по утверждению Карпа, создаст в недалеком будущем массу новых, неожиданных применений для фотографии.

Приложение

КОНТРОЛЬ ЛАБОРАТОРНОГО ПРОЦЕССА

Для того чтобы читателям были понятны приводимые нами графики анализа стрипов, мы приводим описания параметров лабораторного процесса.

Если в лаборатории выдерживаются параметры технологических процессов, то заказы клиентов будут высокого качества. Отклонения рабочих растворов от стандартных: время, температура, перемешивание, подача подкрепляющего раствора, фильтрация, промывка водой или сушка могут быть причиной проблем в рабочем процессе лаборатории. Для контроля процессов обработки проявки пленки и фотобумаги фирмы-производители фотохимии выпускают контрольные стрипы. Контрольные стрипы представляют точно экспонированные сенситограммы.

Каждый стрип содержит следующие участки: Mask (минимальная плотность D min или плотность вуали маски), LD (низкая плотность), HD (высокая плотность), BP (D max — черный участок), YP (желтая плотность). По этим участкам определяются различные параметры процессов.

Высокая плотность участка Mask свидетельствует о следующих возможных причинах:1. Проявитель проявил неэкспонированные кристаллы галогенида серебра из-за загрязнения раствора отбелкой, фиксажом, ионами железа или окисления проявителя воздухом.2. Слабый фиксаж.

На значение плотности LD следует обращать внимание в первую очередь. Она показывает химическую активность проявителя. Значения плотности, выходящие за границу зоны допустимых значений, свидетельствуют о следующих возможных причинах:1. Неправильное время проявления.2. Неправильная температура проявления.3. Неправильная степень подачи подкрепляющего раствора.4. Проявитель окислен.

Контраст негатива определяется разностью значений HD-LD. Значения этого параметра, выходящие за границу зоны допустимых значений, свидетельствуют о следующих возможных причинах:1. Недостаточная циркуляция проявителя.2. Загрязнение проявителя.3. Неправильное время проявления.4. Неправильная температура проявления.5. Неправильная степень подачи подкрепляющего раствора.6. Проявитель окислен.

Значение плотности BP-YP, превышающее границу зоны допустимых значений, свидетельствует о недостаточной активности отбелки.

• Металлическое серебро осталось в эмульсии пленки. Это означает, что на стадии отбеливания не все серебро перешло в галогенид.

• Зона YP показывает содержание красителя (металлического серебра), находящегося в синем чувствительном слое.

• Значение BP описывает все металлическое серебро, находящееся в трех красящих слоях.

• Это означает, что при низкой активности отбелки остаточное металлическое серебро будет присутствовать в BP в три раза больше, чем в YP.

• Проблема недостаточной активности отбелки может заключаться в недостаточной аэрации и в уменьшении PH раствора.

• Разность между значениями BP(R) — BP(G) показывает величину разрушения красителей при избыточной переотбелке.

• По фирменной технологии производителей минилабов контрольные стрипы должны запускаться каждый раз перед выполнением заказов клиентов. В начале рабочего дня, после выхода минилаба в рабочий режим запускаются контрольные стрипы процессов C-41 и RA-4.

После обработки стрипы проверяются денситометром замерами плотности по красному, зеленому и синему цветам и сравниваются с эталонным стрипом, который находится в коробке вместе с таблицей поправочных коэффициентов. Далее на графике плотности рисуются новые точки и производится анализ, не вышел ли график за предельно допустимые значения.

Если данные оказались вне зон оптимальных или предельно допустимых значений, обрабатывается еще один стрип. Если он подтверждает результаты первого, определяется причина проблемы. После проведения корректировочных действий обрабатывается еще один стрип, чтобы убедиться, что процесс вернулся в нормальное русло.

Если график контрольных параметров лежит выше допустимых значений, это говорит о высокой активности и выходе процесса из-под контроля. Причина может заключаться в следующем:

• высокая температура проявителя;

• большое время проявления;

• слишком высокая степень подачи обновляющего раствора проявителя;

• ошибка при разведении раствора;

• загрязнение проявителя.

При понижении графика ниже допустимых норм — низкая активность и, соответственно, следующие причины:

• низкая температура проявителя;

• малое время проявления;

• слишком низкая степень подачи обновляющего раствора проявителя;

• ошибка при разведении раствора;

• рабочий раствор проявителя разбавлен водой;

• загрязнение проявителя.

Кривые на графиках могут изменяться постепенно или резко.

Резкое изменение показывает, что произошло нарушение работы оборудования или загрязнение растворов. Даже небольшое количество отбелки или фиксажа может испортить рабочий раствор проявителя. При загрязнении подкрепляющего раствора изменения графиков будут плавными.

При медленном дрейфе кривых причину надо искать в неправильной подаче обновляющего раствора, испарении и окислении проявителя, загрязнении растворов.

Диагностика процесса

1. Недостаточное отбеливание — кривая идет вверх в области BP-YP.

2. Загрязнение проявителя — в области LD разделение цветов, кривая Mask идет вверх.

3. Низкое перемешивание проявителя — LD в норме, а HD-LD падают вниз.

4. Неправильная подача обновляющего раствора — LD и HD-LD постепенно выходят из нормы.

5. Неправильная температура — LD и HD-LD резко выходят из нормы.

6. Кристаллизация растворов — LD и HD-LD резко падают вниз.

7. Окисление проявителя — LD падает вниз.

8. Слабый фиксаж — в области Mask кривая по красному светочувствительному слою уходит вверх.



Михаил ДЮРЯГИН, Павел САМСОНОВ.






Мнения пользователей

Сергей  (2008-05-15) 
Статья полезная, понравилась. За исключением одного момента, проверка сканированых файлов проводилась по тестовому монитору. По какому принципу/тесту был настроен монитор? Судя по всему, разные студии настраивали свои мониторы не "под Вас", а под свой процесс.



Оставить мнение

Имя

E-mail (не обязательно)

Мнение


Введите код

Дополнительные данные

Цены на услуги московских фотолабораторий
Результаты проявки стрипов
Тестовые фотоснимки




 
  все статьи    все тесты    экспертная оценка    школа потребителя  




Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 Система Orphus


Нашли ошибку на сайте? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на foto.potrebitel.ru.
Ссылка должна содержать слова: "Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Фото&Техника".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложениям по работе сайта -


Место для рекламы: